Взаимосвязанных экономических категорий.
Рынок – это самостоятельная подсистема, главными элементами которой являются «спрос», «предложение», «цена». Именно их единство и выражает понятие «рынок».
Рыночная экономика шире понятия «рынок» за счет включения сфер «производство» и «потребление».
Социально-регулируемая рыночная экономика к рыночной экономике добавляет те факторы, которые образуют механизм (непосредственного и опосредованного) регулирования рыночной экономики: государство, рыночные институты, влияние мировой экономики. Социально-ориентированной рыночной экономике свойственны следующие черты:
– многообразие форм собственности;
– развитая рыночная инфраструктура;
– насыщенность товарами массового потребления;
– энерго- и материалосберегающий характер;
– увеличивающаяся доля услуг в структуре ВВП;
– знания и информация становятся определяющим фактором экономического роста, а сама экономика эволюционирует в инновационную систему.
В этих условиях регулирующая роль государства проявляется через:
правовое регулирование (установление государством правил «экономической игры» – законодательные нормы и правила определения форм прав собственности, условий функционирования предприятий, заключения контрактов и т.д.);
административное (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) регулирование (охрана окружающей среды, социальная защита населения, в определенной мере контроль над ценами, валютным курсом и т.д.);
экономическое регулирование (совокупный спрос, совокупное предложение, монополизация, социальные условия и т.д.).
В связи с ограниченностью рыночного механизма государство берет на себя функции, которые принципиально не может осуществить сам рынок:
обеспечение экономики нужным количеством денег;
регулированием так называемых «внешних» (или побочных) эффектов;
удовлетворение потребностей в «коллективных благах» (или в «общественных товарах»).
Основными целями государственного регулирования экономики являются:
Минимизация негативных последствий рыночных процессов.
Создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики.
Социальная защита необеспеченных слоев населения.
Воздействуя на различные сферы общественной жизни, государство выполняет важные функции в жизни любого общества. Существует определенная связь между функциями государства и свойствами рынка (рис. 5.4.2).
Свойства рынка | Функции государства |
Эффективное распределение ресурсов | Правовые и социально-экономические ограничения |
Высокая степень адаптации | Поддержание конкурентной среды |
Свобода выбора производителей и потребителей | Протекционизм и защита экономики |
Стимулирование развития и использование достижений НТП | Обеспечение эффективной инвестиционной политики |
Неустойчивые темпы экономического роста | Антикризисное регулирование |
Недоиспользование ресурсов | Структурная и селективная политика |
Неполная занятость | Регулирование отношений на рынке труда, социальная политика |
Нестабильность общего уровня цен, инфляция | Сглаживание циклических колебаний |
Циклический характер развития производства | Антиинфляционные меры и защита сбережений |
Рис. 5.4.2. Основные экономические функции государства.
Основными экономическими функциями государства, обеспечивающими нормальное функционирование рыночной системы в социально ориентированной рыночной экономике, являются:
обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующее эффективному функционированию рыночной системы (государство формирует и осуществляет контроль исполнения правовой базы и правил экономической деятельности субъектов хозяйствования);
защита конкуренции (государство должно проводить антимонопольную политику в защиту здоровой конкурентной среды и для повышения эффективности рыночного механизма в целом);
выработка программы воздействия на распределение доходов и богатства (защита малоимущих граждан через налоговое перераспределение доходов и принятие программ социальной защиты).
Необходимость такого воздействия связана с:
перераспределением экономических ресурсов с целью повышения экономической эффективности их использования в связи с тем, что рыночный механизм может быть мало заинтересованным в производстве отдельных так называемых «социальных благ» и решении вопроса «побочных (внешних) эффектов». Социальные блага (охрана окружающей среды, оборона, образование и др.) являются: 1) неделимыми и 2) связаны с проблемой «фрирайдера» – пользования благом бесплатно. Инструменты перераспределения: налоги, субсидии, правовые нормы, непосредственное государственное регулирование. Побочные (внешние) эффекты – это издержки и выгоды, выпадающие на долю третьих лиц, не участвующих в сделке. Рыночный механизм их не учитывает и не выделяет на них ресурсы, следовательно, уменьшает свои внутренние издержки, увеличивает внешние (побочные) издержки третьих лиц (населения). Государство должно взять на себя решение всех проблем, связанных с производством общественных благ и услуг и внешними эффектами, порождаемыми рыночным механизмом;
стабилизацией экономики (контроль уровня занятости, стимулирование экономического роста);
стимулированием экономического роста в стратегическом аспекте и одновременно стабилизацией экономики в период кризисов и социальных потрясений;
определением приоритетов и целей макроэкономического развития страны;
позитивным решением глобальных проблем, прежде всего экологических;
решением вопросов национальной безопасности страны во всех ее проявлениях (безопасность военная, продовольственная, энергетическая, экологическая, политическая и т.п.).
В учебнике «Экономикс» выделяют следующих три функции государства:
Эффективность (эффективное функционирование производства): антимонопольная деятельность, обеспечение максимально благоприятных условий для действий рыночного механизма, активизация конкуренции.
Справедливость (перераспределение доходов, материальное обеспечение безработных, гарантирование минимальной заработной платы).
Стабильность (сглаживание цикличности, поддержание экономической стабильности).
В основе общей стратегии и целей государственного вмешательства в экономику лежат следующие принципы:
при прочих равных условиях оно должно отдавать предпочтение рыночным формам организации экономики (финансировать только отрасли, не привлекающие частный бизнес из-за низкой прибыльности);
государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более «рыночную» форму оно облечено;
государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса;
государственная финансовая кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности;
особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также в ходе регулирования импорто-экспортных отношений, валютных операций.
Участие государства в экономике осуществляется на микро- и макроэкономическом уровнях:
а) на микроэкономическом уровне:
регулирование внешних эффектов;
производство общественных товаров и услуг;
приватизация;
государственная политика охраны окружающей среды;
б) на макроэкономическом уровне:
правовое регулирование экономики;
антимонопольное законодательство;
финансовое регулирование;
государственное предпринимательство;
регулирование внешнеэкономической деятельности.
Будучи рыночным субъектом, государство характеризуется следующими признаками:
Регулирующий субъект.
Внерыночное происхождение государственного дохода (перераспределение доходов хозяйствующих субъектов, которое носит принудительный характер).
Императивный статус государства (обязательность государственных требований для всех).
Государство – крупный собственник. В отдельных экономически развитых странах государственный сектор в экономике достигает 20–30 и более процентов. Основными сферами деятельности госсектора являются:
Милитаризация и конверсия.
Социальная и производственная инфраструктуры.
Инновационные процессы в капитало- и наукоемких отраслях.
«Больные» отрасли экономики.
В последние 30–40 лет формируется так называемый «третий» сектор экономики – государственно-частные предприятия и корпорации. Их регулирование государство проводит путем прямых вложений, субсидирования, льготного налогообложения, предоставления товаров и услуг по низким ценам.
Государственное регулирование осуществляется по принципу: конкуренция – везде, где возможно, регулирование – везде, где необходимо – на микро- (минимально), мезо- и макроуровне (максимально).
Высшей формой государственного регулирования являются программирование, прогнозирование и планирование, обеспечивающие использование комплексных методов в достижении кратко-, средне- и долгосрочных целей. Выделяют: обычные программы (по восстановлению экономики), целевые – (по структурной перестройке) и чрезвычайные программы (по послекризисной стабилизации).
Правительства ранции, Японии, Китая, Южной Кореи и других стран применяют индикативное (рекомендательное) планирование. Составленные на 4–5 лет планы целевого характера обеспечиваются определенными ресурсами со стороны государства.
Государство применяет две группы методов регулирования:
1. Прямого воздействия на экономику:
целевое финансирование отдельных секторов экономики, включая различные целевые программы;
система государственных закупок и инвестиций;
организация социальных трансфертов;
создание государственных унитарных предприятий;
взятие под контроль различных акционерных обществ путем скупки акций;
национализация отдельных предприятий.
Целью прямых методов регулирования является достижение приоритетов развития, защита общественно необходимых секторов экономики и групп населения, в связи с чем государство реализует программу поддержки сферы образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, регулирования национального рынка.
2. Методы косвенного воздействия государства и его институтов на социально-экономическую жизнь общества:
а) бюджетно-налоговая политика (регулирование государственных расходов, осуществление госзакупок, поддержка регламентирование государственного предпринимательства);
б) кредитная политика (нормирование банковских резервов, проведение операций на валютном рынке, изменение учетной ставки);
в) фискальная политика (регулирование налогового обложения имущества граждан, введение определенных налогов);
г) амортизационная политика (ускоренная амортизация);
д) внешнеэкономическая политика (законодательное установление ставок таможенных пошлин, обменных курсов валют; использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений);
е) создание системы экономико-правовых регуляторов, законов, рекомендаций и т.д.
Основными инструментами государственного регулирования рынка являются:
налоги;
дотации (отрицательный налог, или «налог наоборот»);
фиксированные цены.
Регулирующие функции государства обеспечивают:
общественную справедливость – регулирование отношений на рынке труда, перераспределение доходов, поддержание нетрудоспособных, гарантирование минимальной заработной платы;
общественную эффективность – создание экономической атмосферы, стимулирующей рост производства на основе инвестиций;
общественную стабильность – проведение антикризисной, антиинфляционной политики, переход к устойчивому развитию.
Таким образом, современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Вместе с тем существуют важные ограничения для регулирования, грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность экономики.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Министерство образования Республики Беларусь
- Содержание
- Введение
- Раздел I. Общая экономическая теория
- Тема 1. Экономическая теория: история развития, предмет и методы
- Экономика как сфера жизнедеятельности общества. Экономические цели общества
- Основные научные школы и современные направления развития экономической теории
- IV. «Экономическая теория».
- Предмет, методы и функции экономической теории
- 1. Общемировоззренческие:
- 2. Общенаучные:
- 3. Частные:
- Экономической политики и практики.
- 1.4. Экономические категории и экономические законы
- И процессами.
- Тема 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике
- 2.1. Потребности как предпосылка производства. Классификация потребностей. Закон возвышения потребностей
- 2.2. Блага. Их сущность, классификация и особенности
- 2.3. Ресурсы и факторы производства: их классификация и характеристика
- Производства.
- 2.4. Ограниченность ресурсов. Проблема выбора в экономике
- Возможности производства продукта а и б при полном использовании ресурсов
- 2.5. Производственные возможности общества и их границы. Альтернативные издержки и предельные величины
- (Кривая трансформации).
- Тема 3. Экономические системы
- 3.1. Экономическая система общества, понятие, функции и структура
- 1) Традиционная экономическая система;
- 2) Рыночная экономика;
- 3) Командная экономика.
- 3.2. Модели экономических систем и критерии их оценки
- 3.3. Собственность: понятие, тенденции развития. Направления реформирования собственности в Республике Беларусь
- Экономическое содержание собственности
- Триада полномочий собственности
- Тема 4. Формы организации общественного хозяйства
- 4.1. Натуральное и товарное хозяйства, их сущность и особенности функционирования
- Натуральное хозяйство
- Присваивающее
- Воспроизводящее
- И воспроизводящего натурального хозяйства.
- Отличительные признаки простого товарного хозяйства и капиталистического хозяйства
- 4.2. Товар и его свойства. Виды товаров
- 4.3. Деньги, их эволюция, виды и функции
- 4.4. Закон стоимости (обмена эквивалентов), его функции и роль в развитии товарного производства
- 1) Товары должны отличаться по потребительной стоимости;
- 2) Быть равноценными по стоимости.
- Стоимость и цена пары обуви на предприятиях отрасли,
- Тема 5. Рыночная система и механизм ее функционирования
- 5.1. Механизм рынка, его основные элементы и условия функционирования
- 5.2. Цена, ее сущность, функции и виды. Система ценообразования
- 5.3. Конкуренция, монополии и их виды
- 5.4. Рынок и государство в современной экономической системе. Функции государства в современной рыночной системе и методы ее регулирования
- Взаимосвязанных экономических категорий.
- Раздел II. Основы микроэкономики
- Тема 6. Спрос, предложение и рыночное равновесие
- 6.1. Спрос и определяющие его факторы. Закон спроса. Эластичность спроса и ее измерение
- Изменение цены и объема спроса
- 6.2. Предложение и определяющие его факторы. Закон
- Неценовых факторов.
- 6.3. Взаимодействие спроса и предложения. Анализ ситуации рыночного равновесия, избытка и дефицита предложения
- 6.3.1. Равновесная цена.
- Тема 7. Теория поведения потребителя в рыночной экономике
- 7.1. Модель поведения рационального потребителя на рынке. Закон убывающей предельной полезности
- 7.2. Предпочтения и возможности потребителя.
- Кривые безразличия и бюджетная линия.
- Понятие равновесия потребителя
- Приобретая на рынке товары для удовлетворения потребностей, покупатель руководствуется своими предпочтениями, желаниями купить ту или иную вещь.
- Тема 8. Теория фирмы
- 8.1. Фирма, ее цели и функции. Предпринимательство. Коммерческая деятельность
- Виды предпрИятий
- 8.2. Производственная функция. Изокванта, изокоста и их экономическое содержание
- Производственная сетка предприятия
- 8.3. Основной и оборотный капитал, их сущность и различие
- 8.4. Издержки предприятия (фирмы) и их виды. Себестоимость продукции
- 8.5. Доход фирмы. Прибыль и рентабельность, их виды
- Тема 9. Национальная экономика,
- 9.2 Продукт национальной экономики. Валовой внутренний продукт и валовой национальный доход
- 9.3 Экономический рост: понятие, типы и факторы
- 9.4 Национальное богатство, его состав, структура и факторы
- Структура национального богатства
- Тема 10. Макроэкономическая
- 10.2 Безработица, ее виды и социально-экономические последствия. Государственная политика занятости населения
- 10.3 Инфляция, причины ее возникновения и виды. Социально-экономические последствия инфляции
- Открытая инфляция: типы, причины, источники
- 10.3.2. Типы открытой инфляции.
- 10.4 Антициклическая и антиинфляционная политика государства
- Тема 11. Общее макроэкономическое
- 11.2 Понятие совокупного предложения. Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения
- 11.3 Макроэкономическое равновесие. Изменения в равновесии. «Эффект храповика»
- Тема 12. Модель совокупных доходов и расходов
- План лекции:
- 12.1 Компоненты совокупного спроса в кейнсианской модели
- 12.2 Совокупное потребление и совокупные сбережения, их функции. Факторы, определяющие динамику потребления и сбережений
- 12.3 Инвестиции, направления их использования, виды и факторы. Понятие мультипликатора и акселератора инвестиций
- 12.4 Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели. Государство в кейнсианской модели
- Тема 13. Финансовая система и фискальная политика государства
- 13.1 Финансовая система: понятие, принципы построения и структура
- 13.2 Государственный бюджет. Основные направления формирования и расходования бюджетных средств
- Примерная структура государственного бюджета
- 2. Косвенные методы:
- 13.3 Дефицит государственного бюджета и государственный долг. Источники и способы покрытия дефицита государственного бюджета и государственного долга
- Государственный долг
- 13.4 Налоговая система и ее структура. Налоги их виды и функции. Кривая Лаффера
- 13.5 Сущность, цели и инструменты государственной фискальной политики, ее достоинства и недостатки
- Тема 14. Денежный рынок. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика
- 14.1 Современная денежная система. Денежный рынок. Спрос и предложение денег
- 14.2 Сущность кредитных отношений в обществе. Кредит, его функции и формы
- Роль кредита в рыночном хозяйстве
- 14.3. Современная денежно-кредитная система страны и ее структура. Банковская система Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь
- Классификация коммерческих банков
- 14.4. Рынок ценных бумаг и фондовая биржа. Особенности функционирования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь
- Акционерной собственности.
- Тема 15. Социальная политика государства
- 15.1 Понятие, цели и направления социальной политики государства
- 15.2 Уровень и качество жизни населения: характеристики и интегральные показатели
- Удельный вес малообеспеченного населения
- 15.3 Доходы населения и их распределение. Заработная плата, ее сущность, формы и системы
- Номинальная и реальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в Республике Беларусь
- Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь (етс)
- Тарифные разряды и коэффициенты должностей учителей и других педагогических работников общеобразовательных школ
- 15.4 Проблема неравенства доходов. Роль государства в решении проблем, связанных с неравенством доходов
- 15. 5 Социальная политика Республики Беларусь: основные направления и приоритеты
- Тема 16. Современное мировое хозяйсво и его структура. Формы международных экономических отношений
- 16.1 Понятие мирового хозяйства и экономические предпосылки его возникновения. Интернационализация хозяйственной жизни и её формы
- Хозяйства с учётом развития мирового рынка
- 16.2. Основные формы международных экономических отношений
- Разделения и кооперации труда.
- 2. По способам установления:
- 16.3. Платёжный баланс как обобщающий показатель внешнеэкономических связей. Структура платёжного баланса
- 16.4. Глобализация как новая ступень интернационализации мирового хозяйства. Место Республики Беларусь в формирующемся экономическом метапространстве
- 3. Формирование глобальной системы движения товарных потоков.
- Республики Беларусь.
- Список литературы
- Дополнительная литература
- Нормативно-правовые источники