7.2 Основные показатели социального развития общества
Результаты социальной политики оценивают по уровню и качеству жизни
Уровень жизни определяется степенью удовлетворения потребностей.
Принято выделять 4 основных компонента уровня жизни:
1) непосредственные условия человеческой жизни и продолжения рода (быт, жилье, продовольствие);
2) условия труда (его охрана, травматизм и профзаболевания, санитарно-гигиенические условия);
3) условия развития человека (права человека, уровень и структура доходов, развитие социальной сферы, отдых, рождаемость и др.);
4) экологическая безопасность (состояние окружающей среды, расходы на экологию).
Степень обеспеченности потребностей следует определять не только через сравнение со вчерашним днем, соседними странами, но и с научно-обоснованными нормами, законом возвышения потребностей.
Система показателей уровня жизни, рекомендуемая ООН, включает: а) демографическую ситуацию в стране (рождаемость, смертность и другие характеристики); б) санитарно-гигиенические условия жизни; в) потребление продовольственных товаров; г) жилищные условия; д) образование и культура; е) условия труда и занятость; ж) доходы и расходы населения; и) стоимость жизни и потребительские цены; к) наличие транспортных средств; л) организация отдыха; м) социальное обеспечение; н) права человека.
Наиболее распространенный показатель уровня жизни — среднедушевой доход (ВВП на душу населения).
Качество жизни — интегративная оценка, совокупность характеристик, отражающих материальное, физическое, социальное и культурное благополучие человека. Его показателями являются: 1) условия и безопасность труда; 2) наличие и использование свободного времени; 3) состояние экологии; 4) здоровье и физическое развитие населения и др.
Факторами результативности социальной политики являются: 1) состояние национальной экономики; 2) политическая ситуация; 3) природно-климатические условия, географическое положение; 4) традиции, культура и др.
Для получения реальной картины уровня жизни необходим определенный стандарт. Им является «потребительская корзина» — научно обоснованный, сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющий конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени с учетом конкретных условий, складывающихся в стране и реальных возможностей экономики.
«Потребительская корзинка» формируется по основным статьям: а) питание; б) одежда, белье, обувь; в) предметы санитарии, гигиены, лекарства; г) мебель, предметы санитарно-бытового и хозяйственного назначения; д) жилище и коммунальные услуги; е) культурно-просветительные мероприятия и отдых; ж) бытовые услуги, транспорт, связь; и) содержание детей в дошкольных учреждениях; к) налоги, обязательные платежи, накопления; л) прочие расходы.
Различают рациональную и минимальную потребительскую корзину.
«Рациональная потребительская корзинка» отражает наиболее благоприятную, научно обоснованную структуру потребления.
«Минимальная потребительская корзинка» (минимальный потребительский бюджет, МПБ) — набор товаров и услуг, обеспечивающий минимально нормальный уровень потребления, снижение которого социально неприемлемо. Минимальный потребительский бюджет рассчитывается для стандартной семьи из двух взрослых и двух детей школьного возраста. Определяется МПБ и по отдельным социально-демографическим группам.
Среднедушевой, среднемесячный минимальный потребительский бюджет в РБ равен 1/4 от МПБ для семьи из четырех человек.
Прожиточный минимум — это размер денежного дохода, удовлетворяющий минимально допустимые потребности. Он является базовым нормативом для отнесения граждан к малоимущим группам населения, находящимся за «чертой бедности» (менее 60% среднедушевого, среднемесячного минимального потребительского бюджета (МПБ) для семьи из четырех человек за предшествующий квартал).
Бедность — состояние постоянного отсутствия средств для обеспечения удовлетворительного уровня жизни. При определении удельного веса «бедного населения» используются следующие расчеты по: 1) норме потребления они находятся ниже черты физиологического прожиточного минимума. Их денежные ресурсы ниже стоимостной оценки потребностей, которые должны быть удовлетворены; 2) относительному доходу, когда определяется пороговое значение располагаемого личного дохода; 3) статистическому приему, децильному коэффициенту; 4) стратификационному приему, когда к бедным относят априори те слои населения, для которых характерна низкая эластичность функции занятости и слабые организационные возможности самообеспечения (старики, инвалиды, беженцы и др.); 5) субъективной концепция бедности, когда люди определяют свое состояние как бедность.
Проблемой преодоления бедности считается то, что сложно определить критерий бедности из-за подвижности границ. Ее усугубляет непродуманная экономическая политика и инфляция, безработица, дефицит бюджета, неблагоприятная динамика курса валюты. Существует также зависимость между уровнем личных доходов и жизненным циклом. Уровень жизни следует определять не только текущими доходами, но и массой доходов, получаемых во всем жизненном цикле. Следует учитывать, что финансовые возможности общества всегда ограничены, что обязывает прибегать к адресной помощи. Во всяком случае, поддержка населения должна сочетаться с укреплением мотивации к труду.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Министерство образования республики беларусь учреждение образования «барановичский государственный университет»
- Введение
- Содержание дисциплины
- Тема 2. Национальная экономика
- Тема 3. Основные макроэкономические показатели
- Тема 4. Макроэкономическое равновесие. Модель ad-as
- Тема 5. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке
- Тема 6. Макроэкономическая нестабильность
- Тема 7. Социальная политика
- Тема 8. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
- Тема 9. Денежный рынок и денежно-кредитная политика
- Тема 10. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках. Общее экономическое равновесие
- Тема 11. Макроэкономическая политика и платежный баланс
- Тема 12. Макроэкономическая политика и реальный валютный курс
- Тема 13. Макроэкономическое равновесие в открытой экономике
- Тема 14. Экономический рост
- Учебно- м етодический блок
- Тема 1 макроэкономика как раздел экономической науки
- 1.1 Предмет и метод макроэкономического анализа
- 1.2 Экономические субъекты и модели в рамках макроэкономики
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемых источников
- Тема 2 национальная экономика
- 2.1 Национальная экономика: структура, система пропорций
- 2.2 Планирование и прогнозирование национальной экономики
- 2.3 Государственное регулирование рыночной экономики
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемых источников
- Тема 3 основные макроэкономические показатели
- 3.1 Система национальных счетов
- 3.2 Основные макроэкономические показатели в системе национальных счетов
- 3.3 Основные макроэкономические тождества
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Практические задания
- Задачи и упражнения
- Тестовые задания
- Список рекомендуемых источников
- Тема 4 макроэкономическое равновесие. Модель ad-as
- 4.1 Совокупный спрос и совокупное предложение
- 4.2 Макроэкономическое равновесие в модели ad-as
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Практические задания
- Задачи и упражнения
- Тестовые задания
- Список рекомендуемых источников
- Тема 5 макроэкономическое равновесие на товарном рынке
- 5.1 Совокупное потребление и совокупное сбережение в экономике
- 5.2 Теории потребления и сбережения
- 5.3 Инвестиции
- 5.5 Модель равновесия на товарном рынке (модель Кейнса)
- 5.6 Парадокс бережливости
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Практические задания
- По данным статистики рассмотреть структуру потребления домашних хозяйств в рб.
- По данным статистики для рб рассчитать мультипликатор и акселератор инвестиций для рб за последние три года.
- Задачи и упражнения
- Тестовые задания
- Список рекомендуемых источников
- Тема 6 макроэкономическая нестабильность
- 6.1 Экономические циклы
- 6.2 Рынок труда и безработица
- 6.2.1 Рынок труда
- 6.2.2 Безработица: виды, измерение
- 6.2.3 Государственная политика занятости населения
- 6.3 Инфляция
- 6.3.1 Сущность, причины, измерение инфляции
- 6.3.2 Взаимосвязь инфляции и безработицы
- 6.3.3 Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционная политика
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Практические задания
- Задачи и упражнения
- Тестовые задания
- Список рекомендуемых источников
- Тема 7 социальная политика
- 7.1 Сущность и основные направления социальной политики
- 7.2 Основные показатели социального развития общества
- 7.2.1 Доходы и проблемы их распределения
- 7.2.2 Система социальной защиты населения
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Практические задания
- Задачи и упражнения
- Тестовые задания
- Список рекомендуемых источников
- Тема 8 финансовая система. Основы фискальной политики
- 8.1 Финансовая система
- 8.1.1 Государственный бюджет
- 8.2 Государственный долг
- 8.3 Налоговая система
- 8.3.1 Виды налогов
- 8.3.2 Функции налогов. Кривая а. Лаффера
- 8.4 Бюджетно-налоговая политика
- 8.4.2 Мультипликаторы бюджетно-налоговой политики
- 8.4.3 Эффекты фискальной политики
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Практические задания
- Задачи и упражнения
- Тестовые задания
- Список рекомендуемых источников
- Тема 9 денежный рынок и денежно-кредитная политика
- 9.1 Денежный рынок
- 9.1.1 Теории спроса на деньги
- 9.1.2 Предложение денег в экономике
- Отношение предложения денег к денежной базе образует денежный мультипликатор, т. Е.
- 9.1.3 Равновесие на денежном рынке
- 9.2 Денежно-кредитная политика
- 9.2.1 Кредитная система и ее элементы
- 9.2.2 Денежно-кредитная политика и ее инструменты
- 9.2.3 Эффективность денежно-кредитной политики
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Практические задания
- Задачи и упражнения
- Тестовые задания
- 12. Норма обязательных резервов — это:
- Список рекомендуемых источников
- Тема 10 макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынке. Общее экономическое равновесие
- 10.1 Модель is-lm
- 10.2 Относительная эффективность бнп и дкп в модели is-lm
- 10.3 Экономическая политика в моделях ad-as и is-lm
- 10.4 Общее экономическое равновесие
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Задачи и упражнения
- Тестовые задания
- Список рекомендуемых источников
- Тема 11 макроэкономическая политика и платежный баланс
- 11.1 Открытая экономика: понятие и особенности
- 11.2 Платежный баланс
- 11.3 Государственное регулирование состояния платежного баланса
- 11.4 Экономическая политика и платежный баланс
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Практические задания
- Задачи и упражнения
- Тестовые задания
- Список рекомендуемых источников
- Тема 12 макроэкономическая политика и реальный валютный курс
- 12.1 Валютный рынок: сущность, участники, функции
- 12.2 Спрос и предложение валюты и системы валютных курсов
- 12.3 Номинальный и реальный валютный курс
- 12.4 Экономическая политика и реальный валютный курс
- 12.5 Влияние девальвации на состояние валютного рынка
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Практические задания
- Задачи и упражнения
- Тестовые задания
- Список рекомендуемых источников
- Тема 13 макроэкономическое равновесие в открытой экономике
- 13.1 Анализ экономики с использованием модели is-lm-bp
- 13.2 Результаты макроэкономической политики при фиксированном валютном курсе в условиях низкой мобильности капитала
- Денежно-кредитная политика. Рассмотрим пример стимулирующей денежно-кредитной политики (рис. 13.4).
- Внешнеторговая политика. Рассмотрим пример усиления мер протекционизма во внешнеторговой политике (рис. 13.5).
- 13.4 Результаты макроэкономической политики при плавающем валютном курсе в условиях низкой мобильности капитала
- Внешнеторговая политика. При фиксированном обменном курсе такая политика приводила к значительному увеличению дохода. При плавающем валютном курсе она совершенно неэффективна.
- Внешнеторговая политика. При плавающем валютном курсе она совершенно неэффективна не только при низкой, но и при высокой мобильности капитала (рис. 13.14).
- 13.6 Диаграмма т. Свона
- 13.7 Модель р. Манделла
- 13.8 Выбор моделей макроэкономической политики
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Практические задания
- Задачи и упражнения
- Тестовые задания
- Список рекомендуемых источников
- Тема 14 экономический рост
- 14.1 Показатели, типы и факторы экономического роста
- 14.2 Кейнсианские модели экономического роста
- 14.3 Неоклассические модели экономического роста
- 14.4 Конкурентоспособность экономики: понятие, уровни, формы
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Практические задания
- Задачи и упражнения
- Тестовые задания
- Список рекомендуемых источников
- Учебно-иследовательский блок формы управляемой самостоятельной работы по дисциплине «макроэкономика»
- Рекомендуемая тематика рефератов
- Глоссарий
- Инфляция спроса — это инфляция, порождаемая избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства.
- Список использованных источников
- Оглавление
- Макроэкономика Учебно-методический комплекс для студентов экономических специальностей
- 2 25404 Г. Барановичи, ул. Войкова, 21