logo
ОТВЕТЫ ПО 4 ПРЕДМЕТАМ / ШПОРКИ МОИ УПравление организацией к - Курс лекции БизнесПланирование

1 Планирование деятельности организации в рыночной экономике: содержание, цели, задачи, функции

Планирование – важнейшая составная часть современной экономической науки, исследующей проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью максимального удовлетворения материальных потребностей общества и достижения целей организации.

Как экономическую категорию планирование можно рассматривать с экономической и управленческой точек зрения.

С экономической точки зрения – это способ определения пропорций совместной деятельности, наряду с рыночным механизмом.

С управленческих позиций планирование – важнейшая базовая функция, которая определяет цели системы. Основное воздействие на объект управления осуществляется именно через планирование.

Сегодня существует множество определений планирования. Среди них:

Планирование – это процесс экономического обоснования рационального поведения субъекта хозяйствования для достижения своих целей.

Планирование – это адаптация системы «бизнес» к внешней среде.

Планирование процесс формирования целей, определения приоритетов, средств и методов их достижения.

Все эти различные, но схожие по смыслу определения в совокупности описывают сущность планирования.

Главная цель планирования состоит в том, чтобы быть действенным инструментом для достижения целей организации.

Бизнес-планирование выступает в качестве самостоятельного вида плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством (бизнесом). Можно сказать, что бизнес-планирование – это деловое планирование.

Бизнес-планирование представляет собой системное, комплексное планирование развития бизнеса в условиях рынка, обоснование его целесообразности.

В процессе бизнес-планирования создается наглядная модель деятельности организации, которая отражает все механизмы и принципы взаимосвязи различных бизнес-процессов (подсистем) в рамках единого бизнеса.

Основной задачей бизнес-планирования является выбор оптимальных действий в условиях имеющихся ресурсных ограничений и динамизма внешней среды, в результате которых достигаются цели бизнеса.

Реализация планирования осуществляется с помощью планов.

План – это рабочий инструмент достижения поставленных целей субъектом, расписанный по исполнителям, времени и средствам.

Бизнес-план это структурированный, тщательно проработанный документ, содержащий экономическое обоснование коммерческой идеи или развития организации. В бизнес-плане прогнозируются различные варианты развития бизнеса и выявляются проблемы, с которыми может столкнуться организация.

Зарубежный опыт показал, что выживает именно тот, кто занимается бизнес-планированием непрерывно. Быстроменяющиеся условия бизнеса заставляют предпринимателей все заранее предусматривать и своевременно разрабатывать оптимальные действия по нивелированию негативов. Предприятие постоянно рискует, принимая решения, а план не только позволяет предусмотреть все действия, но и предвидеть любые неожиданности, которые могут возникнуть по ходу дела и уметь с ними справиться.

В результате бизнес-планирования обеспечивается:

Вместе с тем планирование не панацея. Его возможности ограничены рядом объективных и субъективных причин. Наиболее важными причинами являются:

1. Неопределенность, многомерность и стохастичность рыночной среды.

2. Издержки планирования на научные исследования, на организацию плановых служб, а также дополнительные затраты времени.

3. Масштаб деятельности организации. На практике, чем больше организация (до определенных пределов), тем лучше там поставлена плановая работа.

4. Субъективные факторы – субъективность взглядов исполнителей, ошибки в экономических расчетах, форсмажорные обстоятельства и т. п.

Планирование – особый вид деятельности. В современных условиях оно рассматривается не только как наука, но и как искусство. Планирование тесно связано с мыслительной деятельностью человека и в основе своей неповторимо.