16. Порядок разработки
Составлению бизнес-плана должны предшествовать следующие работы:
анализ и оценка текущего состояния предприятия;
анализ возможностей и проблем рынка (потребители, конкуренты…);
состояние отрасли и ее влияние на предпринимательскую деятельность;
определение направлений и формулировка количественно обоснованных целей деятельности предприятия на планируемый период;
определение планов действий, предпринимаемых для достижения целей и определение необходимых ресурсов.
При составлении бизнес-плана используются статистическая, бухгалтерская и другая информация.
Бизнес-план обычно составляется на несколько лет вперед, а затем может корректироваться и пересматриваться по мере необходимости.Бизнес-план разрабатывается в соответствии с приказом (распоряжением), издаваемым руководителем предприятия или заданием на разработку, если в качестве разработчика выступает привлеченная организация.
Этапы разработки бизнес-плана:
1 шаг – предполагает определение источников нужной информации. Ими могут стать: учебники, положения, рекомендации, курсы и др.;
2 шаг определение внешних и внутренних целей разработки, цели вытекают из перечня проблем, которые призван решить бизнес-план;
3 шаг определение круга читателей бизнес-плана. Это определяет специфику содержания, стиль, необходимость выделения тех или иных сторон деятельности, экономических показателей;
4 шаг – установление общей структуры бизнес-плана;
5 шаг – сбор информации для подготовки разделов бизнес-плана;
6 шаг – непосредственное написание бизнес-плана;
7 шаг – экспертиза бизнес-плана (независимая, авторитетным сотрудников или вышестоящей организацией, для самоуспокоения).
В процессе разработки бизнес-плана могут подготавливаться два или более альтернативных варианта с варьированием состава, структуры, функционального назначения отдельных элементов. В этом случае следует проводить сравнительную характеристику вариантов бизнес планов. Содержание бизнес-плана должно отражать результаты единственного варианта, выбранного заказчиком для реализации.Разработку бизнес плана следует осуществлять отдельными блоками, позволяющими комплектовать ту или иную структуру в зависимости от требований заказчика. Особые требования должны предъявляться к изложению материала, стилю написания бизнес-плана.
В зарубежной практике принято разработку бизнес-плана осуществлять с привлечением экспертов и консультантов. Для объективной оценки подготовленного документа проводится его проверка специализированными организациями.
ПОРЯДОК И СРОКИ РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРОГНОЗОВ РАЗВИТИЯ, БИЗНЕС-ПЛАНОВ РАЗВИТИЯ, БИЗНЕС-ПЛАНОВ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
3. Прогнозы развития и бизнес-планы развития разрабатываются коммерческими организациями в соответствии с отраслевыми рекомендациями по их разработке, а бизнес-планы инвестиционных проектов - в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства экономики.В прогнозах развития, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов в обязательном порядке указываются руководители и структурные подразделения коммерческих организаций, ответственные за достижение доведенных и контролируемых органами государственного управления показателей деятельности этих организаций.
4. Прогнозы развития разрабатываются коммерческими организациями один раз в пять лет в двухмесячный срок после доведения им органами государственного управления показателей программы социально-экономического развития Республики Беларусь на очередные пять лет.
Бизнес-планы развития разрабатываются коммерческими организациями ежегодно в двухмесячный срок после доведения им органами государственного управления показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год.
Бизнес-планы инвестиционных проектов разрабатываются коммерческими организациями в случаях, установленных законодательством, не позднее чем за три месяца до начала реализации этих проектов.
5. Единые прогноз развития и бизнес-план развития могут разрабатываться:
в целом для подчиненного органу государственного управления объединения, в состав которого входят коммерческие организации;
для коммерческой организации и созданных ею дочерних организаций.
Осуществляются разработка, утверждение, экспертиза и согласование:
прогнозов развития, бизнес-планов развития дочерних организаций коммерческих организаций, а также коммерческих организаций, входящих в состав объединений, в порядке, установленном органами государственного управления;
единых прогнозов развития и бизнес-планов развития в порядке, установленном настоящим Положением.
6. Разработка прогнозов развития, бизнес-планов развития и бизнес-планов инвестиционных проектов осуществляется на основании приказов руководителей коммерческих организаций самими организациями под контролем органов государственного управления, а также с участием банков в случаях привлечения долгосрочных кредитов (далее - кредит) этих банков.
При необходимости к работе по разработке прогнозов развития, бизнес-планов развития и бизнес-планов инвестиционных проектов коммерческие организации могут привлекать в соответствии с законодательством Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, оказывающих такие услуги.
7. Разработка прогнозов развития, бизнес-планов развития, бизнес-планов инвестиционных проектов привлекаемыми организациями и индивидуальными предпринимателями осуществляется на договорной основе.
В заключаемом договоре в обязательном порядке должны быть отражены:
обязанности сторон по проводимым расчетам, предоставлению необходимой достоверной информации;
сроки разработки необходимых документов;
условия и сроки доработки (при необходимости) этих документов.
8. В приказах руководителей коммерческих организаций о разработке прогнозов развития, бизнес-планов развития и бизнес-планов инвестиционных проектов в обязательном порядке должны быть определены:
8.1. ответственные лица за разработку этих документов, достоверность используемых в расчетах данных, своевременное информирование соответствующего органа государственного управления о ходе их разработки и реализации, своевременное внесение в них необходимых изменений и дополнений в течение срока их реализации;
8.2. обоснование необходимости привлечения к разработке документов организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по разработке прогнозов развития, бизнес-планов развития и бизнес-планов инвестиционных проектов;
8.3. сроки и календарный план-график их разработки.
9. Разработанные прогнозы развития, бизнес-планы развития и бизнес-планы инвестиционных проектов утверждаются руководителями коммерческих организаций.
Утвержденные прогнозы развития направляются в органы государственного управления для согласования в порядке, установленном в главе 4 настоящего Положения.
Утвержденные бизнес-планы развития и бизнес-планы инвестиционных проектов направляются в органы государственного управления для проведения экспертизы и согласования.
В случае если реализация бизнес-планов развития, бизнес-планов инвестиционных проектов осуществляется с привлечением кредита, они вносятся коммерческими организациями в органы государственного управления для проведения экспертизы и согласования только после рассмотрения их банками в порядке, установленном в главе 3 настоящего Положения.
- 1 Планирование деятельности организации в рыночной экономике: содержание, цели, задачи, функции
- 2. Методология планирования. Принципы планирования
- 3. Методы обоснования плановых решений
- 4. Принципы планирования
- 1.3 Виды планирования: стратегическое, текущее, оперативное
- 7. Стратегическое планирование.
- 8. Тактическое планирование
- 9.Бизнес-планирование
- 10 Бизнес-планов
- 11. Регламентирующей порядок разработки бизнес-плана развития предприятия в Республике Беларусь.
- 12.Классификация бизнес-планов
- 13. Бизнес –план развития организации
- 1 Практический анализ Определение потребности в деньгах Помощь в получении денег Помощь в получении денег4 . Бизнес-план инвестиционного проекта, их особенности
- 15 Состав, содержание и порядок разработки бизнес-планов
- 16. Порядок разработки
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- 17 Маркетинговая стратегия организации, ее реализация в бизнес-плане
- 18 Товарная стратегия организации
- 19 Ценовая стратегия организации
- 20. Сбытовая стратегия предприятия
- Каналы распределения товаров
- Система продвижения товара
- Стратегии продвижения товара Выделяют две основные стратегии продвижения товара: вынуждение и проталкивания.
- 21. Планирование объемов продаж
- 22 23 Планирование производственной программы и ее выполнения. Система показателей плана
- . Обоснование возможности выполнения производственной программы мощностями
- Планирование потребности в материально-технических ресурсах
- 24 Планирование закупок
- 25 Планирование затрат на производство и реализацию продукции
- 27 Планирование потребности в трудовых ресурсах
- 28 Планирование фонда оплаты труда
- 29 Финансовый план в системе бизнес-плана. Назначение, основные задачи, состав
- 30 Планирование прибыли в бизнес-плане
- 32 Расчет будущих денежных потоков. Стратегия финансирования
- 33 Прогнозный баланс активов и пассивов и его место в системе финансового плана
- 34 Точка безубыточности
- 35 Сущность и виды экономической эффективности. Показатели
- 7.2. Расчет показателей оценки эффективности бизнес-планов инвестиционных проектов
- 36 Показатели эффективности бизнес-плана развития предприятия
- 37 38 39 Риски в производственно-хозяйственной деятельности организации
- Пути снижения и нейтрализации риска
- 40 Резюме: содержание и особенности написания
- Структура резюме: