logo search
От Рисина Конференции / АКт

Стратегический анализ развития территориальных образований

В настоящее время одной из фундаментальных научных проблем является формирование системы оценки эффективности регионального стратегического развития. Актуальность этой проблемы заключается в том, что в ходе реформирования российского общества были утрачены ориентиры, позволяющие оценивать направление и результативность социально-экономического развития.

Используемые для этого различные макроэкономические, микробытовые, социально-гуманистические, а зачастую и чисто эмоциональные критерии оценки довольно сложно позволяют дать однозначную оценку положению в регионе, направлению регионального развития, эффективности региональной политики.

Методологической основой инструментария стратегического анализа территориальных образований могут служить как общенаучные методы (системный и ситуационный анализ, комплексный подход, программно-целевое планирование и т.д.), так и аналитико-прогностические методы и методические приемы, заимствованные из разных областей знаний (социологии, психологии, антропологии, экологии, эстетики и т.д.).

Применение аналитических методов в стратегическом управлении связано с применением системного подхода к управлению, который позволяет сгруппировать модификации системного подхода, использующиеся в практике стратегического управления и выделить следующие модификации системного подхода: комплексный, функциональный, целевой, ресурсный, интеграционный, коммуникационный, исторический, программный, мультипликационный, нормативный, динамический и режим экономии.

Управленческая значимость методов анализа внешней среды организации выражается в возможности определять силы проявления каждого значимого фактора внешней среды, а также степени чувствительности стратегии к внешним факторам.

На выбор метода анализа внешней среды влияют следующие характеристики внешней среды:

- сложность – число факторов, на которые следует реагировать;

- подвижность – скорость, с которой меняется окружение;

- неопределенность – количество и надежность информации о конкретных факторах внешней среды;

- привычность событий – новизна возникающих изменений.

Методы анализа внешней среды могут быть направлены на:

- установление и оценку факторов среды, представляющих угрозу или способствующих развитию организации;

- изучение изменений, влияющих на текущую деятельность организации, и установлении их тенденций;

- разработку возможных реакций на развитие факторов среды;

- открытие новых способов создания некоторой полезности, имеющей ценность для потребителей.

Исследование и сравнение основных методов стратегического анализа показывает, что большинство концепций и прикладных методов ориентировано на применение на корпоративном уровне, а сами стратегические решения в силу того, что в фокусе планирования находится капитал организации в целом, сводятся к определению оптимальной структуры инвестиций.

Стратегическое планирование развития города и региона предполагает не только разработку программы действий, но и проведение мониторинга их социально-экономического состояния. Данные мониторинга сравниваются с целями и критериями развития, что дает возможность оценивать эффективность и результативность предпринятых мер. Оценивается, насколько совместима выработанная стратегия с ресурсами, с возможностями окружающей среды, помогает ли стратегия решить критические проблемы города и региона, получает ли она поддержку жителей.

Мониторинг и оценка развития региональной социально-экономической системы в целом помогают удостовериться в том, что проекты эффективны и их реализация идет нормальным темпом, а также установить, есть ли необходимость в корректировке. Заметим, что мониторинг выявляет показатели или результаты, а оценка сравнивает результаты с конкретными показателями и с планом в целом; без мониторинга оценка проектов невозможна.

На основе проведенного анализа экономической и социальной ситуации в регионе была составлена матрица SWOT-анализа, результаты которой представлены в таблицах 1-3.

Таблица 1 - Матрица возможностей

вероятность использования возможностей

Влияние

сильное

умеренное

малое

высокая

ВС

ВУ

ВМ

средняя

СС

СУ

СМ

низкая

НС

НУ

НМ

Таблица 2 - Матрица угроз

вероятность использования возможностей

Влияние

 

Разрушение

критическое состояние

тяжелое состояние

легкие ушибы

высокая

ВР

ВК

ВТ

ВЛ

средняя

СР

СК

СТ

СЛ

низкая

НР

НК

НТ

НЛ

Приведенный вариант SWOT-анализа позволяет, во-первых, заметить основные направления развития региона, на которых необходимо акцентироваться в ближайшее время, во-вторых, выявить основные направления будущего совершенствования социально-экономической ситуации региона и, в-третьих, обратить внимание на слабые стороны, которые необходимо устранять.

SWOT-анализ говорит о том, что сегодня Курская область обладает всеми возможностями для того, чтобы стать опорным регионом. К основным сильным сторонам, которыми владеет регион, можно отнести: выгодное геоэкономическое положение, наличие на территории региона природных ресурсов, высокоразвитая отрасль машиностроения, наличие энергетических ресурсов (энергообеспеченность), наличие многопрофильного перерабатывающего комплекса, наличие высококвалифицированных человеческих ресурсов, наличие привлекательных туристско-рекреационных объектов, обширные внешние связи. В качестве основных возможностей Курской области можно отнести: во-первых, большой потенциал к внедрению инновационных проектов, во-вторых, повышение инвестиционной привлекательности, в-третьих, повышение конкурентоспособности территорий, в-четвертых, неограниченные возможности для развития малого и среднего бизнеса, в т.ч. в инновационных для региона отраслях, в-пятых, повышение эффективности социально-экономической политики и др.

Таблица 3 – SWOT-анализ Курской области

Возможности

Угрозы

  1. Внедрение инновационных технологий.

  2. Вовлечение в работу незадействованных производственных мощностей.

  3. Возможность дополнительного развития малого бизнеса, предоставление гарантий малым предприятиям.

  4. Выход продукции отдельных отраслей (металлургия, машиностроение) на мировой рынок.

  5. Диверсификация экономики.

  6. Диверсификация, повышение эффективности социальной политики.

  7. Повышение инвестиционной привлекательности региона.

  8. Повышение эффективности деятельности банковской системы.

  9. Повышение эффективности использования ресурсно-сырьевой базы.

  10. Повышение эффективности использования с/х ресурсов.

  11. Повышение эффективности системы образования

  12. Привлечение инвестиций в социальную сферу

  13. Развитие (внедрение) системы менеджмента качества на ведущих предприятиях.

  14. Развитие систем коммуникаций (транспорт, дороги, связь).

  15. Развитие системы учреждений платных бытовых услуг.

  16. Развитие технопарковых структур.

  17. Рост научно-технического потенциала.

  18. Сотрудничество с зарубежными странами (Еврорегионы).

  19. Сотрудничество с соседними регионами

  20. Увеличение выпуска продукции отдельными предприятиями.

  21. Увеличение доли государственных заказов.

  22. Увеличение доли финансовой помощи из федерального бюджета

  23. Увеличение объемов инвестиций в региональную экономику.

  24. Улучшение показателей системы здравоохранения.

  25. Улучшение показателя уровня и качества жизни населения.

  26. Улучшение предпринимательского климата.

  27. Улучшение экономической обстановки в масштабах страны.

  1. Ухудшение взаимоотношений с соседними регионами.

  2. Усиление конкуренции между регионами (например, в сфере инвестиций).

  3. Снижение численности населения.

  4. Отставание в социально-экономическом развитии области.

  5. Рост темпов инфляции.

  6. Рост конкуренции среди продукции предприятий области.

  7. Вступление России в ВТО.

  8. Увеличение стоимости услуг ЖКХ и сферы энергетики.

  9. Увеличение зависимости от государственного бюджета.

  10. Ухудшение экологической обстановки.

  11. Рост цен на жилье

  12. Снижение качества продуктов питания.

  13. Отсутствие конкуренции в сфере ЖКК.

  14. Снижение уровня (качества) образования

  15. Повышение стоимости образовательных услуг

  16. Повышение стоимости услуг здравоохранения

  17. Снижение качества медицинских услуг

Сильные стороны

Слабые стороны

  1. Профицит бюджета (с 2000 г.).

  2. Рост ВВП.

  3. Развитие рынка банковских услуг.

  4. Устойчивая тенденция роста объема внешнеторгового оборота.

  5. Выгодное географическое расположение области.

  6. Высокая конкурентоспособность продукции предприятий.

  7. Развитая инфраструктура (по видам).

  8. Система образования (качество, доступность)

  9. Благоприятные природные условия.

  10. Запасы природных ресурсов

  11. Историко-культурный потенциал (туризм).

  12. Потенциал плодородных черноземных почв.

  13. Энергообеспеченность (наличие резервов энергетической системы).

  14. Высокий уровень промышленного развитии

  15. Наличие многоотраслевого перерабатывающего комплекса.

  16. Высокий уровень жизни населения

  17. Высокий интеллектуальный и научный-технический потенциалы

  18. Инновационное развитие машиностроения, химической и пищевой промышленности.

  19. Устойчивое развитие основных бюджетообразующих субъектов (Михайловский ГОК, Курская АЭС).

  20. Устойчивое социальное развитие

  1. Недостаточное количество банков, финансовых и кредитных учреждений.

  2. Ухудшающаяся демографическая ситуация (низкая рождаемость, высокая смертность).

  3. Высокая доля убыточных предприятий и плохое состояние ЖКК.

  4. Плохое качество социально-значимых услуг.

  5. Значительная структурно-динамическая нестабильность социально-экономической конъюнктуры.

  6. Несоответствие реального развития экономики области её возможностям.

  7. Большая доля безработных в общей численности населения области.

  8. Медленное развитие инноваций.

  9. Недостаточный уровень развития туристской инфраструктуры.

  10. Низкий уровень доходов населения

  11. Территориальные диспропорции экономического развития.

  12. Территориальные диспропорции социального развития

  13. Ассиметрия развития муниципальных образований

  14. Ухудшающаяся экологическая ситуация

  15. Недостаток финансовых ресурсов на развитие при слабом уровне развития рыночной инфраструктуры

  16. Недостаточная конкурентоспособность продукции, товаров и услуг товаропроизводителей области на внутреннем и внешнем рынках

  17. Недостаточная территориальная дифференциация развития малого предпринимательства

  18. Низкая инвестиционная привлекательность

  19. Низкий уровень диверсификации отраслей промышленности, с/х, малого предпринимательства

  20. Несовершенство нормативно - правовой базы

Таблица 4 - Обобщение результатов SWOT-анализа

Сильные стороны

- выгодное географическое положение

- ландшафт

- земля, пригодная для инвестиций

- значительные материальные ресурсы

- высокий уровень предприимчивости граждан

- культурное наследие, музеи и т.п.

- экономический, научный и интеллектуальный потенциал

Слабые стороны

- плохое состояние технической инфраструктуры, транспорта, телекоммуникаций и муниципальных служб

Благоприятные возможности

- экономический подъем в стране и в мире (включая отрасли, связанные профильными для города)

- строительство автомобильных дорог

- привлекательность для инвесторов

- региональная интеграция

Неблагоприятные возможности

- сепаратизм в планировании развития агломерации и региона

- сокращение самостоятельности муниципального уровня

- конкуренция со стороны других центров

- нестабильность законодательства

Следует заметить, что укреплению экономических и социальных тенденций мешает ряд угроз и проблем, связанных с тем, что динамика расширения рынков и масштабы экономических процессов сегодня развиваются быстрее, чем технологический, финансовый, человеческий факторы. Регион обладает и рядом неблагоприятных (слабых) сторон, например: снижение численности населения, по-прежнему недостаточный уровень внешних инвестиционных потоков и внутренних финансовых ресурсов, медленное развитие инновационных отраслей, ассиметричность развития, низкий уровень доходов населения и др. Кроме того, над регионом нависает ряд угроз: усиление конкуренции в межрегиональном развитии, снижение качества продукции за счет снижения ее себестоимости, дефицит бюджета, повышение стоимости социальных услуг с одновременным снижением их качества.

Руководству региона необходимо правильно проработать основные проблемы и перспективы региона, сопоставить их и на основе полученного результата постараться найти пути решения сложных ситуаций.

Свердлов П.А*.