19 Ценовая стратегия организации
Цена – одна из главных составляющих маркетинговой деятельности, важнейший фактор, определяющий объем продаж и выручку от реализации продукции.
Цена на товар в условиях рынка складывается под влиянием спроса и предложения. Вместе с тем государство может оказывать существенное воздействие как на издержки производства, так и на установление конечной цены продукта. Кроме того, необходимо учитывать огромное количество факторов, как внешнего характера (тип рынка, поставщики, конкуренты), так и внутреннего (технология, организация труда, управления). Поэтому каждая организация формирует собственную ценовую стратегию с учетом базовой стратегии и целей развития организации.
Стратегия цен как элемент маркетинговой стратегии предусматривает обоснование и разработку механизма определения цен на производимые им товары. Стратегия ценообразования должна ответить на вопрос: как должна себя вести фирма (предприятие) в тех или иных ситуациях на рынке, чтобы с помощью эффективной ценовой политики привлечь покупателей к своей продукции, сформировать потребительские предпочтения и приверженность покупателей к марке организации.
Процесс ценообразования чрезвычайно сложен и зависит от множества факторов: уровня спроса; наличия товаров-субститутов; эластичности спроса; государственного регулирования цен; уровня цен на продукцию предприятий-конкурентов и др.
При установлении цен предприятие должно стремиться к такому их уровню, который бы обеспечивал максимальный объем дохода при оптимальном объеме выпуска продукции и достигнутом уровне издержек производства. Основные факторы, влияющие на процесс определения цен на продукцию отражены в рис. 4.2. Верхний и нижний пределы цен определяются различными по отношению к предприятию внешними и внутренними факторами: нижний – себестоимостью продукции, верхний – позицией организации на рынке.
Слишком низкая цена. Получение прибыли при этой цене невозможно. Р мин | Возможная цена | Слишком высокая цена. Формирование спроса при этой цене невозможно. Рмакс. | ||
Себестоимость | Цены конкурентов и цены товаров заменителей | Уникаль ные возможности |
Рис. 4.2. Основные факторы, влияющие на определение цен на товары
При формировании цен на продукцию предприятие может применять следующие основные методы ценообразования:
1. На основе издержек – наиболее простая и распространенная стратегия ценообразования. Суть ее состоит в том, что цена товара образуется путем до-
бавления прибыли к себестоимости товара. На практике данный метод ценообразования может быть реализован в различных формах:
–«средние издержки плюс прибыль» – заключается в прибавлении к средним издержкам на единицу продукции различных надбавок, покрывающих не включенные в себестоимость затраты, платежи, а также прибыль. Данный метод позволяет установить нижний предел цены. Недостатком этого метода является то, что он не учитывает ценовую эластичность спроса, что требует проведения дополнительных расчетов.
–обеспечением целевой прибыли. Данный метод основан на величине издержек и ожидаемых поступлений при разных уровнях объема продаж. Его использование требует от организации рассмотрения различных вариантов цен, их влияния на объем сбыта, который необходим для преодоления уровня безубыточности и получения целевой прибыли.
2. С ориентацией на уровень конкуренции – предусматривает использование цены, формируемой соотношением покупательского спроса и товарного предложения. Цена устанавливается в зависимости от места и времени продаж, уровня сервиса, различий товара и пр.
3. С ориентацией на спрос. В основе этого метода – учет действия закона спроса и ценовой эластичности. Используется по товарам, для которых цена – ключевой фактор в принятии потребительского решения. Разновидностью данного метода является метод установления цены, исходя из ощущаемой ценности товара, в основе которой – субъективная оценка покупателя.
При выходе на рынок с новой продукцией предприятие может использовать следующие подходы к формированию цены:
высокое качество – высокая цена;
цена в зависимости от цен конкурентов;
низкие производственные издержки – низкая цена.
Выбранная стратегия определяет дальнейшую политику цен. Например, выбор метода ценообразования «высокое качество – высокая цена» обязывает постоянно поддерживать выпуск продукции с высоким уровнем качества. Но позволяет быстро увеличить объем продаж.
Задача политики цен состоит в том чтобы создать условия для более быстрого роста выручки по сравнению с ростом издержек. Цена становится сигналом целесообразности производства конкретного продукта и побуждает к лучшей организации бизнеса, а следовательно, заставляет думать об издержках. Не занимаясь вопросами такой политики руководители упускают реальный шанс управлять и регулировать потоки поступления и выплат т. е. сохранить ликвидность организации и его финансовую утойчивость.
- 1 Планирование деятельности организации в рыночной экономике: содержание, цели, задачи, функции
- 2. Методология планирования. Принципы планирования
- 3. Методы обоснования плановых решений
- 4. Принципы планирования
- 1.3 Виды планирования: стратегическое, текущее, оперативное
- 7. Стратегическое планирование.
- 8. Тактическое планирование
- 9.Бизнес-планирование
- 10 Бизнес-планов
- 11. Регламентирующей порядок разработки бизнес-плана развития предприятия в Республике Беларусь.
- 12.Классификация бизнес-планов
- 13. Бизнес –план развития организации
- 1 Практический анализ Определение потребности в деньгах Помощь в получении денег Помощь в получении денег4 . Бизнес-план инвестиционного проекта, их особенности
- 15 Состав, содержание и порядок разработки бизнес-планов
- 16. Порядок разработки
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- 17 Маркетинговая стратегия организации, ее реализация в бизнес-плане
- 18 Товарная стратегия организации
- 19 Ценовая стратегия организации
- 20. Сбытовая стратегия предприятия
- Каналы распределения товаров
- Система продвижения товара
- Стратегии продвижения товара Выделяют две основные стратегии продвижения товара: вынуждение и проталкивания.
- 21. Планирование объемов продаж
- 22 23 Планирование производственной программы и ее выполнения. Система показателей плана
- . Обоснование возможности выполнения производственной программы мощностями
- Планирование потребности в материально-технических ресурсах
- 24 Планирование закупок
- 25 Планирование затрат на производство и реализацию продукции
- 27 Планирование потребности в трудовых ресурсах
- 28 Планирование фонда оплаты труда
- 29 Финансовый план в системе бизнес-плана. Назначение, основные задачи, состав
- 30 Планирование прибыли в бизнес-плане
- 32 Расчет будущих денежных потоков. Стратегия финансирования
- 33 Прогнозный баланс активов и пассивов и его место в системе финансового плана
- 34 Точка безубыточности
- 35 Сущность и виды экономической эффективности. Показатели
- 7.2. Расчет показателей оценки эффективности бизнес-планов инвестиционных проектов
- 36 Показатели эффективности бизнес-плана развития предприятия
- 37 38 39 Риски в производственно-хозяйственной деятельности организации
- Пути снижения и нейтрализации риска
- 40 Резюме: содержание и особенности написания
- Структура резюме: