logo
LK_Makro_Bychinskoy

5.6 Парадокс бережливости

Увеличение дохода, склонности к сбережению, означает, что склонность к потреблению падает. Домашние хозяйства будут увеличивать сбережения, сокращать свой потребительский спрос, что отрицательно будет сказываться на реализации произведенных фирмами товаров. Фирмы начнут сокращать производство, увольнять рабочих, что обернется снижением доходов у различных категорий граждан и в национальном производстве в целом. Попытка общества увеличить сбережения ничего не даст, если прирост сбережений не будет уравновешиваться приростом инвестиций (рис. 5.10).

S

Y

Рисунок 5.10 — «Парадокс бережливости»

Таким образом, «парадокс бережливости» показывает, что все попытки увеличить сбережения ведут к снижению производства, сокращению доходов и уменьшению сбережений, если нет соответствующего увеличения инвестиций. Объем производства будет сокращаться до тех пор, пока доход не упадет настолько, что желаемый объем сбережений уравняется с желаемой величиной инвестиций.

Рисунок 5.11 — Снижение сбережений в условиях, близких к полной занятости ресурсов

Особый «вред» бережливости состоит в том, что наиболее серьезные мотивы сберегать денежные средства появляются у людей именно при ухудшении экономической конъюнктуры.

При величине сбережений S1 и инвестиций I1 в обществе обеспечен потенциальный объем производства Y*. Увеличение уровня сбережений до S2 без увеличения уровня инвестиций сократит объем производства до Y1. Для обеспечения прежнего уровня объема производства Y* необходимо увеличение объема инветиций до I2. Если таких инвестиций не осуществляет предпринимательский сектор, данную функцию должно взять на себя государство.

Рост сбережений может оказать на экономику антиинфляционное воздействие в условиях, близких к полной занятости ресурсов (рис. 5.11).

Увеличение сбережений снизит потребление, сократит совокупный спрос с AD до AD1 и уровень цен с Р до Р1, сохранив выпуск на уровне потенциального.