14.3 Неоклассические модели экономического роста
Неоклассические модели экономического роста появились в середине 50-х гг. ХХ века, когда на первый план выдвинулась проблема достижения потенциально возможных темпов роста не столько за счет неиспользованных мощностей, сколько путем внедрения новой техники, повышения производительности труда и улучшения организации производства.
В модели Р. Солоу используется производственная функция Кобба—Дугласа, в которой факторы «труд» и «капитал» являются субститутами.
Предпосылками модели являются: а) убывающая предельная производительность капитала (МРК); б) постоянная отдача от масштаба; в) постоянная норма выбытия капитала; г) отсутствие инвестиционных лагов; д) взаимозаменяемость факторов объясняется технологией и предпосылками о совершенной конкуренции на рынке факторов производства.
Предложение описывает производственная функция с постоянной отдачей от масштаба , и для любого положительного z верно, что .
Пусть
,
тогда
,
где Y / L — производительность индивидуального труда y;
K / L — фондовооруженность (капиталовооруженность) труда k.
Тогда можно записать, что производительность труда является функцией капиталоотдачи (в каждой точке кривой тангенс угла равен предельной производительности капитала) и предложение можно определить как y = f(k) (рис. 14.2).
Cпрос y в модели Р. Солоу определяется потреблением и инвестициями, т. е.
,
где с и i — потребление и инвестиции на одного занятого.
Рисунок 14.2 — Зависимость производительности труда от капиталовооруженности.
Но или , тогда , или , а значит, спрос определяется как
.
С учетом равенства спроса предложению имеем:
.
Динамика объема выпуска зависит от инвестиций, уровня их выбытия. Инвестиции изменяют фондовооруженность k и зависят от нормы накопления , т. е. .
Выбытие фондов равно величине dk, где d — ежегодно выбываемая часть капитала k. Отсюда динамика запаса капитала следующая: или .
Существует равновесное значение капиталовооруженности k*.
Если капиталовооруженность меньше равновесной величины, т. е. k1 < k*, инвестиции больше выбытия. т. е. i > dk, значит их рост увеличивает капиталовооруженность до k*. Если показатель капиталовооруженности больше равновесной величины, т. е. k2 > k*, то инвестиции меньше выбытия, т. е. i < dk, значит капиталовооруженность сокращается до k* (рис. 14.3).
Рисунок 14.3 — Равновесная величина капиталовооруженности
На величину равновесной капиталовооруженности влияет норма накопления (сбережений) . Увеличение нормы накопления до 1 увеличивает равновесное значение капиталовооруженности до k*1, повышает производительность труда (см. рис. 14.3).
Пусть население растет с темпом n. Теперь для сохранения прежнего уровня капиталовооруженности необходим объем инвестиций, который не только покроет выбытие капитала, но и обеспечит им новых рабочих, т. е. изменение запаса капитала на одного работающего станет равным = i – dk – nk, = f(k) – (d + n)k.
Для состояния равновесной капиталовооруженности необходимо равенство:
= f(k) – (d + n)k = 0.
При этом возрастает угловой коэффициент (d + n)k и равновесная величина капиталовооруженности k* уменьшается k*1 (рис. 14.4).
Таким образом, чтобы капиталовооруженность оставалась постоянной, при росте населения капитал должен прирастать с таким же темпом, т. е.
.
Рисунок 14.4 — Капиталовооруженность при росте населения
Таким образом, рост населения является фактором экономического роста.
Учет в модели технологического прогресса видоизменяет исходную производственную функцию (предполагается трудосберегающая форма НТП), т. е.
Y = F(K, LE),
где Е — эффективность труда;
LE — численность условных единиц труда с постоянной эффективностью Е. Чем больше Е, тем больше продукции может быть произведено работником.
Пусть Е растет с темпом g. Если численность L растет с темпом n, а E с темпом g, то численность условных единиц труда с постоянной эффективностью LE растет с темпом (n + g). Отсюда k = i – dk – nk – gk или k = f(k) – (d + n + g)k.
Таким образом, при наличии НТП общий объем капитала и выпуска будет расти с темпом g, что является основой для повышения благосостояния населения.
Так как экономический рост связан с различными нормами сбережений, возникает проблема выбора оптимальной нормы накопления, при которой потребление будет достигать максимума.
«Золотой» уровень накопления капитала («золотое правило накопления Фелпса») — это уровень накопления капитала, обеспечивающий наивысшее потребление общества и устойчивое состояние экономики.
Рост потребления возможен до точки, где темп роста инвестиций больше темпа выбытия капитала (точка k** рис. 14.5). Здесь объем выпуска увеличивается больше, чем растет выбытие и потребление.
Изменение капиталовооруженности k дает прирост выпуска, равный предельной производительности капитала и увеличивает выбытие на d (МРК = d). С учетом роста населения и научно-технического прогресса МРК = d + n + g, что равно касательной с угловым коэффициентом d + n + g. Если экономика в исходном состоянии имеет запас капитала больший, необходима программа по снижению предельной склонности к сбережениям .
Если запас капитала меньше, чем k**, то необходима программа по повышению уровня сбережений. Эта программа первоначально приведет к росту инвестиций и падению потребления, но, по мере накопления капитала, потребление вновь начинает расти.
Модель Р. Солоу выделяет технический прогресс как единственную основу устойчивого роста благосостояния.
Недостаток модели в том, что она анализирует состояние устойчивого роста в длительной перспективе, не учитывая целый ряд ограничителей роста (ресурсных, экологических, социальных).
Рисунок 14.5 — «Золотой» уровень накопления капитала
В неоклассической модели устойчивый темп роста определяется экзогенно. Современные теории эндогенного роста пытаются определить устойчивые темпы роста в рамках модели эндогенно, связывая его со всеми возможными количественными и качественными факторами: ресурсными, институциональными и другими.
Сторонники концепции «экономики предложения» полагают, что увеличение темпов роста при полной занятости возможно путем сокращения регулирующего вмешательства извне в рыночную экономику.
Модель Дж. Мида также имеет неоклассическое основание и объясняет экономический рост маржиналистскими подходами, используя закон предельной производительности факторов. Используя модернизированный вариант функции Кобба—Дугласа, Дж. Мид вывел уравнение возможности устойчивого динамического равновесия:
y = ,
где y — среднегодовой темп роста национального дохода;
k — среднегодовой темп роста капитала;
L — среднегодовой темп роста труда;
— доля капитала в национальном доходе;
— доля труда в национальном доходе;
r — темп технического прогресса.
Таким образом, темп роста национального дохода равен сумме темпов роста труда и капитала, взвешенных по доле их расходов в национальном доходе плюс темп технического прогресса. Предполагая, что темп роста труда и технического прогресса постоянны, Дж. Мид делает вывод, что устойчивый темп экономического роста будет достигнут при условии устойчивости темпов роста капитала и его равенства с темпами роста национального дохода.
Если темпы увеличения капитала превысят темпы роста национального дохода, это приведет к автоматическому снижению темпа накопления. Данная зависимость — следствие предпосылки о постоянной доле сбережений в национальном доходе, поэтому прирост сбережений, необходимый для финансирования более высоких темпов накопления будет отставать от последних, оказывая на них сдерживающее влияние, и наоборот.
Рассматривая влияние темпов роста производительности труда на динамическое равновесие, Дж. Мид пришел к выводу, что если они превысят темпы накопления капитала, то из-за снижения предельной производительности труда произойдет замещение труда капиталом и новое их сочетание в производственном процессе обеспечит полную занятость как труда, так и капитала. Поэтому в реальной действительности необходимо соблюдать соответствие между темпами роста труда и накопления капитала. Если рост труда не будет сопровождаться соответствующим ростом капитала, прирост рабочей силы окажется избыточным.
В случае возникновения безработицы на рынке труда усилится конкуренция, которая приведет к снижению ставки заработной платы и к увеличению прибыльности капитала. В результате увеличатся темпы накопления, которые уравновесятся с темпами роста рабочей силы. Государство в модели Дж. Мида должно выполнять лишь косвенную стабилизирующую роль посредством использования денежно-кредитной политики. Только это позволит создать эффективный механизм перераспределения доходов и сбережений, обеспечивающий необходимую занятость ресурсов и устойчивый экономический рост.
Модель А. Льюиса рассматривает резерв рабочей силы как основу экономического роста и применима для стран, в которых «плотность населения высока, капитал дефицитен, а естественные ресурсы ограничены» (Индия, Пакистан, Египет и др.).
В центре анализа — фигура предпринимателя. Кроме того, задача заключается в оптимальном перераспределении части трудовых ресурсов между сферами экономики: сельским хозяйством и промышленностью с тем, чтобы добиться ускорения темпов экономического роста. Предложение трудовых ресурсов в аграрном секторе неограниченно, а в промышленном — является функцией наличного капитала, уровня технологии и спроса на произведенную продукцию.
Сам экономический рост А. Льюис подразделяет на два типа: в промышленности его источником служит использование дополнительного количества рабочей силы (экстенсивный тип), в сельском хозяйстве — повышение предельной производительности труда (интенсивный тип). Эти два типа экономического роста соответствуют двум различным функциям инвестирования. В промышленности речь идет, в основном, о расширении капитала. В сельском хозяйстве инвестиции расширяются в связи с сокращением прибылей: увеличение издержек на заработную плату вынуждает осуществлять замену ручного труда машинным, чтобы, сократив издержки, увеличить прибыли.
А. Льюис считал, что модель неприменима к уже прошедшим индустриальную стадию западным странам, другие авторы, напротив, видят ее работоспособной и в условиях развитой экономики. Такие страны как Великобритания, Швеция, Бельгия, Норвегия и Дания также подтвердили модель А. Льюиса, но в обратной зависимости: низкие темпы экономического роста в этих странах были связаны с ограниченным использованием трудовых ресурсов и производственных мощностей. Еще одну группу составили страны, испытывающие значительный избыток рабочей силы (Испания, Португалия, Греция, Югославия, Турция). Их экономический рост по мнению Ш. Киндлбергера, также вписывается в модель А. Льюиса. Эти страны снабжали рабочей силой не только собственную промышленность, но и промышленность других европейских государств и служили своеобразным резервным фондом труда для всего континента.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Министерство образования республики беларусь учреждение образования «барановичский государственный университет»
- Введение
- Содержание дисциплины
- Тема 2. Национальная экономика
- Тема 3. Основные макроэкономические показатели
- Тема 4. Макроэкономическое равновесие. Модель ad-as
- Тема 5. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке
- Тема 6. Макроэкономическая нестабильность
- Тема 7. Социальная политика
- Тема 8. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
- Тема 9. Денежный рынок и денежно-кредитная политика
- Тема 10. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках. Общее экономическое равновесие
- Тема 11. Макроэкономическая политика и платежный баланс
- Тема 12. Макроэкономическая политика и реальный валютный курс
- Тема 13. Макроэкономическое равновесие в открытой экономике
- Тема 14. Экономический рост
- Учебно- м етодический блок
- Тема 1 макроэкономика как раздел экономической науки
- 1.1 Предмет и метод макроэкономического анализа
- 1.2 Экономические субъекты и модели в рамках макроэкономики
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемых источников
- Тема 2 национальная экономика
- 2.1 Национальная экономика: структура, система пропорций
- 2.2 Планирование и прогнозирование национальной экономики
- 2.3 Государственное регулирование рыночной экономики
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемых источников
- Тема 3 основные макроэкономические показатели
- 3.1 Система национальных счетов
- 3.2 Основные макроэкономические показатели в системе национальных счетов
- 3.3 Основные макроэкономические тождества
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Практические задания
- Задачи и упражнения
- Тестовые задания
- Список рекомендуемых источников
- Тема 4 макроэкономическое равновесие. Модель ad-as
- 4.1 Совокупный спрос и совокупное предложение
- 4.2 Макроэкономическое равновесие в модели ad-as
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Практические задания
- Задачи и упражнения
- Тестовые задания
- Список рекомендуемых источников
- Тема 5 макроэкономическое равновесие на товарном рынке
- 5.1 Совокупное потребление и совокупное сбережение в экономике
- 5.2 Теории потребления и сбережения
- 5.3 Инвестиции
- 5.5 Модель равновесия на товарном рынке (модель Кейнса)
- 5.6 Парадокс бережливости
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Практические задания
- По данным статистики рассмотреть структуру потребления домашних хозяйств в рб.
- По данным статистики для рб рассчитать мультипликатор и акселератор инвестиций для рб за последние три года.
- Задачи и упражнения
- Тестовые задания
- Список рекомендуемых источников
- Тема 6 макроэкономическая нестабильность
- 6.1 Экономические циклы
- 6.2 Рынок труда и безработица
- 6.2.1 Рынок труда
- 6.2.2 Безработица: виды, измерение
- 6.2.3 Государственная политика занятости населения
- 6.3 Инфляция
- 6.3.1 Сущность, причины, измерение инфляции
- 6.3.2 Взаимосвязь инфляции и безработицы
- 6.3.3 Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционная политика
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Практические задания
- Задачи и упражнения
- Тестовые задания
- Список рекомендуемых источников
- Тема 7 социальная политика
- 7.1 Сущность и основные направления социальной политики
- 7.2 Основные показатели социального развития общества
- 7.2.1 Доходы и проблемы их распределения
- 7.2.2 Система социальной защиты населения
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Практические задания
- Задачи и упражнения
- Тестовые задания
- Список рекомендуемых источников
- Тема 8 финансовая система. Основы фискальной политики
- 8.1 Финансовая система
- 8.1.1 Государственный бюджет
- 8.2 Государственный долг
- 8.3 Налоговая система
- 8.3.1 Виды налогов
- 8.3.2 Функции налогов. Кривая а. Лаффера
- 8.4 Бюджетно-налоговая политика
- 8.4.2 Мультипликаторы бюджетно-налоговой политики
- 8.4.3 Эффекты фискальной политики
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Практические задания
- Задачи и упражнения
- Тестовые задания
- Список рекомендуемых источников
- Тема 9 денежный рынок и денежно-кредитная политика
- 9.1 Денежный рынок
- 9.1.1 Теории спроса на деньги
- 9.1.2 Предложение денег в экономике
- Отношение предложения денег к денежной базе образует денежный мультипликатор, т. Е.
- 9.1.3 Равновесие на денежном рынке
- 9.2 Денежно-кредитная политика
- 9.2.1 Кредитная система и ее элементы
- 9.2.2 Денежно-кредитная политика и ее инструменты
- 9.2.3 Эффективность денежно-кредитной политики
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Практические задания
- Задачи и упражнения
- Тестовые задания
- 12. Норма обязательных резервов — это:
- Список рекомендуемых источников
- Тема 10 макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынке. Общее экономическое равновесие
- 10.1 Модель is-lm
- 10.2 Относительная эффективность бнп и дкп в модели is-lm
- 10.3 Экономическая политика в моделях ad-as и is-lm
- 10.4 Общее экономическое равновесие
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Задачи и упражнения
- Тестовые задания
- Список рекомендуемых источников
- Тема 11 макроэкономическая политика и платежный баланс
- 11.1 Открытая экономика: понятие и особенности
- 11.2 Платежный баланс
- 11.3 Государственное регулирование состояния платежного баланса
- 11.4 Экономическая политика и платежный баланс
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Практические задания
- Задачи и упражнения
- Тестовые задания
- Список рекомендуемых источников
- Тема 12 макроэкономическая политика и реальный валютный курс
- 12.1 Валютный рынок: сущность, участники, функции
- 12.2 Спрос и предложение валюты и системы валютных курсов
- 12.3 Номинальный и реальный валютный курс
- 12.4 Экономическая политика и реальный валютный курс
- 12.5 Влияние девальвации на состояние валютного рынка
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Практические задания
- Задачи и упражнения
- Тестовые задания
- Список рекомендуемых источников
- Тема 13 макроэкономическое равновесие в открытой экономике
- 13.1 Анализ экономики с использованием модели is-lm-bp
- 13.2 Результаты макроэкономической политики при фиксированном валютном курсе в условиях низкой мобильности капитала
- Денежно-кредитная политика. Рассмотрим пример стимулирующей денежно-кредитной политики (рис. 13.4).
- Внешнеторговая политика. Рассмотрим пример усиления мер протекционизма во внешнеторговой политике (рис. 13.5).
- 13.4 Результаты макроэкономической политики при плавающем валютном курсе в условиях низкой мобильности капитала
- Внешнеторговая политика. При фиксированном обменном курсе такая политика приводила к значительному увеличению дохода. При плавающем валютном курсе она совершенно неэффективна.
- Внешнеторговая политика. При плавающем валютном курсе она совершенно неэффективна не только при низкой, но и при высокой мобильности капитала (рис. 13.14).
- 13.6 Диаграмма т. Свона
- 13.7 Модель р. Манделла
- 13.8 Выбор моделей макроэкономической политики
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Практические задания
- Задачи и упражнения
- Тестовые задания
- Список рекомендуемых источников
- Тема 14 экономический рост
- 14.1 Показатели, типы и факторы экономического роста
- 14.2 Кейнсианские модели экономического роста
- 14.3 Неоклассические модели экономического роста
- 14.4 Конкурентоспособность экономики: понятие, уровни, формы
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Практические задания
- Задачи и упражнения
- Тестовые задания
- Список рекомендуемых источников
- Учебно-иследовательский блок формы управляемой самостоятельной работы по дисциплине «макроэкономика»
- Рекомендуемая тематика рефератов
- Глоссарий
- Инфляция спроса — это инфляция, порождаемая избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства.
- Список использованных источников
- Оглавление
- Макроэкономика Учебно-методический комплекс для студентов экономических специальностей
- 2 25404 Г. Барановичи, ул. Войкова, 21