logo
ОТВЕТЫ ПО 4 ПРЕДМЕТАМ / ШПОРКИ МОИ УПравление организацией к - Курс лекции БизнесПланирование

30 Планирование прибыли в бизнес-плане

Важнейшим финансовым результатом, характеризующим абсолютную эффективность хозяйствования организации является прибыль. В условиях рыночной экономики прибыль выступает как основа экономического развития организации: является финансовой базой для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудового коллектива. За счет прибыли выполняется также часть обязательств организации перед бюджетом, банками и другими организациями.

Прибыль организации включает:

1. Прибыль от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг основного производства;

2. Прибыль от операционной деятельности – финансовый результат от реализации основных средств; материалов, сырья, ценных бумаг и прочего имущества организации.

3. Внереализационная прибыль (убытки) – это прибыль от сдачи имущества в аренду и лизинг, от финансовых вложений, полученные штрафы, пени, неустойки; недостача, уплаченные штрафы и т. д.

Основной вид прибыли – прибыль от реализации. Расчет прибыли ведется по каждому виду продукции с последующим суммированием результатов в целом по предприятию. Оформляется в соответствии с табл. 2 приложения.

Цель составления данного документа – в обобщенной форме представить результаты деятельности организации с точки зрения прибыльности. План доходов и расходов предоставляет руководству организации информацию о результатах ее работы по разным направлениям, показывая насколько эффективно она работает.

Важно не только получить возможно большую прибыль, но и правильно использовать ту ее часть, которая остается в распоряжении организации, в первую очередь, обеспечить оптимальное соотношение темпов роста НТП в организации и расширенного воспроизводства.

Нетрадиционным способом планирования прибыли является планирование ее на базе точки безубыточности и коэффициента покрытия. В первом случае планирование прибыли строится на основе эффекта производственного рычага. Во втором случае прибыль планируется на основании коэффициента покрытия – доли маржинальной прибыли в выручке от реализации. Зная коэффициент покрытия можно определить ожидаемую прибыль организации при увеличении (уменьшении) объема продаж или затрат.

На основе абсолютного показателя прибыли рассчитываются показатели рентабельности продукции и рентабельности продаж.

31 Маржинальная прибыль является разностью между выручкой от реализации произведенной предприятием продукции (НДС и акцизы не учитываются) и переменными затратами на производство. Маржинальную прибыль иногда называют суммой покрытия — то есть частью выручки, остающейся на формирование прибыли и покрытие постоянных затрат. Чем выше маржинальная прибыль, тем быстрее происходит возмещение постоянных затрат, и тем выше прибыль, которую в итоге получает предприятие. Что касается терминов, то в России аналогом маржинальной прибыли можно с некоторой натяжкой назвать валовую прибыль. Маржинальную прибыль можно рассчитать на единицу выпускаемой и реализуемой продукции (удельная маржинальная прибыль, маржинальный доход). Смысл этого расчета – получение информации о приросте прибыли за счет выпуска каждой дополнительной единицы товара. Общая сумма маржинальных прибылей по всей номенклатуре выпускаемой продукции называется маржинальной прибылью предприятия. Формула расчета маржинальной прибыли выглядит следующим образом: TRm = TR - TVC, гдеTRm — маржинальная прибыль, TR — общий доход, TVC — переменные затраты В ситуации, когда объем реализации обеспечивает покрытие всех затрат предприятия, не обеспечивая прибыли (точка безубыточности), маржинальная прибыль будет равна постоянным затратам.  Если же выручка от реализации продукции превышает все переменные затраты – можно говорить о размере маржинальной прибыли. Если предприятие выпускает широкий ассортимент продукции, то анализ этого ассортимента по маржинальной прибыли (маржинальный анализ) помогает определить самые выгодные с точки зрения возможной прибыльности виды продукции, и, соответственно, выявить виды продукции, которые производить предприятию не выгодно (или даже убыточно). Маржинальная прибыль зависит от таких подверженных изменению в рыночных условиях показателей, как цена и переменные затраты. На практике для увеличения маржинальной прибыли нужно или увеличить наценку на товары, или продавать товара больше, в идеале - делать и то, и другое одновременно.

Маржинальная прибыль — прирост общей суммы прибыли, полученной фирмой. Стоит отметить, что слово «прибыль в русскоязычной экономике означает выручка минус затраты». Ванглийском языке используется слово Revenue, которое действительно можно ошибочно перевести как прибыль. Не стоит путать эти понятия и правильным здесь является добавочная выручка (MR).

На основании соотношения MC и MR фирма, ставящая цель увеличить прибыль, регулирует количество выпускаемой продукции.

Показатель маржинального дохода (результата от реализации после возмещения переменных затрат) используется при расчете производственного (операционного) рычага, под которым пони­мается воздействие изменения выручки от реализации на при­быль.

Эффект производственного (операционного) рычага выражается в том, что любое изменение выручки от реализации порождает еще большее изменение прибыли.

Сила воздействия производственного (операционного) рычага = маржинальный доход / прибыль.

Производственный (операционный) рычаг показывает, во сколько раз результат от реализации после возмещения перемен­ных затрат (маржинальный доход) превышает прибыль. Силу воздействия производственного (операционного) рыча­га можно определить как процентное изменение результата после возмещения переменных затрат (маржинального дохода) при данном процентном изменении физического объема реализации. Другими словами, сила воздействия производственного (опера­ционного) рычага отражает чувствительность результата после возмещения переменных затрат (маржинального дохода) и, соот­ветственно, величины прибыли к изменению физического объ­ема реализованной продукции.

Сила воздействия производственного (операционного) рычага = Δ маржинального дохода / маржинальный доход / Δ физического объема реализации / физический объем реализации.

Операционный анализ позволяет определить объем произ­водства (в физическом выражении), который обеспечивает при­быль при изменении затрат и цены реализации.

1. При изменении постоянных расходов объем производства, обеспечивающий базовые условия, определяется по формуле:

Объем производства = (маржинальный доход в отчетном периоде / коэффициент маржинального дохода в базисном периоде) / цена за единицу продукции в базисном периоде.

2. При изменении переменных расходов объем производства, обеспечивающий базовые условия, определяется по формуле:

Объем производства = (маржинальный доход в базисном периоде / коэффициент маржинального дохода в отчетном периоде) / цена за единицу продукции в базисном периоде.

3. При изменении цены реализации объем производства, обеспечивающий базовые условия, определяется по формуле:

Объем производства = (маржинальный доход в базисном периоде / коэффициент маржинального дохода в отчетном периоде) / цена за единицу продукции в отчетном периоде.

Показатель силы воздействия производственного (операци­онного) рычага используется как измеритель предприниматель­ского риска:

1) чем выше значение показателя силы воздействия произ­водственного (операционного) рычага, тем выше уровень пред­принимательского риска.

2) чем меньше значение показателя силы воздействия произ­водственного (операционного) рычага, тем ниже уровень пред­принимательского риска.

Показатель силы воздействия производственного (операци­онного) рычага используется как средство прогноза прибыли.

Прогнозный показатель прибыли на ближайший отчетный период = сила воздействия операционного рычага в предыдущем периоде х прогноз изменения выручки от реализации (в %).