5.1. Механизм рынка, его основные элементы и условия функционирования
История развития рыночных отношений насчитывает 6–7 тысячелетий. Большинство современных экономик в определенной мере основываются на рыночной системе – продукте длительного развития товарного производства и обмена, в котором роль основной организующей и координирующей силы экономики, ее «кирпичика», «клеточки» выполняет рынок.
Именно с появлением рынка начала формироваться рыночная система как разновидность других видов систем.
Рыночная система – это экономика, в которой экономические решения принимаются главным образом нецентрализованным путем, при которой рынок представляет собой форму взаимоотношений отдельно действующих, самостоятельных хозяйственных субъектов, находящихся в конкурентной борьбе с целью получения прибыли, обеспечивающей продолжение экономической деятельности (процесса воспроизводства).
Рыночную систему образует совокупность хозяйствующих субъектов и институтов, необходимых для их функционирования. В основе ее работы лежат следующие основные неоклассические принципы:
Маржинального (предельного) анализа, на его основе которого строится поведение рыночных субъектов, решающее влияние на которых оказывают предельные (крайние) величины, что обеспечивает непрерывность, отсутствие резких колебаний функционирования рыночного пространства.
Издержек альтернативного выбора, выступающих в виде суммы прямых издержек и неполученных выгод в связи с отказом от других способов использования ресурсов или деятельности и заставляющих производителей искать варианты более эффективного использования имеющихся ресурсов.
Экономической рациональности, основывающейся на сопоставлении выгод и издержек, обеспечении гарантированного дохода в минимально допустимую величину прибыли.
Использование указанных принципов позволяет рыночной системе решать центральную проблему – обеспечивать равновесное состояние экономики.
Рыночная система основывается на следующих составляющих (рис. 5.1.1).
Как любая другая, рыночная система имеет свой жизненный цикл. Профессор И.В. Новикова выделяет в нем пять стадий:
Возникновение – рынок.
Становление – рыночная экономика.
Зрелость – экономика рыночного типа.
Регрессия – рыночно-индустриальная система.
Исчезновение – индустриальная система.
Рис. 5.1.1. Составляющие рыночной системы.
Таким образом, стадии развития системы отражают разные уровни «рыночности» экономики. Переход от стадии зрелости к регрессивным преобразованиям разрешает противоречия рыночной системы за счет ее расширения. В результате она выходит за натуральные рамки, возвращаясь к стадии становления, но на качественно новом уровне – уровне формирования мировой рыночной системы.
В рыночной системе сложилось множество правил, которые носят формализованный, определенный характер. К ним относятся:
методы и формы заключения коммерческих договоров;
условия джентльменских соглашений;
порядок юридического рассмотрения исков;
методы и время проведения рекламных кампаний;
психологические приемы воздействия на покупателей;
сезоны массовых распродаж товаров;
время работы магазинов и т.д.
Кроме этого, здесь действуют определенные сложившиеся обычаи, привычки. Внешними организационными формами рыночной системы (экономики) выступают: фирмы, корпорации, биржи, банки, торговые центры, магазины, палаты, союзы предпринимателей, профсоюзы, антимонопольные ведомства и др.
На рынке главными являются субъекты и объекты. По утверждению А. Смита, участники рыночных отношений при принятии экономических решений руководствуются собственным частным интересом, отличным или даже противостоящим интересам других. И в то же время в экономической системе рынок рассматривают как стихийный порядок, спонтанную координацию.
Оказывается, что такую координацию всех независимо принимаемых субъектами решений осуществляет рыночный механизм. Рыночный механизм является стержнем рыночных отношений, «сердцем» рынка. В свою очередь сам рынок называют базовым элементом хозяйственного механизма. Механизм рынка обеспечивает:
1) доведение решений отдельных хозяйственных субъектов друг до друга;
2) увязку этих решений через систему цен и конкуренцию.
Рыночный механизм (или механизм рынка) – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов.
Как любой хозяйственный механизм, механизм рынка имеет свою структуру.
Представленные на рис. 5.1.2 элементы рыночного механизма являются важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются производители и потребители в своей экономической деятельности в рыночной системе хозяйствования.
Механизм рынка действует на основе экономических законов: изменения спроса, предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости (ценности), полезности, прибыли и др.
Стоимость – это вещественная форма затрат абстрактного общественного труда, выражающая отношение продавца к покупателю или отношение издержек к полезности. Стоимость выражает себя на рынке через отношение одного товара к другому. Стоимость лежит в основе цены.
Цена – стержень механизма рынка, итог компромиссного соглашения между продавцами и покупателями, результат рыночной конъюнктуры.
Конъюнктура рынка – совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется акт купли–продажи товаров и услуг. С конъюнктурой тесно связано исследование рынка, представляющее собой попытку определить состояние рынка, его потребности в объемах и ассортименте товаров, уровень и колебания цен и т.п.
Спрос и предложение, противостоящие друг другу на рынке, – неразрывно связанные между собой категории. Они, подобно маятнику, отклоняются в противоположных направлениях. Причем спрос на рынке выступает в виде неудовлетворенной потребности при сложившихся ценах и денежных доходах. В конкретных условиях спрос и предложение стихийно или под воздействием государства периодически уравновешиваются в условиях конкуренции.
Конкуренция – тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий. Конкуренция, являясь конкретной формой функционирования рыночных отношений, выступает важным неотъемлемым инструментом механизма рынка, что позволяет выделить в рыночном механизме две стороны:
– механизм взаимосвязи спроса и предложения с его целевой функцией их сбалансирования;
– механизм конкуренции с его целевой функцией стимулирования товаропроизводителей.
Наряду со свободным ценообразованием конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночной системы. Она обеспечивает регулирование пропорций, формирование источников накопления и расширения масштабов производства на основе максимизации прибыли.
Прибыль и ее колебания – это барометр рынка. Ее величина и изменения зависят от уровня и динамики цен, роста объема производства, скорости оборота капитала. Считается, что именно прибыль, являющаяся вознаграждением или наказанием (ее отсутствие), и ее колебания как раз и управляют рыночным механизмом. Следует подчеркнуть, что механизм рынка функционирует как инструмент принуждения, заставляющий бизнесмена, преследующего собственную выгоду – прибыль – действовать в условиях конкуренции в итоге на пользу покупателя.
Рис. 5.1.2. Структура рыночного механизма.
Для приведения рыночного механизма в действие необходима свобода субъектов рынка, обеспечивающая естественное стремление человека к благосостоянию.
С помощью рыночного механизма разрешаются стихийно возникающие на рынке разного рода конфликты, снижаются риски, улучшается конъюнктура. Вместе с тем рыночный механизм – это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система, проводящая постоянный «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок дает «зеленый свет» более предприимчивым, активным и без бюрократической волокиты очищает экономику от неэффективного бизнеса.
Отличительной особенностью рыночного механизма является то, что каждый его элемент самым тесным образом связан с ценой.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Министерство образования Республики Беларусь
- Содержание
- Введение
- Раздел I. Общая экономическая теория
- Тема 1. Экономическая теория: история развития, предмет и методы
- Экономика как сфера жизнедеятельности общества. Экономические цели общества
- Основные научные школы и современные направления развития экономической теории
- IV. «Экономическая теория».
- Предмет, методы и функции экономической теории
- 1. Общемировоззренческие:
- 2. Общенаучные:
- 3. Частные:
- Экономической политики и практики.
- 1.4. Экономические категории и экономические законы
- И процессами.
- Тема 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике
- 2.1. Потребности как предпосылка производства. Классификация потребностей. Закон возвышения потребностей
- 2.2. Блага. Их сущность, классификация и особенности
- 2.3. Ресурсы и факторы производства: их классификация и характеристика
- Производства.
- 2.4. Ограниченность ресурсов. Проблема выбора в экономике
- Возможности производства продукта а и б при полном использовании ресурсов
- 2.5. Производственные возможности общества и их границы. Альтернативные издержки и предельные величины
- (Кривая трансформации).
- Тема 3. Экономические системы
- 3.1. Экономическая система общества, понятие, функции и структура
- 1) Традиционная экономическая система;
- 2) Рыночная экономика;
- 3) Командная экономика.
- 3.2. Модели экономических систем и критерии их оценки
- 3.3. Собственность: понятие, тенденции развития. Направления реформирования собственности в Республике Беларусь
- Экономическое содержание собственности
- Триада полномочий собственности
- Тема 4. Формы организации общественного хозяйства
- 4.1. Натуральное и товарное хозяйства, их сущность и особенности функционирования
- Натуральное хозяйство
- Присваивающее
- Воспроизводящее
- И воспроизводящего натурального хозяйства.
- Отличительные признаки простого товарного хозяйства и капиталистического хозяйства
- 4.2. Товар и его свойства. Виды товаров
- 4.3. Деньги, их эволюция, виды и функции
- 4.4. Закон стоимости (обмена эквивалентов), его функции и роль в развитии товарного производства
- 1) Товары должны отличаться по потребительной стоимости;
- 2) Быть равноценными по стоимости.
- Стоимость и цена пары обуви на предприятиях отрасли,
- Тема 5. Рыночная система и механизм ее функционирования
- 5.1. Механизм рынка, его основные элементы и условия функционирования
- 5.2. Цена, ее сущность, функции и виды. Система ценообразования
- 5.3. Конкуренция, монополии и их виды
- 5.4. Рынок и государство в современной экономической системе. Функции государства в современной рыночной системе и методы ее регулирования
- Взаимосвязанных экономических категорий.
- Раздел II. Основы микроэкономики
- Тема 6. Спрос, предложение и рыночное равновесие
- 6.1. Спрос и определяющие его факторы. Закон спроса. Эластичность спроса и ее измерение
- Изменение цены и объема спроса
- 6.2. Предложение и определяющие его факторы. Закон
- Неценовых факторов.
- 6.3. Взаимодействие спроса и предложения. Анализ ситуации рыночного равновесия, избытка и дефицита предложения
- 6.3.1. Равновесная цена.
- Тема 7. Теория поведения потребителя в рыночной экономике
- 7.1. Модель поведения рационального потребителя на рынке. Закон убывающей предельной полезности
- 7.2. Предпочтения и возможности потребителя.
- Кривые безразличия и бюджетная линия.
- Понятие равновесия потребителя
- Приобретая на рынке товары для удовлетворения потребностей, покупатель руководствуется своими предпочтениями, желаниями купить ту или иную вещь.
- Тема 8. Теория фирмы
- 8.1. Фирма, ее цели и функции. Предпринимательство. Коммерческая деятельность
- Виды предпрИятий
- 8.2. Производственная функция. Изокванта, изокоста и их экономическое содержание
- Производственная сетка предприятия
- 8.3. Основной и оборотный капитал, их сущность и различие
- 8.4. Издержки предприятия (фирмы) и их виды. Себестоимость продукции
- 8.5. Доход фирмы. Прибыль и рентабельность, их виды
- Тема 9. Национальная экономика,
- 9.2 Продукт национальной экономики. Валовой внутренний продукт и валовой национальный доход
- 9.3 Экономический рост: понятие, типы и факторы
- 9.4 Национальное богатство, его состав, структура и факторы
- Структура национального богатства
- Тема 10. Макроэкономическая
- 10.2 Безработица, ее виды и социально-экономические последствия. Государственная политика занятости населения
- 10.3 Инфляция, причины ее возникновения и виды. Социально-экономические последствия инфляции
- Открытая инфляция: типы, причины, источники
- 10.3.2. Типы открытой инфляции.
- 10.4 Антициклическая и антиинфляционная политика государства
- Тема 11. Общее макроэкономическое
- 11.2 Понятие совокупного предложения. Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения
- 11.3 Макроэкономическое равновесие. Изменения в равновесии. «Эффект храповика»
- Тема 12. Модель совокупных доходов и расходов
- План лекции:
- 12.1 Компоненты совокупного спроса в кейнсианской модели
- 12.2 Совокупное потребление и совокупные сбережения, их функции. Факторы, определяющие динамику потребления и сбережений
- 12.3 Инвестиции, направления их использования, виды и факторы. Понятие мультипликатора и акселератора инвестиций
- 12.4 Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели. Государство в кейнсианской модели
- Тема 13. Финансовая система и фискальная политика государства
- 13.1 Финансовая система: понятие, принципы построения и структура
- 13.2 Государственный бюджет. Основные направления формирования и расходования бюджетных средств
- Примерная структура государственного бюджета
- 2. Косвенные методы:
- 13.3 Дефицит государственного бюджета и государственный долг. Источники и способы покрытия дефицита государственного бюджета и государственного долга
- Государственный долг
- 13.4 Налоговая система и ее структура. Налоги их виды и функции. Кривая Лаффера
- 13.5 Сущность, цели и инструменты государственной фискальной политики, ее достоинства и недостатки
- Тема 14. Денежный рынок. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика
- 14.1 Современная денежная система. Денежный рынок. Спрос и предложение денег
- 14.2 Сущность кредитных отношений в обществе. Кредит, его функции и формы
- Роль кредита в рыночном хозяйстве
- 14.3. Современная денежно-кредитная система страны и ее структура. Банковская система Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь
- Классификация коммерческих банков
- 14.4. Рынок ценных бумаг и фондовая биржа. Особенности функционирования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь
- Акционерной собственности.
- Тема 15. Социальная политика государства
- 15.1 Понятие, цели и направления социальной политики государства
- 15.2 Уровень и качество жизни населения: характеристики и интегральные показатели
- Удельный вес малообеспеченного населения
- 15.3 Доходы населения и их распределение. Заработная плата, ее сущность, формы и системы
- Номинальная и реальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в Республике Беларусь
- Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь (етс)
- Тарифные разряды и коэффициенты должностей учителей и других педагогических работников общеобразовательных школ
- 15.4 Проблема неравенства доходов. Роль государства в решении проблем, связанных с неравенством доходов
- 15. 5 Социальная политика Республики Беларусь: основные направления и приоритеты
- Тема 16. Современное мировое хозяйсво и его структура. Формы международных экономических отношений
- 16.1 Понятие мирового хозяйства и экономические предпосылки его возникновения. Интернационализация хозяйственной жизни и её формы
- Хозяйства с учётом развития мирового рынка
- 16.2. Основные формы международных экономических отношений
- Разделения и кооперации труда.
- 2. По способам установления:
- 16.3. Платёжный баланс как обобщающий показатель внешнеэкономических связей. Структура платёжного баланса
- 16.4. Глобализация как новая ступень интернационализации мирового хозяйства. Место Республики Беларусь в формирующемся экономическом метапространстве
- 3. Формирование глобальной системы движения товарных потоков.
- Республики Беларусь.
- Список литературы
- Дополнительная литература
- Нормативно-правовые источники