logo
ОТВЕТЫ ПО 4 ПРЕДМЕТАМ / ШПОРКИ МОИ УПравление организацией к - Курс лекции БизнесПланирование

13. Бизнес –план развития организации

Бизнес-план развития организации. Разрабатывается на разных этапах существования коммерческой организации и составляет основу систематического цикла планирования.

Основной целью разработки бизнес-плана развития является обоснование текущего и перспективного планирования развития организации, выработки (выбора) новых видов деятельности в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Сегодня бизнес-план – основной инструмент формирования стратегии развития самостоятельного хозяйствующего субъекта. Такой план включает описание организации, ее потенциальные возможности, оценку внутренней и внешней среды бизнеса, конкретные данные о стратегии бизнеса, маркетинга и развитии бизнеса. В нем отмечаются возможные риски и намечаются меры по их снижению.

Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи, связанные с функционированием организации:

  1. определить конкретные направления деятельности организации, рынки и ее место на этих рынках;

  2. сформулировать долговременные и краткосрочные цели организации, его стратегию и тактику;

  3. определить перечень продукции и эффективность производства и реализации каждого из них;

  4. оценить финансовое положение фирмы и оценить соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;

  5. предусмотреть трудности, которые могут возникнуть и помешать практическому выполнению бизнес-плана;

  6. выступает как средство самоорганизации, основа корпоративного планирования.

В условиях рыночной экономики все организации разрабатывают бизнес-планы. Бизнес-план помогает координировать деятельность партнерских фирм, связанных кооперированием. Помогает бизнес-план и при поиске инвесторов, кредиторов, а также при принятии решений о расширении организации и вывода ее из кризисного состояния.

Базовым документом, регламентирующим разработку бизнес-планов развития, является постановление № 186 [3]. В соответствии с ним разрабатываются отраслевые рекомендации, на основе которых и подготавливаются бизнес-планы. Рекомендуемый состав и структура бизнес-плана развития, содержание, практически не отличаются от состава бизнес-плана инвестиционного проекта. Небольшие различия имеются лищь в содержании отдельных разделов и обусловлены спецификой каждого из документов.

Сравнение бизнес-планов развития предприятий и бизнес-планов инвестиционных проектов позволяет выделить их основные отличительные черты.

Таблица 2.1

Основные отличительные черты бизнес-планов предприятий и инвестиционных проектов

Бизнес-план инвестиционного проекта

Бизнес-план развития организации

1. В основе – одна цель

1. Охватывает комплекс целей

2. Имеет четко очерченные временные рамки выполнения

2. Предусматривает комплексное непрерывное планирование

3. Разрабатываеся на срок жизни проекта

3. Разрабатывается непрерывно по периодам (обычно на 1–5 лет)

4. Основная задача – привлечение финансовых средств

4. Регламентация параметров работы организации на определенный период

5. Основные показатели оценки: ЧДД, ИД, ВНД, период окупаемости

5. Показатели оценки: материальные, общеэкономические и финансовые

6. Разрабатывается, как правило, привлеченными организациями

6. Разрабатываются, как правило, самостоятельно, ПЭО с привлечением всего коллектива

. В чем особенность структуры бизнес-плана инвестиционного проекта?

Особенность структуры бизнес-плана инвестиционного проекта обусловлена следующим. Основой разработки инвестиционного проекта является исследование рынка, результаты которого позволяют принять ре-шение о целесообразности производства конкретного вида продукции или увеличения объемов его выпуска и разработки бизнес-плана вообще. Параллельно проводятся исследования по выбору технологий и оборудования, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции. На этом этапе анализируются предложения от поставщиков оборудования, обобщается информация о технических характеристиках, стоимости и условиях поставки производственного оборудования и технологий. С учетом результатов маркетинговых исследований и предварительной выработки стратегии по применению технологий и оборудования осуществляются расчет объемов производства и продаж будущей продукции, затрат на ее выпуск и реализацию, определение объема инвестиций и выработка стратегии маркетинга. Прогнозируются альтернативные варианты реализации инвестиционного проекта, производится оценка их эффективности и степени риска с применением методов имитационного моделирования.