6.1 Особенности ценообразования на рынке сельскохозяйственной продукции
Одним из наиболее специфически функционирующих национальных рынков является рынок сельскохозяйственной (с/х) продукции. Кроме закупочных цен, которые преобладают в расчетах при реализации с/х продукции, используются бартерные и биржевые цены. И хотя биржевой оборот в республике с/х продукции невелик, биржевые цены являются в наибольшей степени рыночными, так как формируются исходя из спроса и предложения. По закупочным ценам заготовительные, перерабатывающие и другие предприятия закупают с/х продукцию у колхозов, совхозов, фермерских хозяйств и других с/х производителей и населения. Особенности ценообразования на рынке с/х продукции связаны, прежде всего, с социально-экономическими различиями производителей с/х продукции, условия работы производителей оказывают решающее воздействие на уровень закупочных цен.
Большое влияние на закупочные цены оказывает сильная государственная поддержка отрасли. За счет средств государства проводятся работы по миллиарации, производственному и социальному строительству на селе, подготовки кадров. Государством частично или полностью возмещается колхозам и совхозам стоимость приобретенных минеральных удобрений, средств защиты растений, комбикормов, страхование посевов. Им предоставляются льготные кредиты, устанавливаются льготные налоги и неналоговые платежи (налог на прибыль, недвижимость, НДС и др.) Для них действуют пониженные цены на некоторые ресурсы (природный газ). Раньше закупочные цены были значительно занижены относительно реальной стоимости с/х продукции. Сегодня несмотря на обеспечиваемый льготный режим ситуация считается не достаточно сбалансированной. В с/х на формирование закупочных цен оказывает влияние природно-географический фактор. Климатические условия, почвенные особенности определяют не одинаковые затраты на производство одних и тех же с/х продуктов на разных территориях и вызывают территориальную дифференциацию закупочных цен по республике, ее областям. Сельское хозяйство является также ярко выраженной сезонной отраслью производства, с чем связано установление сезонных закупочных цен. Они формируются главным образом с таким расчетом, чтобы учесть в них повышенные затраты вызванные производством в неблагоприятное время года или длительным хранением продуктов.
Министерство с/х и продовольствия РБ устанавливают минимальные рекомендательные закупочные цены по видам продукции в разрезе областей, которые строятся на основе затратного подхода. Возможности их дальнейшего роста в значительной степени ограничены из-за проводимой в РБ социальной политики и растущей конкуренции со стороны более дешевого экспорта продуктов с/х.
Основу закупочных цен составляют производственные затраты с/х которые группируются по элементам и подразделениям на:
переменные
постоянные
К первым в растениеводстве относят:
- оплату труда рабочих и колхозников
- стоимость семян
- посадочного материала
- удобрений
- ГСМ (горюче-смазочные материалы)
- амортизация тракторов и др.
В животноводстве они включают:
- заработную плату рабочих
- стоимость потребленных кормов и подстилки
- амортизацию на технику и др.
Переменные расходы в растениеводстве определяются на основе затрат на гектар посева и величины посевных площадей, то же самое в животноводстве.
В постоянные расходы (п.2) входят затраты связанные с управлением и обслуживанием с/х производства, которые делятся на общепроизводственные и общехозяйственные.
При определении постоянных расходов составляются сметы общепроизводственных и общехозяйственных расходов, а затем эти затраты распределяются по отдельным видам с/х продукции, чаще всего пропорционально прямой заработной плате. В сельском хозяйстве есть отрасли, в которых получается не один, а два и более видов основной и побочной продукции (Например: от зерновых культур имеют зерно и солому, от молочного стада имеют молоко, телят и навоз). В таких случаях затраты между основной и побочной продукцией можно разделить несколькими методами:
1) Путем исключения из общей суммы затрат стоимость побочной продукции по установленным ценам.
2) С использованием коэффициентов, когда один вид продукции принимается за условную, а другие виды пересчитываются в условную с помощью коэффициентов (Например: зерно –1, а солома пересчитывается в эту условную 0,08 и т. д.)
3) При помощи удельных весов, когда затраты распределяются пропорционально стоимости каждого вида сопряженной продукции в общей стоимости продукции.
Особенностью формирования себестоимости как искомой базы закупочных цен является также и то, что в затратах на производство с/х продукции значительную часть составляет расход материалов собственного производства (семян, кормов органических удобрений и др.), которые включаются в себестоимость по оценке их фактической себестоимости (S).
Себестоимость с/х продукции заметно колеблется по годам, так как есть годы благоприятные по климатическим условиям и неблагоприятные. Повышение себестоимости продукции собственного производства в неурожайные годы, автоматически увеличивают затраты на продукцию следующего года.
Сельскохозяйственная продукция характеризуется широким разнообразием и различным уровнем качества. В национальном ценообразовании используется несколько методов учета качества в закупочных ценах:
1) Установление цен в расчете на единицу продукции базисных кондиций (по зерну, масличным культурам, сахарной свекле).
2) Определение цен в расчете на единицу выхода готовой продукции (по скоту).
3) Установление цен исходя из показателей качества указанных в стандарте (молоко, травяная мука, плоды, овощи, зернобобовые).
4) Применение надбавок к базисным ценам на высококачественную продукцию и скидок на продукцию пониженного качества.
Занижение цен, например на зерно, устанавливают по базисным кондициям, то есть влажности, засоренности и др., при отклонении качества закупаемого зерна от базисных кондиций пересчитывается вес в зависимости от фактической влажности и засоренности.
Качество пшеницы характеризуется количеством белка и клейковины в зерне. Закупочные цены на нее определяют отдельно на пшеницу для продовольственных целей и кормовую.
Закупочные цены на скот в живом и убойном весе устанавливают с учетом его упитанности (Например: на крупный рогатый скот в живом весе 4 категории: высшая, средняя, ниже средней упитанности, тощая). По свиньям по 6-ти категориям.
На молоко закупочные цены устанавливаются с учетом жирности по сортам: первый, второй, несортовое, сливки 34% жирности. К ценам на молоко имеющее температуру свыше 10С применяется скидка. А на молоко для производства детского питания, сычужных сыров (т.е. твердых) соответствующим необходимым требованием с точки зрения бактериальной обсеменённости, плотности действуют надбавки.
Широкой дифференциацией по качеству характеризуются закупочные цены на овощи. Так цены на картофель различны в зависимости от сферы применения (на продажу, либо на дальнейшую переработку). Закупочные цены на картофель для продовольственных целей зависят от сортов, от содержания полезных веществ. На наиболее ценные и дефицитные сорта, а так же выращенные без пестицидов применяются надбавки в базисных ценах.
Для реализации планов самообеспечения и продовольственной безопасности РБ, эквивалентного товарообмена между двумя важнейшими отраслями – промышленностью и сельским хозяйством, важно обеспечить паритет цен на промышленную продукцию поставляемую сельскому хозяйству и закупочных цен. Различные темпы роста этих цен обострили актуальность решения этой проблемы. Пропорции между динамикой цен на промышленную и с/х продукцию отражает индекс паритета цен.
, (35)
где Jп.п.– индекс цен на промышленную продукцию для с/х,
Jз.п. – индекс закупочных цен на с/х продукцию.
Индекс паритета цен отражает (показывает) соотношение изменения цен на промышленную продукцию для с/х и закупочных цен на их продукцию.
Для определения Jп.п.за основу принимают и ресурсную корзину в состав которой входит минимальное количество с/х машин, оборудования, запчастей, минеральных удобрений и других ресурсов которые потребляет в среднем одно хозяйство республики. Индекс закупочных цен определяется по корзине с/х продукции, которая характеризуется объемам реализации по видам продукции в расчете на одно хозяйство. Индексы паритета цен рассчитывают ежеквартально, они служат для корректировки ценовой политики для обоснования размеров необходимого повышения закупочных цен или компенсации сельскому хозяйству дополнительных затрат вызванных ростом цен на промышленную продукцию. Размер необходимого повышения закупочных цен или субсидий сельскому хозяйству определяется как разница между стоимостью фактически реализованной с/х продукции и стоимостью скорректированной на индекс паритета цен. Изменение темпов роста цен на промышленную продукцию для села и закупочных цен за последние 10 лет свидетельствуют о нестабильности этих пропорций: с 1991 по 1993 год опережающими темпами росли цены на промышленную продукцию, с 1994 года рост закупочных цен начал обгонять. Решению проблемы паритета цен и государственной помощи сельскому хозяйству способствовало создание в 1995 году и по сей день специального внебюджетного фонда поддержки с/х производителей.
Ценовая политика в аграрном секторе РБ в перспективе будет определяться сочетанием постепенного внедрения рыночного ценообразования, с оптимальным государственным регулированием рынка с/х продукции. Приоритетами следует считать повышение эффективности с/х производства, сбалансированность спроса и предложения с/х продукции, создание необходимых гарантий товаропроизводителям, в том числе ценовых, защита отечественных товаропроизводителей и создание равных условий конкуренции с зарубежными с/х товарами на внутреннем рынке.
- Могилевский государственный университет продовольствия
- 1 Цена в механизме функционирования экономики
- 1.1 Экономическое содержание цены
- 1.2 Функции цен
- 1.3 Факторы, определяющие уровень и динамику цен
- 1.4 Виды и система цен
- 1.5 Состав цены по элементам
- 1.6 Формирование цен по стадиям товародвижения с учетом ндс
- 2 Теория рыночного ценообразования
- 2.1 Взаимодействие цены и спроса. Функция спроса от цены.
- 2.2 Эффект субституции и эффект дохода
- 2.3 Взаимодействие цены и предложения. Функция предложения от цены
- 2.4 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Рыночная конъюнктура
- 2.5 Полезность в ценообразовании
- 3 Государственное регулирование цен
- 3.1 Система государственного ценового регулирования в
- 3.2 Формы государственного ценового регулирования
- 3.3 Ценовое регулирование деятельности монополий
- 3.3.1 Регулирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках
- 3.3.2 Выявление и пресечение установления монопольных цен
- 3.3.3 Запрещение антиконкурентных ценовых соглашений
- 3.4 Контроль за соблюдением законодательства о
- 3.5 Регулирование цен и доходов населения
- 3.6 Основные направления совершенствования государственной ценовой политики
- 4 Методы и стратегии ценообразования
- Издержки производства
- Продукции
- 4.1 Методы ценнообразования, основанные на издержках
- 4.2 Методы ценообразования, ориентированные на качество и
- 4.3 Методы, ориентированные на спрос и уровень конкуренции
- 4.4 Стратегии ценообразования
- 5 Цены в экономике предприятия
- 5.1 Стратегические и тактические аспекты ценовой политики
- 5.2 Основные этапы установления цены
- 5.3 Себестоимость продукции как основной элемент цены
- 5.4 Обоснование себестоимости по статьям расходов
- 5.5 Учет условий поставки в ценах
- 5.6 Прибыль в цене
- 5.7 Цены и налоги
- I Налоги, включаемые в себестоимость продукции.
- II Налоги, уплачиваемые за счет прибыли.
- III Косвенные налоги, являющиеся прямой добавкой к цене.
- 5.8 Принятие решения по ценам на основании прямого счета
- 5.9 Принятие решения по ценам на основании обратного счета
- 6 Особенности ценообразования на отдельных рынках товаров и услуг
- 6.1 Особенности ценообразования на рынке сельскохозяйственной продукции
- 6.2 Тарифы грузовых перевозок на рынке транспортных услуг.
- 6.3 Торговые наценки – цена услуг торговых предприятий
- 7. Ценообразование на мировом рынке
- 7.1 Факторы, определяющие уровень и динамику мировых цен. Виды цен мирового рынка
- 7.2 Влияние обособленностей национальных рынков на
- 7.3 Обоснование цены внешнеторгового контракта
- 7.3.1 Выбор базисных мировых рынков
- 7.3.2 Выбор базисных мировых цен
- 7.3.3 Коммерческие поправки к базисным ценам
- 7.3.4 Учет качества товара в цене внешнеторгового контракта
- 7.3.5 Учет фактора времени при определении цены контракта
- 7.3.6 Система ценовых скидок, используемая при определении контрактной цены
- 7.3.7 Включение налогов и пошлин во внешнеторговую цену
- 7.4 Цены на экспортируемую и импортируемую продукцию и поправки к ним
- 7.5 Пути повышения эффективности внешней торговли
- Приложение а
- Приложение б