logo
LK_Makro_Bychinskoy

6.3.3 Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционная политика

Социально-экономические последствия инфляции могут быть значительными. Это выражается:

– снижением реальных доходов населения, ослаблением трудовой мотивации, усилением дифференциации населения по уровню доходов;

– обесценением сбережений населения;

– ухудшением условий жизни социальных групп с твердыми доходами, возникновением опасности социальных потрясений;

– ослаблением позиций властных структур, снижением доверия населения к правительственным программам и мероприятиям;

– трудностями долгосрочного планирования;

– повышением риска инвестиций. В качестве платы за риск появляются требования более высоких прибылей и процентов.

Пагубным последствием подавленной инфляции на экономику является деформация рыночного механизма, так как изготовители продукции лишаются ценовых сигналов и система цен уже не способна управлять экономической активностью. Таким образом, разрушая рыночный механизм, подавленная инфляция пагубно действует прежде всего на производство. Общество обречено на товарный дефицит.

Если страна идет по пути открытой инфляции, ее экономика имеет шанс на выздоровление и последующее нормальное развитие. Главное условие выздоровления — сохранение рыночного механизма, ценовой системы.

Однако переход на режим открытой инфляции может выдержать не всякая экономика. При монополизированном хозяйстве без рыночной инфраструктуры и гипертрофированной отраслевой структуры, открытая инфляция гигантскому государственному сектору может нанести больше вреда, чем пользы.

Антиинфляционные меры можно применить только к открытой инфляции, так как подавленная — не поддается лечению, ее нельзя измерить. Подавленную инфляцию сначала необходимо превратить в открытую и лишь затем вырабатывать меры борьбы с ней.

Бороться с инфляцией — значит ограничивать ее, удерживать на стабильном уровне цены. Инфляцию нельзя ликвидировать раз и навсегда, поскольку глубинной основой ее существования является циклический характер функционирования рыночной экономики. Поэтому инфляция и безработица — постоянные спутники рыночного хозяйствования и государственная политика поддержания полной занятости и стабильности цен — важнейшая цель макроэкономического регулирования.

Антиинфляционная политика государства, в первую очередь, направлена на устранение причин инфляции. Она становится первоочередной, когда инфляция грозит перерасти в гиперинфляцию.

Главными составляющими антиинфляционной политики являются контроль и регулирование совокупного спроса и совокупного предложения.

Основными инструментами воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение являются бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика, контроль над заработной платой и ценами, индексация.

При инфляционном, избыточном спросе, государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. Однако такая политика может привести к возникновению инфляции, сопряженной со спадом.

Денежно-кредитное регулирование осуществляется путем изменения ставки ссудного процента, нормы обязательных резервов и количества денег в обращении. Однако такому способу регулирования присущи теже издержки, что и бюджетно-налоговой политике. Остановить или придержать рост инфляции независимо от того, монетарными или немонетарными факторами она порождена, можно только при снижении темпа предложения денег. Но следствием снижения темпа прироста денежной массы является падение уровня производства и занятости. Выбор у правительства имеется только в отношении того, как сокращать темп денежной массы: резко (шоковая терапия) или постепенно (градуирование). Эта дилемма решается по-разному, в зависимости от социально-экономической обстановки в стране.

Достоинство шоковой терапии состоит в том, что при ее последовательном проведении у экономических субъектов возникает доверие относительно намерений правительства и их инфляционные ожидания снижаются. Издержки шоковой терапии связаны с резким сокращением объема производства и занятости.

Постепенное снижение темпа денежной массы может восприниматься как свидетельство неуверенности правительства в правильности выбранной цели экономической политики и возможности отказа от борьбы с инфляцией. В этом случае возникает инерция инфляции: экономические субъекты привыкают к постоянному росту цен и заключают контракты с учетом продолжения инфляции, тем самым поддерживая ее. Одним из факторов, порождающих инфляционную инерцию, является индексация денежных доходов, которая часто ассоциируется с защитой от инфляции, хотя на деле инициирует ускорение роста денежной массы и самой инфляции. Попытки следовать этим путем приводят лишь к увеличению инфляции. Политика градуирования может оказаться успешной, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20—30% в годовом исчислении.

Одним из вариантов шоковой терапии в денежно-кредитной политике является проведение денежной реформы конфискационного типа с одновременной или предварительной либерализацией цен. Обмен старых денег на новые производится в определенном соотношении без изменения номинальных уровней доходов и цен. При этом, на суммы старых денег накладываются определенные ограничения, дифференцированные для различных субъектов.

Альтернативой монетарным методам борьбы с инфляцией является политика цен и доходов. Контроль над заработной платой и ценами при наличии доверия правительству должен сократить уровень ожидаемой инфляции. Правительство в директивном порядке либо замораживает цены и номинальные доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней по стране производительности труда, а рост цен — ростом расходов на оплату труда. Противники политики цен и доходов считают, что отмена контроля за ценами и доходами может привести к резкому всплеску инфляции под действием отложенных инфляционных ожиданий, если ее не продлить на неопределенный срок. Однако, по их мнению, это может способствовать превращению открытой инфляции в подавленную.

По мнению М. Фридмена, инфляция, связанная с избыточным спросом, может сдерживаться индексацией.

Снижения инфляции можно добиться вышеперечисленными мерами, воздействуя на совокупное предложение. Экономическая программа в рамках концепции предложения должна включать комплекс мер по уменьшению предельных ставок налогообложения, что способствует усилению трудовой мотивации, росту сбережений и инвестиций, развитию конкуренции.

На выбор варианта антиинфляционной политики правительства существенно влияет социально-политическая обстановка в стране, поскольку распределение издержек этой политики между различными социальными слоями общества зависит от выбранного варианта. Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем снижения государственных расходов, то издержки такой политики лягут, в основном, на сферу, финансируемую за счет бюджета. Если оно будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки лягут в основном на предпринимателей и работников негосударственных предприятий. Предотвращению инфляции лучше всего способствуют скоординированные действия правительства и частного сектора. Правительству следует в ходе фискальной политики стабилизировать государственные расходы и систему налогообложения, денежной политикой стремиться к равенству темпов роста предложения денег темпам роста производственного потенциала страны, валютной политикой не допускать импорта инфляции. Выбор правительства определяется конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране: а) уровнем реальных доходов; б) состоянием промышленности; в) масштабами бюджетного дефицита, вариантами его финансирования; г) состоянием и перспективами развития внешне-экономических связей и др.

При выборе антиинфляционных мероприятий необходимо учитывать цену инфляции, которая зависит от того, какие методы использует государство в своей политике.

При разработке антиинфляционной политики можно выделить антиинфляционную стратегию, включающую цели и меры долгосрочного характера, и антиинфляционную тактику, результаты которой становятся очевидными уже в краткосрочном периоде.

Антиинфляционная стратегия включает четыре основных компонента:

– преодоление инфляционных ожиданий;

– долгосрочную денежно-финансовую политику, направленную на введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы;

– сокращение бюджетного дефицита и перестройку структуры доходов и расходов бюджета;

– увеличение совокупного предложения структурным преобразованием народного хозяйства, государственным стимулированием научно-технического прогресса, мотивацией инвестиционных процессов.

Меры антиинфляционной тактики, в зависимости от цели, можно разделить на две группы: а) льготное налогообложение, приватизация государственной собственности; б) повышение ставок процентов по вкладам и депозитам, развитие акционерных форм собственности, стимулирование приобретения недвижимости, проведение денежных реформ.