1 Планирование деятельности организации в рыночной экономике: содержание, цели, задачи, функции
Планирование – важнейшая составная часть современной экономической науки, исследующей проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью максимального удовлетворения материальных потребностей общества и достижения целей организации.
Как экономическую категорию планирование можно рассматривать с экономической и управленческой точек зрения.
С экономической точки зрения – это способ определения пропорций совместной деятельности, наряду с рыночным механизмом.
С управленческих позиций планирование – важнейшая базовая функция, которая определяет цели системы. Основное воздействие на объект управления осуществляется именно через планирование.
Сегодня существует множество определений планирования. Среди них:
Планирование – это процесс экономического обоснования рационального поведения субъекта хозяйствования для достижения своих целей.
Планирование – это адаптация системы «бизнес» к внешней среде.
Планирование – процесс формирования целей, определения приоритетов, средств и методов их достижения.
Все эти различные, но схожие по смыслу определения в совокупности описывают сущность планирования.
Главная цель планирования состоит в том, чтобы быть действенным инструментом для достижения целей организации.
Бизнес-планирование выступает в качестве самостоятельного вида плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством (бизнесом). Можно сказать, что бизнес-планирование – это деловое планирование.
Бизнес-планирование представляет собой системное, комплексное планирование развития бизнеса в условиях рынка, обоснование его целесообразности.
В процессе бизнес-планирования создается наглядная модель деятельности организации, которая отражает все механизмы и принципы взаимосвязи различных бизнес-процессов (подсистем) в рамках единого бизнеса.
Основной задачей бизнес-планирования является выбор оптимальных действий в условиях имеющихся ресурсных ограничений и динамизма внешней среды, в результате которых достигаются цели бизнеса.
Реализация планирования осуществляется с помощью планов.
План – это рабочий инструмент достижения поставленных целей субъектом, расписанный по исполнителям, времени и средствам.
Бизнес-план – это структурированный, тщательно проработанный документ, содержащий экономическое обоснование коммерческой идеи или развития организации. В бизнес-плане прогнозируются различные варианты развития бизнеса и выявляются проблемы, с которыми может столкнуться организация.
Зарубежный опыт показал, что выживает именно тот, кто занимается бизнес-планированием непрерывно. Быстроменяющиеся условия бизнеса заставляют предпринимателей все заранее предусматривать и своевременно разрабатывать оптимальные действия по нивелированию негативов. Предприятие постоянно рискует, принимая решения, а план не только позволяет предусмотреть все действия, но и предвидеть любые неожиданности, которые могут возникнуть по ходу дела и уметь с ними справиться.
В результате бизнес-планирования обеспечивается:
надежность и устойчивость развития компании;
получение преимущества в конкуренции;
расширение рынка сбыта;
увеличение прибыли на инвестированный капитал.
Вместе с тем планирование не панацея. Его возможности ограничены рядом объективных и субъективных причин. Наиболее важными причинами являются:
1. Неопределенность, многомерность и стохастичность рыночной среды.
2. Издержки планирования на научные исследования, на организацию плановых служб, а также дополнительные затраты времени.
3. Масштаб деятельности организации. На практике, чем больше организация (до определенных пределов), тем лучше там поставлена плановая работа.
4. Субъективные факторы – субъективность взглядов исполнителей, ошибки в экономических расчетах, форсмажорные обстоятельства и т. п.
Планирование – особый вид деятельности. В современных условиях оно рассматривается не только как наука, но и как искусство. Планирование тесно связано с мыслительной деятельностью человека и в основе своей неповторимо.
- 1 Планирование деятельности организации в рыночной экономике: содержание, цели, задачи, функции
- 2. Методология планирования. Принципы планирования
- 3. Методы обоснования плановых решений
- 4. Принципы планирования
- 1.3 Виды планирования: стратегическое, текущее, оперативное
- 7. Стратегическое планирование.
- 8. Тактическое планирование
- 9.Бизнес-планирование
- 10 Бизнес-планов
- 11. Регламентирующей порядок разработки бизнес-плана развития предприятия в Республике Беларусь.
- 12.Классификация бизнес-планов
- 13. Бизнес –план развития организации
- 1 Практический анализ Определение потребности в деньгах Помощь в получении денег Помощь в получении денег4 . Бизнес-план инвестиционного проекта, их особенности
- 15 Состав, содержание и порядок разработки бизнес-планов
- 16. Порядок разработки
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- 17 Маркетинговая стратегия организации, ее реализация в бизнес-плане
- 18 Товарная стратегия организации
- 19 Ценовая стратегия организации
- 20. Сбытовая стратегия предприятия
- Каналы распределения товаров
- Система продвижения товара
- Стратегии продвижения товара Выделяют две основные стратегии продвижения товара: вынуждение и проталкивания.
- 21. Планирование объемов продаж
- 22 23 Планирование производственной программы и ее выполнения. Система показателей плана
- . Обоснование возможности выполнения производственной программы мощностями
- Планирование потребности в материально-технических ресурсах
- 24 Планирование закупок
- 25 Планирование затрат на производство и реализацию продукции
- 27 Планирование потребности в трудовых ресурсах
- 28 Планирование фонда оплаты труда
- 29 Финансовый план в системе бизнес-плана. Назначение, основные задачи, состав
- 30 Планирование прибыли в бизнес-плане
- 32 Расчет будущих денежных потоков. Стратегия финансирования
- 33 Прогнозный баланс активов и пассивов и его место в системе финансового плана
- 34 Точка безубыточности
- 35 Сущность и виды экономической эффективности. Показатели
- 7.2. Расчет показателей оценки эффективности бизнес-планов инвестиционных проектов
- 36 Показатели эффективности бизнес-плана развития предприятия
- 37 38 39 Риски в производственно-хозяйственной деятельности организации
- Пути снижения и нейтрализации риска
- 40 Резюме: содержание и особенности написания
- Структура резюме: