8.2 Государственный долг
Государственный долг — это сумма задолженности страны своим и (или) иностранным юридическим, физическим лицам, правительствам других стран. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций.
Различают внутренний долг и внешний.
Внутренний долг — это долг государства населению, субъектам хозяйствования своей страны. Он порождается бюджетными дефицитами, их долговым финансированием. Большинство экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования.
Вместе с тем, нельзя не дооценивать негативные последствия внутреннего долга, ибо при определенных условиях, он может стать серьезной проблемой для экономики страны, так как наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала; государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с предпринимательским сектором, в результате чего ставка ссудного процента повышается, что ведет к сокращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов. Негативным последствием роста внутреннего долга является и увеличение суммы процентных выплат по нему. Поэтому необходимо постоянно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте и, наоборот.
Чтобы последствия долга не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять определенные меры: снижение инфляции, введение специальных налогов и секвестирования бюджета, т. е. пропорционального снижения расходов (на 5 или 10, 15% и т. д.) ежемесячно, практически, по всем статьям бюджета до конца текущего финансового года. Секвестированию не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется высшими органами власти. Существуют также статьи, секвестирование которых невозможно (выплата процентов по государственному долгу и др.).
Внешний долг — это задолженность физическим, юридическим лицам, правительствам других стран. Он может появиться по двум основным причинам:
а) в результате прямого заимствование средств у иностранных государств, частных компаний;
б) путем продажи государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.
Последствия внешнего долга для страны тяжелее, чем внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает уровень жизни населения. Кроме того, при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнение ряда условий, которые «неудобны» для страны-заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит.
Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых иностранных займов. Поэтому правительство предпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний долг:
– использование для погашения части долга золотовалютных резервов страны;
– переоформление краткосрочной задолженности в долгосрочную или отсрочка выплаты внешнего долга (с согласия кредитора).
Величину общего ГД общ и первичного ГД перв государственного долга можно рассчитать по следующим формулам:
,
где G — государственные расходы;
N — выплаты по обслуживанию долга;
F — трансферты;
Т — налоговые поступления в бюджет;
,
При этом выплаты по обслуживанию долга рассчитываются как:
,
где D — величина долга;
R1 — реальная ставка процента.
Таким образом, государственный долг является непосредственным итогом дефицитов бюджета и представляет собой сумму накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга, и коэффициент его обслуживания. Механизм самовоспроизводства государственного долга, следовательно, имеет вид: рост первичного государственного долга → рост государственных займов → рост общей величины государственного долга → рост выплат по обслуживанию государственного долга → рост общей величины государственного долга → рост новых государственных займов → рост общей величины государственного долга → рост выплат по обслуживанию государственного долга → и т. д.
Для количественного описания взаимосвязи между государственным долгом и будущими налогами следует предположить, что экономика функционирует только в течение двух периодов. При этом первый период представляет настоящее, а второй — будущее. Необходимо проанализировать, как налоговые поступления в течение обоих периодов соотносятся с государственными закупками в эти же периоды.
В первом периоде государство собрало налоги Т1, а объем закупок составил G1, во втором периоде — налогов Т2 и объем закупок — на сумму G2. В связи с тем, что правительство может допустить либо бюджетный дефицит, либо превышение доходов над расходами, налоги и затраты в каждый отдельный период не обязательно должны быть тесно взаимосвязанными.
В первый период бюджетный дефицит D равен государственным расходам G1 за вычетом налогов T1:
.
Правительство финансирует этот дефицит путем продажи соответствующего количества государственных облигаций. Во второй период государство должно собрать необходимую сумму налогов для выплаты задолженности, включая накопленные проценты, и оплаты государственных закупок за второй период, т. е.:
,
где r — ставка процента по долгу.
Это уравнение показывает зависимость между объемом закупок и налоговыми поступлениями в каждый из периодов. Преобразовав его в виде:
.
Получим тождество, называемое государственным бюджетным ограничением. Оно показывает, что приведенная стоимость государственных расходов равна текущей приведенной стоимости налоговых поступлений.
Государственное бюджетное ограничение показывает, как нынешние изменения в бюджетно-налоговой политике связаны с изменениями политики в будущем. Бюджетное ограничение предполагает, что текущая приведенная стоимость потребления не должна превышать текущей приведенной стоимости всего потока доходов. При снижении налогов на Т доход также растет на Т, но доход второго периода уменьшается на .
Количественная оценка государственного долга объективно усложняется различными факторами:
1) обычно при оценке величины государственных расходов не учитывается амортизация в государственном секторе экономики. Это приводит к завышению размеров бюджетного дефицита и государственного долга;
2) государственные расходы должны включать только реальный процент по государственному долгу , а не номинальный. При высоких темпах инфляции эта погрешность может быть весьма значительной и определяться соотношением:
,
где Rr — реальная ставка процента
Rn — номинальная ставка процента;
= Rn – Rr — величина инфляции.
Завышение бюджетного дефицита связано с завышением величины государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию:
Реальный дефицит бюджета = Номинальный дефицит бюджета – – Величина государственного долга · Темп инфляции.
3) при оценках дефицита государственного бюджета на макроэкономическом уровне обычно не учитывается состояние бюджетов субъектов государства, которые могут иметь излишки;
4) наряду с официальным дефицитом государственного бюджета существует скрытый дефицит, обусловленный квазифискальной деятельностью центрального банка, а также государственных предприятий и коммерческих банков, который занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно, например, в рамках курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет.
Таким образом, абсолютные размеры бюджетного дефицита и государственного долга не могут служить надежными макроэкономическими показателями, тем более, что задолженность обычно увеличивается по мере роста ВВП. Поэтому целесообразно использовать относительные показатели задолженности. Можно выделить следующие основные относительные показатели государственного долга:
– показатели запаса, характеризующие степень зависимости экономики государства от прошлого притока капитала (бремя долга), т. е.
.
Динамика соотношения долга и ВВП зависит от следующих факторов: а) величины реальной ставки процента, которая определяет размер процентных выплат по долгу; б) темпов роста реального ВВП; в) величины первичного дефицита госбюджета.
Для анализа внешнего долга целесообразно сопоставить его величину с валютной выручкой от экспорта товаров и услуг, т. е.
;
– показатели потока. Чем они выше, тем в более активной краткосрочной корректировке нуждается внешнеторговая и валютная политика в целях уравновешивания платежного баланса, а именно:
Сумма обслуживания долга (приведенная стоимость платежей по внешнему долгу) включает: а) платежи по погашению основного долга; б) уплату процентов; в) поправочный коэффициент дисконтирования.
В макроэкономическом анализе также используется сравнительная динамика показателей, которую можно представить в виде:
Для анализа стран и международного сопоставления кроме нормы обслуживания долга, нормы процентных платежей, удельного веса долга в ВВП и экспорте товаров и услуг также используются показатели:
Жестко фиксированных критических уровней показателей кредитоспособности страны не существует, но есть эмпирические критерии отнесения задолженности к чрезмерной, умеренной и низкой. Приведенная стоимость платежей по внешнему долгу к ВВП при чрезмерной задолженности превышает 80%, при умеренной — находится в пределах 18—80%, при низкой — меньше 18%.
Приведенная стоимость платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг при чрезмерной задолженности состовляет более 220%, умеренной — в пределах 132—220%, низкой — менее 132%.
Действительное бремя государственного долга для той или иной страны предопределяется прежде всего способностью государства его обслуживать, способностью правительства мобилизовать наличные денежные ресурсы. Это в большой степени зависит от величины денежной массы (агрегата М2), доли бартера в экспортно-импортных операциях, наличия очередного внешнего финансирования, чем от размеров ВВП.
Для прогнозирования динамики соотношения Долг / ВВП используется зависимость:
,
где , — изменение соотношения и исходное соотношение Долг / ВВП;
R — реальная ставка процента;
— темп роста реального ВВП;
— доля первичного бюджетного излишка в ВВП.
Для снижения соотношения Долг / ВВП необходимы два условия:
1) реальная ставка процента должна быть ниже, чем темпы роста реального ВВП;
2) рост доли бюджетного излишка в ВВП должен быть постоянным. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.
Механизм снижения внешней задолженности предполагает:
а) выкуп долга на вторичном рынке ценных бумаг за наличные средства со скидкой с номинальной цены;
б) обмен долга на акционерный капитал (своп) промышленных корпораций;
в) замену существующих долговых обязательств новыми обязательствами со снижением процентной ставки и (или) продлением срока возвращения займов.
Беднейшим странам-должникам предоставляется выбор одного из вариантов помощи со стороны официальных кредиторов:
– частичное аннулирование долга;
– дальнейшее продление срока долговых обязательств;
– снижение ставки процента по обслуживанию долга.
Расходы по обслуживанию долга являются наименее эластичной статьей расходной части государственного бюджета.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Министерство образования республики беларусь учреждение образования «барановичский государственный университет»
- Введение
- Содержание дисциплины
- Тема 2. Национальная экономика
- Тема 3. Основные макроэкономические показатели
- Тема 4. Макроэкономическое равновесие. Модель ad-as
- Тема 5. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке
- Тема 6. Макроэкономическая нестабильность
- Тема 7. Социальная политика
- Тема 8. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
- Тема 9. Денежный рынок и денежно-кредитная политика
- Тема 10. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках. Общее экономическое равновесие
- Тема 11. Макроэкономическая политика и платежный баланс
- Тема 12. Макроэкономическая политика и реальный валютный курс
- Тема 13. Макроэкономическое равновесие в открытой экономике
- Тема 14. Экономический рост
- Учебно- м етодический блок
- Тема 1 макроэкономика как раздел экономической науки
- 1.1 Предмет и метод макроэкономического анализа
- 1.2 Экономические субъекты и модели в рамках макроэкономики
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемых источников
- Тема 2 национальная экономика
- 2.1 Национальная экономика: структура, система пропорций
- 2.2 Планирование и прогнозирование национальной экономики
- 2.3 Государственное регулирование рыночной экономики
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемых источников
- Тема 3 основные макроэкономические показатели
- 3.1 Система национальных счетов
- 3.2 Основные макроэкономические показатели в системе национальных счетов
- 3.3 Основные макроэкономические тождества
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Практические задания
- Задачи и упражнения
- Тестовые задания
- Список рекомендуемых источников
- Тема 4 макроэкономическое равновесие. Модель ad-as
- 4.1 Совокупный спрос и совокупное предложение
- 4.2 Макроэкономическое равновесие в модели ad-as
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Практические задания
- Задачи и упражнения
- Тестовые задания
- Список рекомендуемых источников
- Тема 5 макроэкономическое равновесие на товарном рынке
- 5.1 Совокупное потребление и совокупное сбережение в экономике
- 5.2 Теории потребления и сбережения
- 5.3 Инвестиции
- 5.5 Модель равновесия на товарном рынке (модель Кейнса)
- 5.6 Парадокс бережливости
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Практические задания
- По данным статистики рассмотреть структуру потребления домашних хозяйств в рб.
- По данным статистики для рб рассчитать мультипликатор и акселератор инвестиций для рб за последние три года.
- Задачи и упражнения
- Тестовые задания
- Список рекомендуемых источников
- Тема 6 макроэкономическая нестабильность
- 6.1 Экономические циклы
- 6.2 Рынок труда и безработица
- 6.2.1 Рынок труда
- 6.2.2 Безработица: виды, измерение
- 6.2.3 Государственная политика занятости населения
- 6.3 Инфляция
- 6.3.1 Сущность, причины, измерение инфляции
- 6.3.2 Взаимосвязь инфляции и безработицы
- 6.3.3 Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционная политика
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Практические задания
- Задачи и упражнения
- Тестовые задания
- Список рекомендуемых источников
- Тема 7 социальная политика
- 7.1 Сущность и основные направления социальной политики
- 7.2 Основные показатели социального развития общества
- 7.2.1 Доходы и проблемы их распределения
- 7.2.2 Система социальной защиты населения
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Практические задания
- Задачи и упражнения
- Тестовые задания
- Список рекомендуемых источников
- Тема 8 финансовая система. Основы фискальной политики
- 8.1 Финансовая система
- 8.1.1 Государственный бюджет
- 8.2 Государственный долг
- 8.3 Налоговая система
- 8.3.1 Виды налогов
- 8.3.2 Функции налогов. Кривая а. Лаффера
- 8.4 Бюджетно-налоговая политика
- 8.4.2 Мультипликаторы бюджетно-налоговой политики
- 8.4.3 Эффекты фискальной политики
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Практические задания
- Задачи и упражнения
- Тестовые задания
- Список рекомендуемых источников
- Тема 9 денежный рынок и денежно-кредитная политика
- 9.1 Денежный рынок
- 9.1.1 Теории спроса на деньги
- 9.1.2 Предложение денег в экономике
- Отношение предложения денег к денежной базе образует денежный мультипликатор, т. Е.
- 9.1.3 Равновесие на денежном рынке
- 9.2 Денежно-кредитная политика
- 9.2.1 Кредитная система и ее элементы
- 9.2.2 Денежно-кредитная политика и ее инструменты
- 9.2.3 Эффективность денежно-кредитной политики
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Практические задания
- Задачи и упражнения
- Тестовые задания
- 12. Норма обязательных резервов — это:
- Список рекомендуемых источников
- Тема 10 макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынке. Общее экономическое равновесие
- 10.1 Модель is-lm
- 10.2 Относительная эффективность бнп и дкп в модели is-lm
- 10.3 Экономическая политика в моделях ad-as и is-lm
- 10.4 Общее экономическое равновесие
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Задачи и упражнения
- Тестовые задания
- Список рекомендуемых источников
- Тема 11 макроэкономическая политика и платежный баланс
- 11.1 Открытая экономика: понятие и особенности
- 11.2 Платежный баланс
- 11.3 Государственное регулирование состояния платежного баланса
- 11.4 Экономическая политика и платежный баланс
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Практические задания
- Задачи и упражнения
- Тестовые задания
- Список рекомендуемых источников
- Тема 12 макроэкономическая политика и реальный валютный курс
- 12.1 Валютный рынок: сущность, участники, функции
- 12.2 Спрос и предложение валюты и системы валютных курсов
- 12.3 Номинальный и реальный валютный курс
- 12.4 Экономическая политика и реальный валютный курс
- 12.5 Влияние девальвации на состояние валютного рынка
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Практические задания
- Задачи и упражнения
- Тестовые задания
- Список рекомендуемых источников
- Тема 13 макроэкономическое равновесие в открытой экономике
- 13.1 Анализ экономики с использованием модели is-lm-bp
- 13.2 Результаты макроэкономической политики при фиксированном валютном курсе в условиях низкой мобильности капитала
- Денежно-кредитная политика. Рассмотрим пример стимулирующей денежно-кредитной политики (рис. 13.4).
- Внешнеторговая политика. Рассмотрим пример усиления мер протекционизма во внешнеторговой политике (рис. 13.5).
- 13.4 Результаты макроэкономической политики при плавающем валютном курсе в условиях низкой мобильности капитала
- Внешнеторговая политика. При фиксированном обменном курсе такая политика приводила к значительному увеличению дохода. При плавающем валютном курсе она совершенно неэффективна.
- Внешнеторговая политика. При плавающем валютном курсе она совершенно неэффективна не только при низкой, но и при высокой мобильности капитала (рис. 13.14).
- 13.6 Диаграмма т. Свона
- 13.7 Модель р. Манделла
- 13.8 Выбор моделей макроэкономической политики
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Практические задания
- Задачи и упражнения
- Тестовые задания
- Список рекомендуемых источников
- Тема 14 экономический рост
- 14.1 Показатели, типы и факторы экономического роста
- 14.2 Кейнсианские модели экономического роста
- 14.3 Неоклассические модели экономического роста
- 14.4 Конкурентоспособность экономики: понятие, уровни, формы
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Практические задания
- Задачи и упражнения
- Тестовые задания
- Список рекомендуемых источников
- Учебно-иследовательский блок формы управляемой самостоятельной работы по дисциплине «макроэкономика»
- Рекомендуемая тематика рефератов
- Глоссарий
- Инфляция спроса — это инфляция, порождаемая избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства.
- Список использованных источников
- Оглавление
- Макроэкономика Учебно-методический комплекс для студентов экономических специальностей
- 2 25404 Г. Барановичи, ул. Войкова, 21