logo search
От Рисина Конференции / АКт

Формирование системы показателей социально-экономической безопасности региона

В настоящее время существенно возрастают угрозы национальным интересам страны, в том числе таким фундаментальным, как обеспечение политической и экономической независимости, сохранение суверенитета и территориальной целостности, обеспечение необходимого уровня и качества жизни граждан. Влияние современных экономических процессов глобального характера на условия рыночных преобразований в России предопределяет необходимость теоретического исследования основных факторов, оказывающих существенное воздействие на развитие экономической системы общества. К числу таких важнейших факторов современного общественного развития следует отнести государственную политику в области обеспечения национальной экономической безопасности.

Обеспечение безопасности должно быть направлено не только на предотвращение угроз, но и на осуществление комплекса мер по укреплению и развитию прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества, конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства.

Выделение системы индикаторов экономической безопасности и формирование их пороговых значений является закономерной необходимостью на современном этапе развития экономики.

Можно выделить следующие группы объектов для индикативного анализа экономической безопасности региона:

- показатели состояния инфраструктуры (динамика воспроизводства, работоспособность и степень изношенности, техническая аварийность и др.);

- демография, уровень и качество жизни (рождаемость и смертность, продолжительность жизни, заболеваемость; средняя и минимальная заработная плата и пенсии в сравнении с прожиточным минимумом; различие в уровне доходов между отдельными слоями населения; потребление важнейших видов продовольствия и обеспеченность товарами длительного пользования, преступность и др.);

- динамика занятости населения, в том числе по половозрастным и социальным группам населения;

- состояние финансово-бюджетной и кредитной системы, обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами важнейших региональных нужд, обеспеченность ресурсами исполнения отдельных делегированных государственных полномочий;

- действенность системы государственной власти, механизмов правового и административного регулирования;

- состояние окружающей среды, экология.

Формирование индикаторов экономической безопасности региона и муниципального уровня (муниципальный район) может осуществляться по следующим сферам деятельности (таблица 1).

Таблица 1 Индикаторы экономической безопасности по сферам жизнедеятельности

На региональном уровне

На муниципальном уровне

1. Способность экономики территории к устойчивому росту

1.1. Инвестиционная безопасность

1.1. Инвестиционная безопасность

1.2. Производственная безопасность

1.2. Производственная безопасность

1.3. Научно-техническая безопасность

1.3. Безопасность собственности

1.4. Внешнеэкономическая безопасность

1.5. Финансовая безопасность

1.4. Финансовая безопасность

1.6. Энергетическая безопасность

1.5. Энергетическая безопасность

2. Обеспечение приемлемого уровня существования на территории

2.1. Уровень жизни населения

2.1. Социальный уровень жизни населения

2.2. Рынок труда

2.2. Рынок труда и оплата труда

2.3. Демографическая безопасность

2.3. Демографическая безопасность

2.4. Правопорядок

2.4. Правопорядок

2.5. Продовольственная безопасность

2.5. Продовольственная безопасность

3. Экологическая безопасность

3.1. Экологическая защита

3.1 Выбросы вредных веществ

Применительно к специфике региона и в соответствии с фактическими нормативными значениями его технико-экономических показателей и величиной их отклонения от пороговых значений индикаторов экономической безопасности состояние этого региона можно характеризовать как:

- нормальное, когда индикаторы экономической безопасности находятся в пределах пороговых значений, а степень использования имеющегося потенциала близка к технически обоснованным нормативам загрузки оборудования и площадей;

- предкризисное, когда переступается пороговое значение хотя бы одного из индикаторов экономической безопасности, а другие приблизились к некоторой окрестности своих пороговых значений и при этом не были утрачены технические и технологические возможности улучшения условий и результатов производства путем принятия к угрозам мер предупредительного характера;

- кризисное, когда переступается пороговое значение большинства основных индикаторов экономической безопасности и появляются признаки необратимости спада производства и частичной утраты потенциала вследствие исчерпания технического ресурса оборудования и площадей, сокращения персонала;

- критическое, когда нарушаются все (или почти все) пороговые значения, отделяющие нормальное и кризисное состояния развития производства, а частичная утрата потенциала становится неизбежной и неотвратимой.

Требование по обеспечению социально-экономической безопасности регионов должно быть включено в число основополагающих принципов формирования и реализации региональной политики, поскольку экономическая безопасность региона является составляющей экономической безопасности страны, так как регион, являясь целостным социально-экономическим образованием, в то же время есть часть единой социально-экономической системы государства, поэтому столь необходимо соблюдение баланса региональных и общенациональных интересов. Каждый регион, испытывая сильное влияние общероссийских социально-экономических тенденций, все же имеет свои специфические проблемы обеспечения безопасности, которые определяются особенностями самого региона, например, его геополитическим положением, климатическими условиями, обеспеченностью природными ресурсами и др. Регионы вправе самостоятельно решать вопросы освоения и использования природных ресурсов, развития торговли, сферы услуг, региональной инфраструктуры, поддержания правопорядка. Но при этом необходимо сохранить единое социально-экономическое пространство страны, обеспечивающее свободное движение товаров, сырья, трудовых ресурсов, капитала.

Сухорукова О.А., Гонюкова Е.В*.