37 38 39 Риски в производственно-хозяйственной деятельности организации
Деятельность практически любого субъекта в рыночной экономике осуществляется в условиях неопределенности и изменчивости как внешней, так и внутренней среды. Неполнота и недостоверность информации характерны для большинства плановых задач. Поэтому риск является неотъемлемым атрибутом хозяйствования. На практике не существует бизнеса без риска.
В результате при стечении неблагоприятных обстоятельств возникает риск потерь: материальных, трудовых, финансовых и пр. Потери, которые могут возникнуть в предпринимательской деятельности, оцениваются по-разному и влияют на деятельность организации тоже по-разному. Чаще всего потери проявляются в виде снижения финансовых результатов деятельности, вплоть до угрозы банкротства.
Это вызывает необходимость тщательного расчета степени рискапри осуществлении коммерческих мероприятий и разработки мер по его снижению или недопущению.
В бизнес-планировании под риском следует понимать возможность недостижения значения оценочных критериев в процессе реализации деловой и/или функциональных стратегий. При выборе того или иного решения из совокупности альтернатив риск выступает ограничением.
Большинство руководителей предпочитает нерисковые проекты. Но практика свидетельствует, что такие решения, как правило, неэффективны. Поэтому нужно не избегать риска, а предвидеть его и понимая свои наиболее уязвимые стороны, стремиться снизить риск до возможно более низкого уровня.
Существуют разные виды предпринимательского риска. Чтобы эффективно управлять рисками, необходимо знать все их виды. Обилие рисков привело к появлению различных подходов к их классификации.
Важнейшим признаком, который положен в основу классификации рисков коммерческих организаций, является сфера деятельности: производственная, финансовая, инновационная, инвестиционная, коммерческая.
Производственный риск связан с осуществлением любых видов производственной деятельности. Причинами возникновения этого вида риска могут быть: возможность снижения предполагаемых объемов производства; рост затрат; неполучение или несвоевременное получение денежных средств за отгруженную продукцию; риск возврата продукции и пр.
Коммерческий риск возникает в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем. Основными причинами коммерческого риска являются: снижение объема реализации; повышение закупочных цен; непредвиденное снижение объема закупок; повышение издержек обращения и др.
Финансовый риск возможен в сфере отношений организации с банками и другими финансовыми институтами. Например, чем выше отношение заемных средств организации к собственным, тем в большей степени оно зависитот кредиторов и тем больше финансовый риск.
В Правилах по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов кроме названных видов риска рекомендуется рассчитывать организационные, технологические и экологические риски.
Все виды рисков тесно связаны между собой, и каждый в отдельности может привести к крайне нежелательным последствиям, вплоть до банкротства. Поэтому в крупных западных организациих имеются специалисты по риску, разрабатывается соответствующий раздел в бизнес-плане.
Задача организации – предугадать все типы рисков, с которыми может столкнуться организация, определить риск количественно, сравнить величину риска и выбрать тот вариант, который больше соответствует выбранной стратегии риска.
Любой предпринимательский риск имеет три параметра:
размер риска – размер возможных потерь при осуществлении проекта;
вероятность наступления риска;
разработка мер по минимизации ущерба.
В процессе предпринимательской деятельности могут возникать материальные, трудовые, финансовые потери, потери времени, специальные потери. Все виды потерь определяются в стоимостном выражении с помощью хорошо известных методов. Риск может измеряться как абсолютной, так и относительной величиной убытков и потерь. В настоящее время на практике величина риска чаще определяется как отношение возможных потерь к общей стоимости всего капитала по формуле
где Р – величина риска;
П –возможные потери в стоимостном выражении;
К – стоимость общего капитала организации.
Величина риска колеблется в диапазоне от 0 до 1. Чем выше риск, тем большие потери понесет организация при стечении неблагоприятных условий.
В зависимости от величины потерь, возникающих в процессе производства и реализации продукции, выделяют зоны риска (рис. 7.1):
допустимый риск – когда вероятность потерь существует, но их размер не превышает ожидаемой прибыли. При таких потерях данный вид предпринимательской деятельности сохраняет свою целесообразность.
критический риск характеризуется величиной потерь, превышающих величину ожидаемой прибыли. Имеется риск не возместить затраты, вложенные в конкретную сделку.
катастрофический риск – характеризуется величиной потерь соизмеримой с размером имущества организации. Катастрофический риск способен привести к банкротству организации.
Критерии отнесения к той или иной зоне риска устанавливаются собственником в зависимости от доходности определенного бизнеса, от реальных размеров ресурсов, а также от личности самого собственника.
Риск вероятностная категория, поэтому его измеряют как вероятность возникновения определенного уровня потерь. Для оценки меры вероятности неосуществления намеченного мероприятия или недостижения намечаемого уровня прибыли, дохода используется показатель степени (уровня) риска.
В процессе анализа рисков для каждого абсолютного или относительного значения величины возможных потерь необходимо было бы установить соответствующую вероятность возникновения такой величины потерь – построить кривую риска (рис. 7.1). Применительно к предпринимательству – эта задача очень сложная. Поэтому в практической деятельности предприятий ограничиваются упрощенными подходами с использованием различного рода допущений. Только для крупных проектов необходим тщательный просчет рисков с использованием математического аппарата теории вероятностей.
вероятность определенного уровня потерь, сколько вероятность того, что потери не превысят определенного уровня предельных значений вероятностей возникновения допустимого, критического и катастрофического риска (Вд, Вкр, Вкт). Эти показатели характеризуют надежность плана. Величину их должна устанавливать и рекомендовать прикладная теория предпринимательского риска. По мнению ряда ученых и практиков, можно ориентироваться на следующие предельные значения показателей риска:
– показатель допустимого риска Вq < 0,1 или 10 %; – показатель критического риска Вкр < 0,01 или 1 %;– показатель катастрофического риска Вкт < 0,001 или 0,1 %.
В настоящее время в экономической литературе предложена эмпирическая шкала уровня риска для оценки вероятности наступления рискового события. Нормальным считается риск при коэффициенте до 0,4. Все те риски, вероятность возникновения которых ниже данного уровня, как правило, не рассматриваются.
Для оценки риска в процессе бизнес-планирования организации могут использовать статистические методы, аналитические, методы экспертных оценок, аналогий, оценки платежеспособности и финансовой устойчивости и пр. Для инвестиционных проектов чаще используются: корректировка нормы дисконта, анализ чувствительности, проверка устойчивости и др.
В ходе оценки альтернативных вариантов решений приходится прогнозировать возможные результаты, которые будут иметь разную степень риска. Этот уровень может быть задан набором оценочных критериев и границами их отклонений. Проект может быть реализованным при допустимом уровне риска, если достигаются заранее определенные отклонения от оценочных критериев.
После выделения наиболее существенных рисков логическим завершением данного раздела бизнес-плана должны стать предполагаемые меры по их профилактике и снижению.
- 1 Планирование деятельности организации в рыночной экономике: содержание, цели, задачи, функции
- 2. Методология планирования. Принципы планирования
- 3. Методы обоснования плановых решений
- 4. Принципы планирования
- 1.3 Виды планирования: стратегическое, текущее, оперативное
- 7. Стратегическое планирование.
- 8. Тактическое планирование
- 9.Бизнес-планирование
- 10 Бизнес-планов
- 11. Регламентирующей порядок разработки бизнес-плана развития предприятия в Республике Беларусь.
- 12.Классификация бизнес-планов
- 13. Бизнес –план развития организации
- 1 Практический анализ Определение потребности в деньгах Помощь в получении денег Помощь в получении денег4 . Бизнес-план инвестиционного проекта, их особенности
- 15 Состав, содержание и порядок разработки бизнес-планов
- 16. Порядок разработки
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- 17 Маркетинговая стратегия организации, ее реализация в бизнес-плане
- 18 Товарная стратегия организации
- 19 Ценовая стратегия организации
- 20. Сбытовая стратегия предприятия
- Каналы распределения товаров
- Система продвижения товара
- Стратегии продвижения товара Выделяют две основные стратегии продвижения товара: вынуждение и проталкивания.
- 21. Планирование объемов продаж
- 22 23 Планирование производственной программы и ее выполнения. Система показателей плана
- . Обоснование возможности выполнения производственной программы мощностями
- Планирование потребности в материально-технических ресурсах
- 24 Планирование закупок
- 25 Планирование затрат на производство и реализацию продукции
- 27 Планирование потребности в трудовых ресурсах
- 28 Планирование фонда оплаты труда
- 29 Финансовый план в системе бизнес-плана. Назначение, основные задачи, состав
- 30 Планирование прибыли в бизнес-плане
- 32 Расчет будущих денежных потоков. Стратегия финансирования
- 33 Прогнозный баланс активов и пассивов и его место в системе финансового плана
- 34 Точка безубыточности
- 35 Сущность и виды экономической эффективности. Показатели
- 7.2. Расчет показателей оценки эффективности бизнес-планов инвестиционных проектов
- 36 Показатели эффективности бизнес-плана развития предприятия
- 37 38 39 Риски в производственно-хозяйственной деятельности организации
- Пути снижения и нейтрализации риска
- 40 Резюме: содержание и особенности написания
- Структура резюме: