1.2 Функции цен
Цена выполняет ряд функций, которые имеют важное значение. Функции тесно связаны с действием объективных экономических законов. Функцию цены характеризует совокупность общих свойств, которые присущи ей, как экономической категории.
Информационная функция цены состоит в доведении до всех участников экономики сведений о конъюнктуре рынка и рыночных ценах, о наличии товара и его дефицитности.
Планово-учетная функция цены означает, что цены используются как предприятиями, так и государственными органами для разработки планов и прогнозов. С помощью цен осуществляется учет потребленных ресурсов, выпущенной продукции, расчет всех отчетных стоимостных показателей. Цена показывает, во что обходится обеспечение потребности в конкретной продукции. Она позволяет анализировать стоимостный учет разных процессов и измерение их результатов. На основе этой функции производители имеют возможность учитывать изменения конъюнктуры рынка, связанные с переходом товара из одной стадии жизненного цикла в другую ( внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад). Политика ценообразования должна быть очень гибкой, чтобы предприятие могло функционировать на всех стадиях жизненного цикла без необоснованных затрат.
Функция цены как средство рационального размещения производства. С помощью цены происходит перелив инвестиций в те сектора экономики, в те производства, где высокая норма прибыли. Пока предприниматели мало используют свои капиталы для развития производства (рискуют), а больше вкладывают в торгово-посредническую деятельность, где оборот капитала быстрее.
Балансирующая функция цены. Цена выполняет уравновешивающую функцию между спросом и предложением, стимулирует рост производства при дефиците товара и разгружает рынок от излишков, ограничивая тем самым производство.
Естественное взаимодействие спроса и предложения, обеспечение их равновесия на основе цены реально только на свободном рынке, когда количество товаров, которые покупатель желает приобрести эквивалентно тому объему, который производитель предлагает на рынке. В реальности же это равновесие нарушается и тогда приводятся в движение те рыночные инструменты, которые способны вернуть равновесие и в частности цену.
Стимулирующая функция цены. Цена стимулирует производителя через прибыль, которая заключена в цене. Цены способствуют (или препятствуют) увеличению выпуска и потреблению разных товаров. При регулировании цены можно реально стимулировать (или замедлять) внедрение научно-технического прогресса, экономию затрат, улучшение качества, структуру производства. Цена выступает критерием оценки рациональности принимаемых решений.
Распределительная функция цены. Цена выступает инструментом распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта между предприятиями, отраслями, регионами в результате товарообмена. Особенно эта функция проявляется в цене, которая регулируется государством.
Когда цена устанавливается выше стоимости, то часть ее перераспределяется в пользу продавца, то есть потребитель при покупке товара несет повышенные расходы. Отклоняясь от стоимости, цена может перераспределять национальный доход. Данную функцию цены дополняет финансово-кредитная система. Важной формой распределения НД выступает оплата труда.
Между разными функциями цены имеется взаимосвязь, которая может быть противоречивой. Это должно быть предметом специальных маркетинговых исследований.
- Могилевский государственный университет продовольствия
- 1 Цена в механизме функционирования экономики
- 1.1 Экономическое содержание цены
- 1.2 Функции цен
- 1.3 Факторы, определяющие уровень и динамику цен
- 1.4 Виды и система цен
- 1.5 Состав цены по элементам
- 1.6 Формирование цен по стадиям товародвижения с учетом ндс
- 2 Теория рыночного ценообразования
- 2.1 Взаимодействие цены и спроса. Функция спроса от цены.
- 2.2 Эффект субституции и эффект дохода
- 2.3 Взаимодействие цены и предложения. Функция предложения от цены
- 2.4 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Рыночная конъюнктура
- 2.5 Полезность в ценообразовании
- 3 Государственное регулирование цен
- 3.1 Система государственного ценового регулирования в
- 3.2 Формы государственного ценового регулирования
- 3.3 Ценовое регулирование деятельности монополий
- 3.3.1 Регулирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках
- 3.3.2 Выявление и пресечение установления монопольных цен
- 3.3.3 Запрещение антиконкурентных ценовых соглашений
- 3.4 Контроль за соблюдением законодательства о
- 3.5 Регулирование цен и доходов населения
- 3.6 Основные направления совершенствования государственной ценовой политики
- 4 Методы и стратегии ценообразования
- Издержки производства
- Продукции
- 4.1 Методы ценнообразования, основанные на издержках
- 4.2 Методы ценообразования, ориентированные на качество и
- 4.3 Методы, ориентированные на спрос и уровень конкуренции
- 4.4 Стратегии ценообразования
- 5 Цены в экономике предприятия
- 5.1 Стратегические и тактические аспекты ценовой политики
- 5.2 Основные этапы установления цены
- 5.3 Себестоимость продукции как основной элемент цены
- 5.4 Обоснование себестоимости по статьям расходов
- 5.5 Учет условий поставки в ценах
- 5.6 Прибыль в цене
- 5.7 Цены и налоги
- I Налоги, включаемые в себестоимость продукции.
- II Налоги, уплачиваемые за счет прибыли.
- III Косвенные налоги, являющиеся прямой добавкой к цене.
- 5.8 Принятие решения по ценам на основании прямого счета
- 5.9 Принятие решения по ценам на основании обратного счета
- 6 Особенности ценообразования на отдельных рынках товаров и услуг
- 6.1 Особенности ценообразования на рынке сельскохозяйственной продукции
- 6.2 Тарифы грузовых перевозок на рынке транспортных услуг.
- 6.3 Торговые наценки – цена услуг торговых предприятий
- 7. Ценообразование на мировом рынке
- 7.1 Факторы, определяющие уровень и динамику мировых цен. Виды цен мирового рынка
- 7.2 Влияние обособленностей национальных рынков на
- 7.3 Обоснование цены внешнеторгового контракта
- 7.3.1 Выбор базисных мировых рынков
- 7.3.2 Выбор базисных мировых цен
- 7.3.3 Коммерческие поправки к базисным ценам
- 7.3.4 Учет качества товара в цене внешнеторгового контракта
- 7.3.5 Учет фактора времени при определении цены контракта
- 7.3.6 Система ценовых скидок, используемая при определении контрактной цены
- 7.3.7 Включение налогов и пошлин во внешнеторговую цену
- 7.4 Цены на экспортируемую и импортируемую продукцию и поправки к ним
- 7.5 Пути повышения эффективности внешней торговли
- Приложение а
- Приложение б