34 Точка безубыточности
CVP-анализ (Cost-Volume-Profit analysis) является базовым инструментом управленческого учета. В российской учетной практике он известен как анализ взаимосвязи «затраты — объем — прибыль», либо анализ безубыточности, операционный анализ. Используется для обоснования, прежде всего, краткосрочных управленческих решений, в частности для оценки изменения прибыли под воздействием объема производства (продаж) продукции, цены продаж, удельных переменных затрат, совокупных постоянных затрат. Применяется для решения ряда управленческих задач, круг которых связан с определением потенциальных прибылей и убытков, установлением цен продаж на продукцию и возможностью их снижения, решения вопросов об объемах производства/продаж продукции, изменения структуры затрат и ассортиментом продукции и т. п.СVР-анализ сопряжен с определением точки безубыточности, маржинального дохода, операционного рычага, расчетом абсолютныхи относительных показателей (процентов, коэффициентов), применением методов элементарной математики и несложных статистических приемов.
Модель безубыточности позволяет ответить на следующие вопросы:
какое влияние окажет прибыль на изменение цен на реализуемую продукцию, изменение переменных и постоянных затрат, объема реализации;
какой объем продаж обеспечит достижение безубыточности;
каковы оптимальные объем и структура;
как изменение в структуре реализации повлияет на прибыль и минимальный безубыточный объем;
какой «запас прочности» есть у предприятия;
какой объем продаж позволит достичь запланированного объема прибыли;
какую прибыль можно ожидать при данном уровне реализации;
какой минимальный уровень цен на продукцию предприятия при заданном объеме выпуска позволит избежать убытков;
как изменение в ассортименте реализуемой продукции повлияет на прибыль и минимальный безубыточный объем;
производить ли товары самостоятельно или заказывать на стороне;
какова нижняя граница цены на реализуемую продукцию.
Модель безубыточности опирается на ряд исходных предположений:
поведение затрат и выручки можно описать линейной функцией одной переменной — объема выпуска;
переменные затраты и цены остаются неизменны в течение всего планового периода;
структура продукции не изменяется в течение планируемого периода;
поведение постоянных и переменных затрат может быть измерено точно;
на конец анализируемого периода у предприятия не остается запасов готовой продукции (или они не существенны), т. е. объем продаж соответствует объему производства.
Точка безубыточности (критическая точка, точка равновесия, «мертвая точка») показывает тот объем производства и продажи продукции (товаров, работ, услуг), при котором организация не имеет ни прибылей, ни убытков и за счет полученной выручки полностью покрывает произведенные затраты.Существует несколько способов определения точки безубыточности: с помощью категории маржинального дохода; формульный (алгебраический, экономико-математический), графический. Первые два основаны на использовании метода уравнений; последний базируется на построенииграфика безубыточности, но любой из этих способов связан с применением уравнения затрат и уравнения выручки.Уравнение общих затрат имеет вид: у = ах + b. Для проведения анализа безубыточности целесообразно использовать аналитические показателив уравнении затрат.
Уравнение выручки может быть представлено как равенство:
S = p x Qp,
где S — выручка от продаж продукции, руб.; p — цена продаж единицы продукции, руб.; Qp — объем продаж, ед.
Основным условием расчета критической точки и проведения анализа безубыточности является равенство объемов производства и продаж, то есть Qn = Q.
Рассмотрим различные методы проведения такого анализа. Формульный (математический) метод: метод уравнений — используется в двух случаях:
(а) если расчет точки безубыточности основывается на использовании категории маржинального дохода;
(б) если исчисляется собственно критический объем производства (продаж), а также если рассчитывается объем производства (продаж) исходяиз заранее заданной, запланированной прибыли.
В случае (а) расчет критического объема базируется на равенстве выручки и затрат, то есть уравнении: S = Z. Развернутое уравнение имеет вид:
p X Q = Zпер X Q + 2пост.
Разница между ценой продаж единицы продукции и переменными затратами на единицу продукции представляет собой маржинальный доходна единицу продукции (md) и отражается формулой:
md = p — Zпер.
Таким образом, расчет точки безубыточности на основании категории маржинального дохода возможно осуществлять по формуле:
Q = Z^ct / md
В случае (б) рассматриваются два варианта расчета объема производства (продаж):
когда планируемая прибыль (П) равна 0;
когда планируемая прибыль (П) не равна 0.
1-й вариант предусматривает расчет критического объема производства. Он базируется на равенстве выручки и затрат: S = Z и был рассмотрен ранее на основании использования категории маржинального дохода.
2-й вариант предусматривает расчет объема производства при планируемой прибыли. Он также основан на соотношении затрат и выручки, однако равенства между ними в этом случае нет. Преобразованное развернутое уравнение затрат и уравнение выручки принимает вид:
p X Q = Zпер X Q + Z + П.
Дальнейшие преобразования, аналогичные ранее произведенным, позволяют рассчитывать объем производства при планируемой прибыли по формуле:
Q = (пост + П) / (p — Zпер)
или через категорию маржинального дохода:
Q = (пост + П) / md
Метод уравнений, используемый в CVP-анализе, позволяет ответить на практические вопросы бизнеса:
какова безубыточность деятельности в натуральном и стоимостном выражении?
каким должен быть объем производства и продаж, чтобы обеспечить заранее заданную (запланированную, целевую) прибыль?
как изменится безубыточность, если повысятся/снизятся общие постоянные затраты, удельные переменные затраты, цена продажи единицы продукции?
Проиллюстрируем использование анализа величин методом уравнений.
Пример. Организация производит и продает один вид продукции. Цена продаж единицы продукции — 200 руб., переменные затраты на единицупродукции — 80 руб. Постоянные затраты периода — 240 000 руб. Необходимо определить:
точку безубыточности в единицах продукции и стоимостном выражении;
количество единиц продукции, которое необходимо произвести и продать для получения прибыли 24 000 руб.;
изменение безубыточности деятельности при увеличении постоянных затрат на 10%;
изменение безубыточности деятельности переменных затрат до 100 руб.;
изменение безубыточности деятельности продаж на 20%.
Решение.
1) Точка безубыточности в количественном выражении (ТБед) определяется по формуле:
ТБед = Zn /(p — = 240 000 / (200 — 80)) = 2 000 ед.
Для того чтобы представить точку безубыточности в стоимостном выражении (ТБруб), необходимо рассчитанное количество умножить на ценупродаж:
ТБруб. = 2 000 ед. х 200 руб. = 400 000 руб.
Это означает, что организации необходимо произвести и продать 2 000 ед. продукции на сумму 400 000 руб. прежде чем она начнет получать прибыль.
Количество единиц продукции, необходимое для получения запланированной прибыли (П), рассчитывается по формуле:
Q = (пост + П) / (Ц — Zпер) = (240 000 + 24 000) / (200 — 80) = 2 200 ед.
Дополнительные, сверх точки безубыточности, 200 единиц продукции (2 200 ед.— 2 000 ед.) обеспечат организации получение запланированной прибыли. Увеличение объемов производства и продаж на 10% (2 200 ед. / 2 000 ед. х 100% — 100%) позволит получить прибыль в 24 000 руб. при неизменности основных параметров по цене, переменным и постоянным затратам.
Рост постоянных затрат на 10% и его влияние на безубыточность определяется по формуле:
Q = (пост + X 10%) / (p — Zпер) = = 240 000 + 240 000×10%) / (200 — 80) = = (240 000 + 24 000) / 120 = 2 200 ед.
Расчет показывает, что увеличение постоянных затрат на 10% приводит к повышению точки безубыточности на 10%, то есть к необходимостипроизводить такой же объем продукции — 2 200 ед.— как и для получения прибыли в 24 000 руб., но в условиях сохранения постоянных затратна прежнем уровне.
Повышение переменных затрат до 100 руб. и его влияние на безубыточность в натуральном и стоимостном выражении оцениваетсяс применением формул:
ТБед = / (p — Zпер) = 240 000 / (200 — 100) = 2 400 ед. ТБруб. = 2 400 ед. х 200 руб. = 480 000 руб.
Увеличение удельных переменных затрат на 20 руб. (100 — 80) приводит к снижению удельного маржинального дохода на 20 руб. (120 — 100). Такое сокращение маржинального дохода свидетельствует о необходимости достижения точки безубыточности при более высоком уровне производства и продаж — на 400 ед. (2 400 ед.— 2 000 ед.) больше. «Удаление» точки безубыточности повышает предпринимательские риски.
5) Расчет безубыточности в натуральном и стоимостном выражении при повышении цены продаж проводится по формулам: ТБед = Zn^ / [(p + p х20%) — Zпеp] = 240 000 / [(200 + 200×20%) — 80] = 240 000 / [(200 + 40) — 80] = 1 500 ед.
ТБруб. = 1 500 ед. х 240 руб. = 360 000 руб.
Повышение цены на 20% снижает точку безубыточности на 33%, то есть она достигается меньшим объемом деятельности (1 500 ед. против 2 000ед.) и с меньшей стоимостью (360 000 руб. против 400 000 руб.). Это снижает предпринимательские риски. Достигается такой эффект за счет роста удельного маржинального дохода (160 руб. (240 — 80) против 120 руб. (200 — 80)).
Метод уравнений, в котором реализован достаточно гибкий экономико-математический подход, позволяет использовать несложные математические формулы для более глубокого исследования параметров зависимости «затраты — объем — прибыль» с точки зрения их предельнодопустимых величин, обеспечивающих безубыточную деятельности организации. При этом решается следующая группа практических вопросов бизнеса:
до какой степени возможно снижать выручку (объем продаж) и цену продаж с тем, чтобы сохранить безубыточность деятельности, то есть каковы критическая выручка (объем продаж) и критическая цена продаж?
какими могут быть критический уровень удельных переменных затрат и критический уровень общих постоянных затрат?
Эти вопросы решаются с применением формул, на основе которых рассчитываются и анализируются, в частности, следующие показатели.
Создается впечатление, что у области прибыли таких ограничений нет. Однако это не так, поскольку с позиций общеэкономического содержания линия совокупных затрат, представленная на графике безубыточности, отражает лишь кривую предложения. Если ее сопоставить с кривой спроса, то окажется, что область прибыли также имеет ограничения — ограничения по спросу.
CVP-анализ представляет собой модель влияния объемов производства на затраты, зависимости прибыли от каждого процента производства/продаж продукции, динамики затрат. Однако при проведении такого анализа необходимо принимать во внимание ряд ограничений и допущений,которые в значительной степени упрощают реальную действительность, существующую при принятии управленческих решений.
Последствиями игнорирования таких условий могут быть серьезные ошибки в расчетах и неправильные управленческие выводы. Основными допущениями и ограничениями в анализе безубыточности являются:
подробная классификация затрат с подразделением на переменные и постоянные. Отсутствие такой классификации сделает невозможным расчет точки безубыточности и маржинального дохода;
равенство объемов производства и продаж, а также отсутствие запасов готовой продукции в рассматриваемом релевантном диапазоне;
неизменность цен продаж продукции в релевантном периоде;
неизменность цен на потребляемые в процессе производства ресурсы в релевантном периоде;
неизменность ассортимента производимой продукции в анализируемом релевантном диапазоне. Это ограничение актуально при производстве нескольких видов продукции;
расчет и анализ только одной точки безубыточности. Это допущение предусматривает, что существует производство только одного вида продукции. При многопродуктовом производстве рассчитываются несколько точек критического объема производства;
выручка от продаж продукции линейно зависит от объемов производства и продаж;
производительность труда в рассматриваемом релевантном периоде остается неизменной;
временная стоимость денег не принимается во внимание.
В реальности переменные и постоянные затрат имеют, как правило, прямую и косвенную составляющие, что не делает эти затраты безусловно зависимыми или безразличными от изменения объемов деятельности; отсутствие запасов непроданной продукции может являться частным случаем в бизнесе; рост производительности труда под воздействием опыта работы (кривая квалификации) не оставляет удельные переменные затраты без изменения. Однако указанные ограничения лишь подтверждают, что анализ безубыточности может быть более сложным в условиях реальной действительности, но его процедура направлена на поиск путей решения вопросов ценообразования, ассортиментной политики, повышения рентабельности производства и продаж.
- 1 Планирование деятельности организации в рыночной экономике: содержание, цели, задачи, функции
- 2. Методология планирования. Принципы планирования
- 3. Методы обоснования плановых решений
- 4. Принципы планирования
- 1.3 Виды планирования: стратегическое, текущее, оперативное
- 7. Стратегическое планирование.
- 8. Тактическое планирование
- 9.Бизнес-планирование
- 10 Бизнес-планов
- 11. Регламентирующей порядок разработки бизнес-плана развития предприятия в Республике Беларусь.
- 12.Классификация бизнес-планов
- 13. Бизнес –план развития организации
- 1 Практический анализ Определение потребности в деньгах Помощь в получении денег Помощь в получении денег4 . Бизнес-план инвестиционного проекта, их особенности
- 15 Состав, содержание и порядок разработки бизнес-планов
- 16. Порядок разработки
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- 17 Маркетинговая стратегия организации, ее реализация в бизнес-плане
- 18 Товарная стратегия организации
- 19 Ценовая стратегия организации
- 20. Сбытовая стратегия предприятия
- Каналы распределения товаров
- Система продвижения товара
- Стратегии продвижения товара Выделяют две основные стратегии продвижения товара: вынуждение и проталкивания.
- 21. Планирование объемов продаж
- 22 23 Планирование производственной программы и ее выполнения. Система показателей плана
- . Обоснование возможности выполнения производственной программы мощностями
- Планирование потребности в материально-технических ресурсах
- 24 Планирование закупок
- 25 Планирование затрат на производство и реализацию продукции
- 27 Планирование потребности в трудовых ресурсах
- 28 Планирование фонда оплаты труда
- 29 Финансовый план в системе бизнес-плана. Назначение, основные задачи, состав
- 30 Планирование прибыли в бизнес-плане
- 32 Расчет будущих денежных потоков. Стратегия финансирования
- 33 Прогнозный баланс активов и пассивов и его место в системе финансового плана
- 34 Точка безубыточности
- 35 Сущность и виды экономической эффективности. Показатели
- 7.2. Расчет показателей оценки эффективности бизнес-планов инвестиционных проектов
- 36 Показатели эффективности бизнес-плана развития предприятия
- 37 38 39 Риски в производственно-хозяйственной деятельности организации
- Пути снижения и нейтрализации риска
- 40 Резюме: содержание и особенности написания
- Структура резюме: