15.4 Проблема неравенства доходов. Роль государства в решении проблем, связанных с неравенством доходов
В условиях рыночных отношений характерной особенностью получаемых, распределяемых и используемых доходов является их неравенство, дифференциация. Причинами неравенства в распределении доходов могут быть различия в способностях, уровне образования и квалификации, величине личного имущества, происхождении людей, размере и составе их семей, а также трудолюбие и мотивация, профессиональная интуиция и склонность к риску, удача и везение, дискриминация. Для стран с переходной экономикой также обостряется проблема дифференциации доходов. Это связано с тем, что:
рыночный механизм не дает гарантированного уровня благосостояния;
рынок не учитывает ни возможности, ни острой необходимости, ни запросов и особенностей получателей дохода, кроме их платежеспособности;
рынок совершенно безразличен к доходополучателю: товар достается тому, кто может за него заплатить, а не тому, кто больше всего нуждается в нем;
распределение доходов в странах с рыночной экономикой происходит не только в результате свободной игры рыночных сил, но и на основе государственного регулирования различных потоков доходов путем их перераспределения;
в условиях рынка получатель доходов зависит от колебания спроса и предложения рабочей силы, поэтому низкий доход лиц неквалифицированного труда, спрос на который невелик, считается справедливым;
в рыночной экономике на дифференциацию доходов влияют усиление криминогенных факторов (хищение, спекуляция, взяточничество, теневая экономическая деятельность).
Для характеристики дифференциации доходов населения часто используется децильный коэффициент, т.е. отношение между средними доходами 10% наиболее обеспеченного населения и средними доходами 10% наименее обеспеченного. В Беларуси соотношение доходов 10% наименее и 10% наиболее обеспеченного населения составляет 5,6 раза. И это оптимальный показатель (критически допустимый уровень этого индикатора - 10). Для сравнения: в Германии, Австрии, Франции он составляет 5-7, в Казахстане - 7,4, в Украине - 8,7, в России - 16,8. Квинтильный коэффициент – это отношение доходов 20% самых богатых граждан к доходам 20% самых бедных групп населения.
Для более точного измерения и сравнения уровней неравенства в распределении доходов экономисты пользуются так называемыми кривыми Лоренца (см. рис. 15.4.1.) и индексами Джини.
Кривая Лоренца – это кривая, показывающая, какую долю суммированных за год доходов, полученных в данной стране, получили различные процентные доли населения, начиная с беднейших граждан или семей и заканчивая самыми богатыми (рис 15.4.1). Для того чтобы построить кривую Лоренца необходимо распределить всех граждан или все домохозяйства по порядку возрастания их доходов, и распределить на 5 групп (по 20% населения в каждой группе) или на 10 групп (по 10% населения в каждой группе). Затем подсчитать суммарный годовой доход каждой группы населения, выраженный в процентах от ВВП. Кроме этого отразить на графике доли ВВП, которые эти группы получают кумулятивно (с нарастающим итогом). Соединив все точки на графике, начав из точки, соответствующей 0% ВВП и 0% населения, получим кривую Лоренца страны. Чем сильнее изогнута кривая Лоренца страны, тем менее равномерным является распределение доходов в этой стране.
Совокупный доход А
0100% Процент населения |
Кривая Лоренца Прямая абсолютного равенства Кривая абсолютного неравенства
|
Рис. 15.4.1. Кривая Лоренца.
Для того чтобы сопоставить степень неравенства в распределении доходов сразу во многих странах, используется и индекс Джини. Он рассчитывается как доля, которую площадь между кривой Лоренца и прямой абсолютного равенства составляет от площади треугольника под той же прямой. Таким образом, индекс Джини, равный нулю, соответствует ситуации абсолютного равенства, а индекс Джини, равный 100%, свидетельствует об абсолютном неравенстве. Ни абсолютное равенство, ни абсолютное неравенство в реальной жизни невозможно, поэтому фактическое значение индекса Джини всегда больше нуля, но меньше 100%.
Высокая степень неравенства в доходах имеет свои негативные последствия:
оказывает отрицательное влияние на уровень и качество жизни людей: увеличивает число малообеспеченных граждан в составе населения;
может угрожать политической стабильности в стране, что в свою очередь увеличивает риск инвестирования в страну и отпугивает потенциальных инвесторов;
ограничивает возможности применения важнейших рыночных методов регулирования экономики;
может отрицательно сказываться на моральных нормах поведения участников экономических процессов.
С другой стороны, слишком равномерное распределение доходов отрицательно влияет на эффективность экономики, как свидетельствует опыт многих постсоветских стран. Минимальные различия в доходах, при запрете на частную прибыль и искусственно выровненных уровнях оплаты труда разной сложности, не создают достаточных материальных стимулов к активному участию людей в экономической деятельности. Следствием такого выравнивания доходов были ухудшение дисциплины, формирование безынициативного работника, низкое качество и узкий ассортимент производимой продукции, торможение темпов НТП и в итоге, замедление экономического роста.
Одной из важнейших составляющих государственного регулирования социальных процессов и социальной политики является социальная защита населения. Социальная защита - это функция общества по обеспечению неотъемлемых и общепризнанных социальных прав человека, в том числе достойного уровня жизни, если он в силу каких-либо обстоятельств потерял возможность к извлечению доходов от трудовой деятельности, т.е. оказался под воздействием социальных рисков. К числу признанных социальных рисков в мировой практике относятся: болезнь, материнство, содержание детей, инвалидность, старость, безработица, потеря кормильца, трудовое увечье или профессиональное заболевание, беременность и роды, чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера.
В настоящее время система социальной защиты в Республике Беларусь представлена тремя программами: социального страхования, социальной помощи и социального обслуживания населения.
Государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат за счет средств государственных страховых фондов. Основными принципами государственного социального страхования являются: участие работодателей, работающих граждан и физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, в создании государственных страховых фондов; распределение средств от трудоспособных граждан к нетрудоспособным, от работающих к неработающим; гарантированность пенсий, пособий и других выплат в соответствии с законодательством. Программы социального страхования направлены на возмещение частично утраченного заработка в связи с достижением общеустановленного пенсионного возраста, возникновением временной или постоянной нетрудоспособности, приобретением статуса безработного.
Социальная помощь представляет собой набор различных пособий, льгот, гарантий, компенсаций и выплат населению, предоставляемых тем, кто относится к различным группам риска, кто ввиду наличия иждивенцев или достижения определенного возраста, нетрудоспособности не может удовлетворить свои потребности. В отдельных случаях для получения социальной помощи необходимо подтверждение нуждаемости, но, в основном, она предоставляется в зависимости от принадлежности к той или иной категории граждан (ветераны войны, инвалиды, лица, пострадавшие вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и др.).
Программы социального обслуживания обеспечивают широкий спектр социально-экономических, психолого-педагогических, социально-правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг населению. В рамках этих программ осуществляется поддержка граждан, не способных самостоятельно позаботиться о себе. Так в Беларуси создана и функционирует сеть социальных учреждений (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, граждан, страдающих психическими заболеваниями). Расширяется практика предоставления социальных услуг на дому. Продолжается формирование комплексных территориальных центров социального обслуживания, которые позволяют оказывать поддержку гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям населения с учетом их специфических потребностей, расширять спектр и улучшать качество предоставляемых социальных услуг.
***
Все потребности людей подразделяются на индивидуально гарантируемые и индивидуально не гарантируемые.
Индивидуально гарантируемые потребности удовлетворяются самим человеком.
Индивидуально не гарантируемыепотребности – это потребности в образовании, медицинском обслуживании, льготные путёвки в дома отдыха, санатории, оздоровительные лагеря; пособия, стипендии, пенсии, поддержка занятости, правоохранительных органов, обороны – финансируется государством из средств бюджета и соответствующих целевых внебюджетных фондов.
Создание целевых внебюджетных фондов диктуется условиями дефицита государственного бюджета, ограниченностью финансовых ресурсов и необходимостью финансирования целевых программ. Аккумулируемые в них средства носят целевой характер, позволяют в определённой степени снять нагрузку с бюджета и выступают в качестве источников финансирования.
В РБ созданы следующие внебюджетные фонды социального назначения:
фонд социальной защиты населения;
государственный фонд содействия занятости населения;
фонд защиты граждан, пострадавших от Чернобыльской трагедии;
фонд содержания детских дошкольных учреждений и др.
Фонд социальной защиты населения РБ создан 1 июля 1993 года на основе Пенсионного фонда и фонда социального страхования. Средства из этого фонда выплачиваются дифференцированно в зависимости от опасности, вредности, тяжести работ и других условий труда. Источником образования этого фонда выступают единый тариф взносов для основной массы плательщиков предприятий (независимо от форм собственности), а также лиц, которые нанимают на работу граждан по договору, предпринимателей и фермерских хозяйств, обязательный страховой взнос граждан в размере 1% от заработной платы, от общественных организаций инвалидов и пенсионеров их предприятий, организаций, объединений и учебных заведений и др.
Государственный фонд содействия занятости населения создан с целью оказания помощи гражданам, временно оказавшимся в числе безработных. Источником его образования являются отчисления в размере 1% из фонда оплаты труда предприятий всех форм собственности. Таким образом, его формируют сами трудовые коллективы, создавая на случай безработицы своеобразный страховой резерв. В него могут привлекаться средства местных Советов народных депутатов и из других источников. Они направляютсяна создание дополнительных рабочих мест, профессиональную ориентацию, обучение и переподготовку кадров, материальную поддержку безработных. Фонд оказывает поддержку предприятиям в предупреждении безработицы, предоставляя им льготные кредиты сроком от 3 до 6 месяцев. В США этот фонд формируется за счёт средств государства – 50%, фирмы – 25%, работающего – 25%.
Фонд защиты пострадавших от Чернобыля формируется согласно методическим указаниям от 21.06.2000 года за счёт отчислений от фонда оплаты труда..
Фонд детских дошкольных учреждений формируется за счёт отчислений от фонда оплаты труда в размере 5% (согласно Положению от 1998 года). Льготы имеют: бюджетные организации, лечебно-производственные мастерские, предприятия, использующие труд инвалидов и участников ВОВ, пенсионеры.
Специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов создан 12 января 1996 г. с целью финансирования мероприятий, направленных на стимулирование интеллектуально-творческой деятельности молодежи в области образования и науки. Средства фонда образуются за счет: ассигнований из резервного фонда Президента Республики Беларусь; добровольных взносов физических и юридических лиц в виде денежных средств (в том числе в иностранной валюте) и материальных ценностей. Учет поступающих и расходуемых средств производится раздельно в рублях Национального банка Республики Беларусь и иностранной валюте.
За счёт социальных фондов финансируются пособия многодетным семьям и поддерживается должный уровень воспроизводства рабочей силы, поскольку на современном этапе особое значение приобретает человеческий фактор, инвестиции в человека.
Источниками финансирования общественных фондов потребления выступают денежные средства:
централизованные – 70% за счёт государства;
децентрализованные денежные средства – 30% за счёт предприятий.
В странах с рыночной экономикой эти средства формируются за счёт благотворительности. За счет государства финансируются образование, медицинское обслуживание, культура.
Доля общественных фондов в структуре семейного дохода в былом СССР составляла 25%, на заработную плату приходилось 67%, остальные 8% на домашнее и личное подсобное хозяйство.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Министерство образования Республики Беларусь
- Содержание
- Введение
- Раздел I. Общая экономическая теория
- Тема 1. Экономическая теория: история развития, предмет и методы
- Экономика как сфера жизнедеятельности общества. Экономические цели общества
- Основные научные школы и современные направления развития экономической теории
- IV. «Экономическая теория».
- Предмет, методы и функции экономической теории
- 1. Общемировоззренческие:
- 2. Общенаучные:
- 3. Частные:
- Экономической политики и практики.
- 1.4. Экономические категории и экономические законы
- И процессами.
- Тема 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике
- 2.1. Потребности как предпосылка производства. Классификация потребностей. Закон возвышения потребностей
- 2.2. Блага. Их сущность, классификация и особенности
- 2.3. Ресурсы и факторы производства: их классификация и характеристика
- Производства.
- 2.4. Ограниченность ресурсов. Проблема выбора в экономике
- Возможности производства продукта а и б при полном использовании ресурсов
- 2.5. Производственные возможности общества и их границы. Альтернативные издержки и предельные величины
- (Кривая трансформации).
- Тема 3. Экономические системы
- 3.1. Экономическая система общества, понятие, функции и структура
- 1) Традиционная экономическая система;
- 2) Рыночная экономика;
- 3) Командная экономика.
- 3.2. Модели экономических систем и критерии их оценки
- 3.3. Собственность: понятие, тенденции развития. Направления реформирования собственности в Республике Беларусь
- Экономическое содержание собственности
- Триада полномочий собственности
- Тема 4. Формы организации общественного хозяйства
- 4.1. Натуральное и товарное хозяйства, их сущность и особенности функционирования
- Натуральное хозяйство
- Присваивающее
- Воспроизводящее
- И воспроизводящего натурального хозяйства.
- Отличительные признаки простого товарного хозяйства и капиталистического хозяйства
- 4.2. Товар и его свойства. Виды товаров
- 4.3. Деньги, их эволюция, виды и функции
- 4.4. Закон стоимости (обмена эквивалентов), его функции и роль в развитии товарного производства
- 1) Товары должны отличаться по потребительной стоимости;
- 2) Быть равноценными по стоимости.
- Стоимость и цена пары обуви на предприятиях отрасли,
- Тема 5. Рыночная система и механизм ее функционирования
- 5.1. Механизм рынка, его основные элементы и условия функционирования
- 5.2. Цена, ее сущность, функции и виды. Система ценообразования
- 5.3. Конкуренция, монополии и их виды
- 5.4. Рынок и государство в современной экономической системе. Функции государства в современной рыночной системе и методы ее регулирования
- Взаимосвязанных экономических категорий.
- Раздел II. Основы микроэкономики
- Тема 6. Спрос, предложение и рыночное равновесие
- 6.1. Спрос и определяющие его факторы. Закон спроса. Эластичность спроса и ее измерение
- Изменение цены и объема спроса
- 6.2. Предложение и определяющие его факторы. Закон
- Неценовых факторов.
- 6.3. Взаимодействие спроса и предложения. Анализ ситуации рыночного равновесия, избытка и дефицита предложения
- 6.3.1. Равновесная цена.
- Тема 7. Теория поведения потребителя в рыночной экономике
- 7.1. Модель поведения рационального потребителя на рынке. Закон убывающей предельной полезности
- 7.2. Предпочтения и возможности потребителя.
- Кривые безразличия и бюджетная линия.
- Понятие равновесия потребителя
- Приобретая на рынке товары для удовлетворения потребностей, покупатель руководствуется своими предпочтениями, желаниями купить ту или иную вещь.
- Тема 8. Теория фирмы
- 8.1. Фирма, ее цели и функции. Предпринимательство. Коммерческая деятельность
- Виды предпрИятий
- 8.2. Производственная функция. Изокванта, изокоста и их экономическое содержание
- Производственная сетка предприятия
- 8.3. Основной и оборотный капитал, их сущность и различие
- 8.4. Издержки предприятия (фирмы) и их виды. Себестоимость продукции
- 8.5. Доход фирмы. Прибыль и рентабельность, их виды
- Тема 9. Национальная экономика,
- 9.2 Продукт национальной экономики. Валовой внутренний продукт и валовой национальный доход
- 9.3 Экономический рост: понятие, типы и факторы
- 9.4 Национальное богатство, его состав, структура и факторы
- Структура национального богатства
- Тема 10. Макроэкономическая
- 10.2 Безработица, ее виды и социально-экономические последствия. Государственная политика занятости населения
- 10.3 Инфляция, причины ее возникновения и виды. Социально-экономические последствия инфляции
- Открытая инфляция: типы, причины, источники
- 10.3.2. Типы открытой инфляции.
- 10.4 Антициклическая и антиинфляционная политика государства
- Тема 11. Общее макроэкономическое
- 11.2 Понятие совокупного предложения. Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения
- 11.3 Макроэкономическое равновесие. Изменения в равновесии. «Эффект храповика»
- Тема 12. Модель совокупных доходов и расходов
- План лекции:
- 12.1 Компоненты совокупного спроса в кейнсианской модели
- 12.2 Совокупное потребление и совокупные сбережения, их функции. Факторы, определяющие динамику потребления и сбережений
- 12.3 Инвестиции, направления их использования, виды и факторы. Понятие мультипликатора и акселератора инвестиций
- 12.4 Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели. Государство в кейнсианской модели
- Тема 13. Финансовая система и фискальная политика государства
- 13.1 Финансовая система: понятие, принципы построения и структура
- 13.2 Государственный бюджет. Основные направления формирования и расходования бюджетных средств
- Примерная структура государственного бюджета
- 2. Косвенные методы:
- 13.3 Дефицит государственного бюджета и государственный долг. Источники и способы покрытия дефицита государственного бюджета и государственного долга
- Государственный долг
- 13.4 Налоговая система и ее структура. Налоги их виды и функции. Кривая Лаффера
- 13.5 Сущность, цели и инструменты государственной фискальной политики, ее достоинства и недостатки
- Тема 14. Денежный рынок. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика
- 14.1 Современная денежная система. Денежный рынок. Спрос и предложение денег
- 14.2 Сущность кредитных отношений в обществе. Кредит, его функции и формы
- Роль кредита в рыночном хозяйстве
- 14.3. Современная денежно-кредитная система страны и ее структура. Банковская система Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь
- Классификация коммерческих банков
- 14.4. Рынок ценных бумаг и фондовая биржа. Особенности функционирования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь
- Акционерной собственности.
- Тема 15. Социальная политика государства
- 15.1 Понятие, цели и направления социальной политики государства
- 15.2 Уровень и качество жизни населения: характеристики и интегральные показатели
- Удельный вес малообеспеченного населения
- 15.3 Доходы населения и их распределение. Заработная плата, ее сущность, формы и системы
- Номинальная и реальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в Республике Беларусь
- Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь (етс)
- Тарифные разряды и коэффициенты должностей учителей и других педагогических работников общеобразовательных школ
- 15.4 Проблема неравенства доходов. Роль государства в решении проблем, связанных с неравенством доходов
- 15. 5 Социальная политика Республики Беларусь: основные направления и приоритеты
- Тема 16. Современное мировое хозяйсво и его структура. Формы международных экономических отношений
- 16.1 Понятие мирового хозяйства и экономические предпосылки его возникновения. Интернационализация хозяйственной жизни и её формы
- Хозяйства с учётом развития мирового рынка
- 16.2. Основные формы международных экономических отношений
- Разделения и кооперации труда.
- 2. По способам установления:
- 16.3. Платёжный баланс как обобщающий показатель внешнеэкономических связей. Структура платёжного баланса
- 16.4. Глобализация как новая ступень интернационализации мирового хозяйства. Место Республики Беларусь в формирующемся экономическом метапространстве
- 3. Формирование глобальной системы движения товарных потоков.
- Республики Беларусь.
- Список литературы
- Дополнительная литература
- Нормативно-правовые источники