7. Стратегическое планирование.
Стратегические планы, как правило, ориентированы на длительную перспективу и определяют основные направления развития хозяйствующего субъекта. Выступают основой, фундаментом, на котором строится вся система планирования предприятия.
В основе стратегического плана – стратегия, т.е. совокупность генеральных целей и средств их достижения.
Цель стратегического планирования – создание потенциала для выживания и развития предприятия при динамичной внешней и внутренней среде.
В отличие от долгосрочного планирования, основывающегося преимущественно на экстраполяции сложившихся тенденций и соответствующей оценке состояния объекта в будущем, стратегическое планирование – это планирование от будущего к настоящему, исходя из генеральных целей. Стратегия – не функция времени, а функция поставленной цели.
Объектами стратегических решений могут быть: рыночная стоимость, выпуск новых видов продукции, изменение производственной структуры, повышение финансовой устойчивости и др.
Функциями стратегического плана являются:
адаптация к внешней среде;
распределение ресурсов;
координация и регулирование;
организационные изменения.
Стратегический план не имеет четкого алгоритма разработки и больше носит концептуальный характер, сопряжен со значительным риском.
Результатом стратегического планирования является совокупность планов развития предприятия на длительную перспективу
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
В понятие "планирование" входит определение целей и путей их достижения. Планирование деятельности предприятия осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы, производство и закупки. При этом, все частные планы взаимоувязаны между собой.
Процесс планирования проходит четыре взаимосвязанных этапа:
1) разработка общих целей;
2) определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2,5,10 лет);
3) определение путей и средств их достижения;
4) контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.
Планирование необходимо для достижения фирмой следующих целей:
- повышение контролируемой доли рынка. предвидение требований потребителя. выпуск продукции более высокого качества. обеспечение согласованных сроков поставок. установление уровня цен с учетом условий конкуренции. поддержание репутации фирмы у потребителей.
Задачи планирования определяются каждой фирмой самостоятельно в зависимости от деятельности, которой она занимается. В целом же задачи стратегического планирования любой фирмы сводятся к следующему:
1) планирование роста прибыли.
2) планирование издержек предприятия, и, как следствие, их уменьшение.
3) увеличение доли рынка, увеличение доли продаж.
4) улучшение социальной политики фирмы.
Так, выделяют четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:
- распределение ресурсов, в основном ограниченных, таких как фонды, управленческие таланты, технологический опыт;
- адаптация к внешней среде;
- внутренняя координация (координация стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций);
- осознание организационных стратегий (осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических ошибках, т.е. способность учиться на опыте).
Стратегическое планирование является составной частью стратегического управления, которое представляет собой процесс, протекающий в три основных этапа:
- определение долгосрочных перспектив развития предприятия, т.е. его стратегия;
- разработка комплекса мероприятий (заданий) по реализации стратегии фирмы;
- контроль и выявление основных проблем при реализации стратегии развития объекта.
Стратегический план - программа укрупненных действий для достижения поставленных целей. Стратегическое планирование - процесс определения конкретных целей организации и направлений действий для их осуществления в соответствии с принятой стратегией.
Существуют следующие виды стратегического планирования
- долгосрочное (перспективное) планирование. Перспективные планы разрабатываются на срок от 5 до 10 лет;
- среднесрочное планирование. Среднесрочные планы разрабатываются на срок от 1 до 5 лет;
- краткосрочное планирование. Такое планирование охватывает период в несколько недель или месяцев. Оно нацелено на регулирование текущего использования ресурсов и реализуется через составление календарных программ производства и контроля за ним, управления материальными запасами и полученными кредитами;
- оперативное планирование. В задачу оперативного планирования входит контроль за ежедневной загрузкой оборудования, последовательность операций, расстановка работников и др.
На практике обычно применяют три основные схемы организации процедур стратегического планирования
- планирование «сверху-вниз» (характерно для специализированных предприятий) При этом базовая информация, задачи каждого подразделения и ключевые стратегии формируются на уровне предприятия в целом и служат для оперативных подразделений руководящей линией.
- интерактивное планирование представляет собой нечто среднее между двумя описанными выше схемами стратегического планирования. Идеи формируются в процессе взаимодействия между высшим руководством, плановым отделом и оперативными подразделениями предприятия. Высшее руководство устанавливает цели и направления деятельности. Стратегии формируются в процессе взаимодействия по вертикали по специально разработанным процедурам (комитеты, комиссии, конференции). Следовательно, стратегия развития предприятия представляет собой плод коллективного разума, однако окончательное решение принимает высшее руководство.
- 1 Планирование деятельности организации в рыночной экономике: содержание, цели, задачи, функции
- 2. Методология планирования. Принципы планирования
- 3. Методы обоснования плановых решений
- 4. Принципы планирования
- 1.3 Виды планирования: стратегическое, текущее, оперативное
- 7. Стратегическое планирование.
- 8. Тактическое планирование
- 9.Бизнес-планирование
- 10 Бизнес-планов
- 11. Регламентирующей порядок разработки бизнес-плана развития предприятия в Республике Беларусь.
- 12.Классификация бизнес-планов
- 13. Бизнес –план развития организации
- 1 Практический анализ Определение потребности в деньгах Помощь в получении денег Помощь в получении денег4 . Бизнес-план инвестиционного проекта, их особенности
- 15 Состав, содержание и порядок разработки бизнес-планов
- 16. Порядок разработки
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- 17 Маркетинговая стратегия организации, ее реализация в бизнес-плане
- 18 Товарная стратегия организации
- 19 Ценовая стратегия организации
- 20. Сбытовая стратегия предприятия
- Каналы распределения товаров
- Система продвижения товара
- Стратегии продвижения товара Выделяют две основные стратегии продвижения товара: вынуждение и проталкивания.
- 21. Планирование объемов продаж
- 22 23 Планирование производственной программы и ее выполнения. Система показателей плана
- . Обоснование возможности выполнения производственной программы мощностями
- Планирование потребности в материально-технических ресурсах
- 24 Планирование закупок
- 25 Планирование затрат на производство и реализацию продукции
- 27 Планирование потребности в трудовых ресурсах
- 28 Планирование фонда оплаты труда
- 29 Финансовый план в системе бизнес-плана. Назначение, основные задачи, состав
- 30 Планирование прибыли в бизнес-плане
- 32 Расчет будущих денежных потоков. Стратегия финансирования
- 33 Прогнозный баланс активов и пассивов и его место в системе финансового плана
- 34 Точка безубыточности
- 35 Сущность и виды экономической эффективности. Показатели
- 7.2. Расчет показателей оценки эффективности бизнес-планов инвестиционных проектов
- 36 Показатели эффективности бизнес-плана развития предприятия
- 37 38 39 Риски в производственно-хозяйственной деятельности организации
- Пути снижения и нейтрализации риска
- 40 Резюме: содержание и особенности написания
- Структура резюме: