Изменение цены и объема спроса
Товарное предложение | Цена | Платежеспособность | Количество купленных товаров | Остаток |
6 | 1 | 6 | 6 | 0 |
6 | 2 | 6 | 3 | 3 |
6 | 3 | 6 | 2 | 4 |
6 | 6 | 6 | 1 | 5 |
Графически зависимость величины спроса на определенный товар от уровня цены можно изобразить также кривой спроса (рис. 6.1.1).
Что же собой представляет цена спроса?
Цена спроса – это предельно высокая цена, по которой покупатель еще согласен купить товар.
Р Р1 Р2 Р3 Р4 Р5 Р6 Q1 Q2 Q3 Q4 Q5 Q6 Q1 Q2 Q3 Q4
Qd
Рис. 6.1.1. Зависимость спроса от цены (закон спроса).
Обратную зависимость величины спроса от цены можно объяснить действием закона убывающей предельной полезности. Сущность его состоит в том, что каждая последующая единица блага приносит все меньше удовольствия потребителю, и поэтому он согласиться купить ее только по более низкой цене.
Помимо величины спроса есть понятие самого спроса. Изменение величины спроса зависит лишь от изменения цены на данный товар. Если же цена на данный товар остается неизменной, а на спрос влияют иные неценовые факторы, то происходит изменение самого спроса.
Р Р4 D2 D1 D3 Р3 Р2 Р1 Q1 Q2 Q3 Q4
Рис. 6.1.2. Изменение спроса под влиянием неценовых факторов.
Изменение самого спроса зависит от многих факторов: дохода, роста или снижения цены на другие товары, вкусов потребителя, уровня налогов, сбережений, процентных ставок, потребительских ожиданий относительно возможного изменения цен или доходов в будущем и др. Главными факторами изменения самого спроса выступают:
изменение предпочтений потребителя (мода, здоровье и т.д.);
число покупателей (их увеличение приводит к росту самого спроса, а уменьшение – к падению);
изменение величины дохода покупателей.
При этом если изменение величины спроса на конкретный товар под воздействием изменения цены на него отражается на графике движением по кривой спроса, то при изменении самого спроса под воздействием неценовых факторов происходит смещение кривой спроса (рис. 6.1.2). Причем при возрастающих их значениях кривая спроса сдвигается вправо, а при снижающихся – влево.
Когда сам спрос снижается, на графике кривая спроса смещается влево–вниз (из положения D1 в положение D2), причем не обязательно параллельно первоначальному положению. Снижение спроса означает, что за ту же цену (например, Р3) потребитель покупает меньшее количество товара – не Q2, a Q1 (сдвиг кривой влево), или за то же количество товара (например, Q2) он готов заплатить меньшую цену – не Р3, а Р1 (сдвиг кривой вниз). Когда спрос возрастает, графически это иллюстрируется смещением кривой вправо–вверх (из положения D1 в положение D3). Увеличение платежеспособного спроса отражает готовность потребителя платить большую цену (например, Р4, а не Р2) за прежнее количество товара Q3 (сдвиг кривой вверх) или желание и способность купить большее количество товара (Q4, а не Q3) за цену Р2 (сдвиг кривой вправо).
Из повседневной практики известно, что многие товары либо взаимосвязаны и могут потребляться только совместно (комплементарные товары: магнитофон и кассета, автомобиль и бензин), либо взаимозаменяемые (субституты: чай и кофе, масло и маргарин).
Все товары оцениваются потребителем исходя из степени полезности, которую они приносят потребителю в результате их использования.
Каждая дополнительная единица товара приносит потребителю дополнительную полезность, которая называется предельной полезностью данного блага. Под предельной полезностью следует понимать величину дополнительной полезности, полученной от прироста величины потребления, равного единице некоторого блага (при прочих равных условиях).
Чем больше количество единиц потребленного блага, тем меньше предельная (дополнительная) полезность от него. А это значит, предельная полезность носит убывающий характер. То есть ценность данного блага определяется полезностью последней имеющейся единицы этого блага, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность.
Полезность – понятие субъективное. Измерение предельной полезности в экономической теории принято условно измерять ютилями, поскольку для каждого человека полезность сугубо индивидуальна.
Оценка полезности от потребления отдельно взятого товара, определяемая его количеством, получила название кардиналистского подхода. Оценка полезности от потребления не отдельно взятого товара, а целого набора потребляемых товаров с точки зрения порядка предпочтения их различных наборов получила название ординалистского подхода.
Функциональная зависимость в законе спроса, проявляющаяся при осуществлении потребителем выбора наиболее оптимального набора товаров, получила название в одном случае эффекта дохода, а во втором эффекта замещения.
Эффект дохода состоит в том, что при более низкой цене человек может купить большее количество товара, не отказываясь от покупки других товаров в прежних количествах.
Эффект замещения заключается в том, что при более низкой цене на товар люди покупают больше данного товара, замещая им другие товары (которые становятся относительно дороже), и наоборот.
Теория предельной полезности утверждает, что при покупке известного количества единиц товара в отдельных ситуациях потребитель может оказываться в выигрыше. В теории это получило название излишка потребителя.
Излишек потребителя есть разность между ценой спроса покупателя и рыночной ценой.
Закон спроса, как и любой другой закон, имеет свои исключения:
повышение цены сопровождается в отдельных случаях повышением спроса (лучше купить товаров сегодня больше, чем покупать завтра по более высокой цене);
понижение цены сопровождается понижением спроса (лучше купить завтра по более низкой цене, чем покупать сегодня по более дорогой);
стабильный спрос на традиционно дорогие товары (драгоценные металлы, ювелирные украшения, антиквариат и др.).
Ответная реакция величины спроса на изменение цены является «временным процессом». Это значит, что между изменением цены и реакции на него величины спроса существует зависимость во времени: чем выше новая цена, тем продолжительнее временной период снижения величины спроса под воздействием высокой цены на поведение покупателей. Необходимо учитывать временное пространство закона спроса.
Существует интересное исключение из закона спроса, связанное с так называемым товаром Гиффена. Суть его в том, что при определенных обстоятельствах эффект дохода перевешивает эффект замещения, т.е. величина спроса растет при росте цены. Как заметил Р. Гиффен, повышение цены на хлеб проделывает такую большую брешь в бюджете беднейших семей и настолько увеличивает предельную полезность денег для них, что они вынуждены сокращать потребление мяса и наиболее дорогих мучных продуктов питания. Это связано с тем, что хлеб продолжает оставаться самым дешевым продуктом питания, который они в состоянии купить и станут покупать и потреблять его при этом не меньше, а больше. Причем если при отражении на графике спроса на обычный товар кривая спроса имеет отрицательный наклон, поскольку величины, показанные по осям координат, находятся в обратной зависимости (рис. 6.1.1), то для товара Гиффена кривая спроса имеет положительный наклон (рис. 6.1.3).
В качестве примеров исключений из закона спроса часто упоминаются также эффекты Веблена, «сноба», ожидаемого роста цен, асимметричной информации.
Существуют категории товаров, спрос на которые возрастает с ростом цены. Например, такой предмет роскоши, как бриллианты, покупается не в последнюю очередь ради престижа, утверждения высокого социального статуса покупателя, и потому с ростом цены бриллиантов величина спроса на них может вырасти. Этот эффект получил название эффекта Веблена (по имени американского экономиста и социолога Т. Веблена, описавшего его).
Эффект «сноба» отражает противоположно направленное изменение величины спроса на конкретное благо одним потребителем в ответ на изменение величины спроса на это благо других потребителей. Поэтому, если эффект Веблена связан с изменением цены товара, то эффект «сноба» зависит от потребления других людей: желания выделиться, покупая «особые товары», отличные от покупаемых товаров другими покупателями.
Изменение величины спроса обладает эластичностью. Эластичность спроса – это чувствительная реакция изменения величины спроса под воздействием изменения цены. Эластичным считается спрос, если даже при небольших изменениях цены спрос изменяется значительно. Неэластичный спрос, даже при значительных изменениях цены, изменяется незначительно или совсем не изменяется. Для измерения эластичности применяется коэффициент эластичности спроса:
Если коэффициент >1, то спрос эластичный, если <1, то – неэластичный, а если =1, то изменение спроса и цены происходит на одном уровне.
Р Р1 3 D Р2 2 Р3 3 Q1 Q2 Q3 Q
***
Помимо эластичности величины спроса по цене аналогично можно рассчитывать изменение эластичности спроса под воздействием изменения: дохода, цен на другие товары, уровня налогов, процентных ставок и других неценовых факторов.
На коэффициент эластичности спроса влияют следующие факторы:
величина предельно возможных затрат (себестоимость);
количество, качество и цена товаров-заменителей;
число конкурирующих продавцов.
При неэластичном спросе продавец не склонен снижать цену, поэтому неэластичный спрос выступает фактором потенциального роста цен.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Министерство образования Республики Беларусь
- Содержание
- Введение
- Раздел I. Общая экономическая теория
- Тема 1. Экономическая теория: история развития, предмет и методы
- Экономика как сфера жизнедеятельности общества. Экономические цели общества
- Основные научные школы и современные направления развития экономической теории
- IV. «Экономическая теория».
- Предмет, методы и функции экономической теории
- 1. Общемировоззренческие:
- 2. Общенаучные:
- 3. Частные:
- Экономической политики и практики.
- 1.4. Экономические категории и экономические законы
- И процессами.
- Тема 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике
- 2.1. Потребности как предпосылка производства. Классификация потребностей. Закон возвышения потребностей
- 2.2. Блага. Их сущность, классификация и особенности
- 2.3. Ресурсы и факторы производства: их классификация и характеристика
- Производства.
- 2.4. Ограниченность ресурсов. Проблема выбора в экономике
- Возможности производства продукта а и б при полном использовании ресурсов
- 2.5. Производственные возможности общества и их границы. Альтернативные издержки и предельные величины
- (Кривая трансформации).
- Тема 3. Экономические системы
- 3.1. Экономическая система общества, понятие, функции и структура
- 1) Традиционная экономическая система;
- 2) Рыночная экономика;
- 3) Командная экономика.
- 3.2. Модели экономических систем и критерии их оценки
- 3.3. Собственность: понятие, тенденции развития. Направления реформирования собственности в Республике Беларусь
- Экономическое содержание собственности
- Триада полномочий собственности
- Тема 4. Формы организации общественного хозяйства
- 4.1. Натуральное и товарное хозяйства, их сущность и особенности функционирования
- Натуральное хозяйство
- Присваивающее
- Воспроизводящее
- И воспроизводящего натурального хозяйства.
- Отличительные признаки простого товарного хозяйства и капиталистического хозяйства
- 4.2. Товар и его свойства. Виды товаров
- 4.3. Деньги, их эволюция, виды и функции
- 4.4. Закон стоимости (обмена эквивалентов), его функции и роль в развитии товарного производства
- 1) Товары должны отличаться по потребительной стоимости;
- 2) Быть равноценными по стоимости.
- Стоимость и цена пары обуви на предприятиях отрасли,
- Тема 5. Рыночная система и механизм ее функционирования
- 5.1. Механизм рынка, его основные элементы и условия функционирования
- 5.2. Цена, ее сущность, функции и виды. Система ценообразования
- 5.3. Конкуренция, монополии и их виды
- 5.4. Рынок и государство в современной экономической системе. Функции государства в современной рыночной системе и методы ее регулирования
- Взаимосвязанных экономических категорий.
- Раздел II. Основы микроэкономики
- Тема 6. Спрос, предложение и рыночное равновесие
- 6.1. Спрос и определяющие его факторы. Закон спроса. Эластичность спроса и ее измерение
- Изменение цены и объема спроса
- 6.2. Предложение и определяющие его факторы. Закон
- Неценовых факторов.
- 6.3. Взаимодействие спроса и предложения. Анализ ситуации рыночного равновесия, избытка и дефицита предложения
- 6.3.1. Равновесная цена.
- Тема 7. Теория поведения потребителя в рыночной экономике
- 7.1. Модель поведения рационального потребителя на рынке. Закон убывающей предельной полезности
- 7.2. Предпочтения и возможности потребителя.
- Кривые безразличия и бюджетная линия.
- Понятие равновесия потребителя
- Приобретая на рынке товары для удовлетворения потребностей, покупатель руководствуется своими предпочтениями, желаниями купить ту или иную вещь.
- Тема 8. Теория фирмы
- 8.1. Фирма, ее цели и функции. Предпринимательство. Коммерческая деятельность
- Виды предпрИятий
- 8.2. Производственная функция. Изокванта, изокоста и их экономическое содержание
- Производственная сетка предприятия
- 8.3. Основной и оборотный капитал, их сущность и различие
- 8.4. Издержки предприятия (фирмы) и их виды. Себестоимость продукции
- 8.5. Доход фирмы. Прибыль и рентабельность, их виды
- Тема 9. Национальная экономика,
- 9.2 Продукт национальной экономики. Валовой внутренний продукт и валовой национальный доход
- 9.3 Экономический рост: понятие, типы и факторы
- 9.4 Национальное богатство, его состав, структура и факторы
- Структура национального богатства
- Тема 10. Макроэкономическая
- 10.2 Безработица, ее виды и социально-экономические последствия. Государственная политика занятости населения
- 10.3 Инфляция, причины ее возникновения и виды. Социально-экономические последствия инфляции
- Открытая инфляция: типы, причины, источники
- 10.3.2. Типы открытой инфляции.
- 10.4 Антициклическая и антиинфляционная политика государства
- Тема 11. Общее макроэкономическое
- 11.2 Понятие совокупного предложения. Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения
- 11.3 Макроэкономическое равновесие. Изменения в равновесии. «Эффект храповика»
- Тема 12. Модель совокупных доходов и расходов
- План лекции:
- 12.1 Компоненты совокупного спроса в кейнсианской модели
- 12.2 Совокупное потребление и совокупные сбережения, их функции. Факторы, определяющие динамику потребления и сбережений
- 12.3 Инвестиции, направления их использования, виды и факторы. Понятие мультипликатора и акселератора инвестиций
- 12.4 Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели. Государство в кейнсианской модели
- Тема 13. Финансовая система и фискальная политика государства
- 13.1 Финансовая система: понятие, принципы построения и структура
- 13.2 Государственный бюджет. Основные направления формирования и расходования бюджетных средств
- Примерная структура государственного бюджета
- 2. Косвенные методы:
- 13.3 Дефицит государственного бюджета и государственный долг. Источники и способы покрытия дефицита государственного бюджета и государственного долга
- Государственный долг
- 13.4 Налоговая система и ее структура. Налоги их виды и функции. Кривая Лаффера
- 13.5 Сущность, цели и инструменты государственной фискальной политики, ее достоинства и недостатки
- Тема 14. Денежный рынок. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика
- 14.1 Современная денежная система. Денежный рынок. Спрос и предложение денег
- 14.2 Сущность кредитных отношений в обществе. Кредит, его функции и формы
- Роль кредита в рыночном хозяйстве
- 14.3. Современная денежно-кредитная система страны и ее структура. Банковская система Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь
- Классификация коммерческих банков
- 14.4. Рынок ценных бумаг и фондовая биржа. Особенности функционирования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь
- Акционерной собственности.
- Тема 15. Социальная политика государства
- 15.1 Понятие, цели и направления социальной политики государства
- 15.2 Уровень и качество жизни населения: характеристики и интегральные показатели
- Удельный вес малообеспеченного населения
- 15.3 Доходы населения и их распределение. Заработная плата, ее сущность, формы и системы
- Номинальная и реальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в Республике Беларусь
- Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь (етс)
- Тарифные разряды и коэффициенты должностей учителей и других педагогических работников общеобразовательных школ
- 15.4 Проблема неравенства доходов. Роль государства в решении проблем, связанных с неравенством доходов
- 15. 5 Социальная политика Республики Беларусь: основные направления и приоритеты
- Тема 16. Современное мировое хозяйсво и его структура. Формы международных экономических отношений
- 16.1 Понятие мирового хозяйства и экономические предпосылки его возникновения. Интернационализация хозяйственной жизни и её формы
- Хозяйства с учётом развития мирового рынка
- 16.2. Основные формы международных экономических отношений
- Разделения и кооперации труда.
- 2. По способам установления:
- 16.3. Платёжный баланс как обобщающий показатель внешнеэкономических связей. Структура платёжного баланса
- 16.4. Глобализация как новая ступень интернационализации мирового хозяйства. Место Республики Беларусь в формирующемся экономическом метапространстве
- 3. Формирование глобальной системы движения товарных потоков.
- Республики Беларусь.
- Список литературы
- Дополнительная литература
- Нормативно-правовые источники