7.1. Модель поведения рационального потребителя на рынке. Закон убывающей предельной полезности
В условиях рынка все люди подразделяются на две группы: продавцов и покупателей. Их роли могут меняться местами, т.е. покупатель может превратиться в продавца и наоборот. При этом каждый из них в любой из этих ролей стремится вести себя рационально. Схема принятия решения о покупке какого-либо товара покупателем предполагает выделение в его поведении, по меньшей мере, четырех этапов:
1) осознание проблемы;
2) поиск информации о необходимой продукции;
3) оценка альтернатив;
4) принятие решения о покупке.
При этом главное внимание им уделяется оценке альтернатив покупки продукции. Вследствие этого он стремится потратить свой доход на потребительском рынке наилучшим образом, учитывая, что каждый товар обладает тремя свойствами: полезностью, стоимостью и меновой стоимостью или ценой.
Под полезностью подразумевается способность блага удовлетворять потребности индивида в процессе потребления.
Стоимость товара – это затраты всех видов ресурсов на производство и реализацию продукции.
Что касается меновой стоимости, то она выступает в виде цены товара как результат взаимодействия между спросом и предложением. Если, например, на рынке предложено мороженого больше, чем нужно покупателю, то его цена за порцию может установиться на уровне не 1000 руб. его стоимости, а, возможно, 950 руб.
Следует учитывать, что к различным свойствам товара продавцы и покупатели относятся неодинаково. Продавцов, прежде всего, интересует величина цены товара: чем она больше, тем лучше, так как от этого зависит их доход от реализации продукции.
Покупатель же в первую очередь обращает внимание на полезность товара, его потребительские свойства. В XIX веке известными экономистами Г. Госсеном (1810–1858), У.С. Джевонсом (1835–1882) и др. были сформулированы правила измерения полезности товаров. Большой вклад в теорию измерения полезности внесли в конце XIX – начале XX в. представители австрийской школы К. Менгер (1840–1921) и Е. Бем-Баверк (1851–1914). В основу их теории была положена идея, согласно которой ценность товара определяется его полезностью для потребителя. Под ней понимают удовлетворение, которое приносит благо потребителю.
Оценка полезности вещей всегда субъективна (у каждого человека – своя, с его точки зрения). Поэтому одна и та же вещь обладает разной полезностью для разных людей (любители кофе оценивают этот напиток очень высоко, а любители чая – нет). Потребители, оценивая полезность товара, учитывают его редкость и значимость для удовлетворения потребности. Например, потребность в теплой шапке можно удовлетворить с помощью шапки из искусственного меха и шапки из норки. Понятно, что полезность обеих шапок зимой очень высока. В то же время полезность норковой шапки, обладающей большей редкостью, оценивается покупателем выше, чем искусственной.
Полезность товарадля потребителя такжезависит от степени остроты ощущения потребностииуровня ее удовлетворенияв данный момент времени. Причемполезность товара уменьшаетсяпо мере того, какувеличивается объем потребления(количество потребляемых товаров).
Существуют понятия предельной и общей полезности.Предположим, что на десерт у потребителя есть 5 яблок. Первое яблоко доставляет ему наибольшую полезность, так как он еще не насытился данным продуктом. Второе яблоко уже имеет несколько меньшую полезность, третье – еще меньшую, четвертое яблоко может оказаться уже ненужным, а от пятого можно получить уже не пользу, а вред.
Полезность, которую извлекает потребитель из каждой дополнительной единицы товара, называется предельной полезностью.
Общая полезность определенного количества товара определяется как сумма предельной полезности каждого из них.
Постараемся разобраться в этих понятиях. Вернемся к примеру с яблоками. За единицу полезности примем абстрактную единицу – «ютиль». Допустим, что потребитель оценивает первое яблоко в 10 ютилей, второе – в 6 ютилей, третье – в 2 ютиля. Четвертое яблоко является относительно излишним, его полезность равна 0. Пятое яблоко имеет уже отрицательную полезность, равную 5. Общая полезность первых двух яблок равна 16 (10+6) ютилей. Общая полезность трех яблок равна 18 ютилям (10+6+2). Четвертое яблоко ничего не добавит к общей полезности, а пятое уже уменьшит ее до 13 ютилей (10+6+2+0–5).
Таким образом, предельная полезность отдельных товаров снижается по мере увеличения их количества. Уменьшение предельной полезности товара с увеличением его потребляемого количества называется законом убывающей предельной полезности.
Общая полезность увеличивается до тех пор, пока предельная полезность имеет положительное значение. Темп увеличения общей полезности с добавлением нового товара замедляется.
Отсюда следует необходимость понижения цен для того, чтобы побудить потребителя к увеличению покупок такого продукта. Если этого нет, то потребитель предпочтет не покупать больше этого продукта, так как, приобретая его, он фактически отказывается от других. При ограниченном доходе покупатель стремится приобрести такой набор товаров и услуг, который принесет ему наибольшую полезность. Существует правило максимизации полезности: максимальная общая полезность при данном доходе достигается при условии, если последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида товара, приносит одинаковую предельную полезность.
Представление об убывающей предельной полезности лежит в основе объяснения закона спроса и имеет большое значение в понимании того, каким образом потребителям следует распределять свой денежный доход между различными товарами и услугами, которые они могут и желают купить. Спрос на товары связан с полезностью данных товаров для покупателя. В то же время деньги для покупателя тоже обладают полезностью. Поэтому он купит товар, если полезность этого товара и полезность затраченных на покупку денег будут оцениваться им одинаково. Цена, которую согласен заплатить потребитель за соответствующий товар, называется ценой спроса и определяет предельную полезность этого товара для покупателя. Таким образом, покупка товара имеет место потому, что этот товар обладает для потребителя большей привлекательностью, чем деньги. Это значит, что каждый покупатель, приобретая товар, получает определенный выигрыш. В тех случаях, когда цена спроса превышает рыночную цену, выигрыш потребителя определяется как разница между ними и называется излишком потребителя. Таким образом, излишек потребителя – это разница между максимальной суммой денег, которую надо отдать за данный товар, и той суммой денег, которая за него заплачена. Стремление к получению выигрыша от покупки лежит в основе экономического интереса покупателя на рынке.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Министерство образования Республики Беларусь
- Содержание
- Введение
- Раздел I. Общая экономическая теория
- Тема 1. Экономическая теория: история развития, предмет и методы
- Экономика как сфера жизнедеятельности общества. Экономические цели общества
- Основные научные школы и современные направления развития экономической теории
- IV. «Экономическая теория».
- Предмет, методы и функции экономической теории
- 1. Общемировоззренческие:
- 2. Общенаучные:
- 3. Частные:
- Экономической политики и практики.
- 1.4. Экономические категории и экономические законы
- И процессами.
- Тема 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике
- 2.1. Потребности как предпосылка производства. Классификация потребностей. Закон возвышения потребностей
- 2.2. Блага. Их сущность, классификация и особенности
- 2.3. Ресурсы и факторы производства: их классификация и характеристика
- Производства.
- 2.4. Ограниченность ресурсов. Проблема выбора в экономике
- Возможности производства продукта а и б при полном использовании ресурсов
- 2.5. Производственные возможности общества и их границы. Альтернативные издержки и предельные величины
- (Кривая трансформации).
- Тема 3. Экономические системы
- 3.1. Экономическая система общества, понятие, функции и структура
- 1) Традиционная экономическая система;
- 2) Рыночная экономика;
- 3) Командная экономика.
- 3.2. Модели экономических систем и критерии их оценки
- 3.3. Собственность: понятие, тенденции развития. Направления реформирования собственности в Республике Беларусь
- Экономическое содержание собственности
- Триада полномочий собственности
- Тема 4. Формы организации общественного хозяйства
- 4.1. Натуральное и товарное хозяйства, их сущность и особенности функционирования
- Натуральное хозяйство
- Присваивающее
- Воспроизводящее
- И воспроизводящего натурального хозяйства.
- Отличительные признаки простого товарного хозяйства и капиталистического хозяйства
- 4.2. Товар и его свойства. Виды товаров
- 4.3. Деньги, их эволюция, виды и функции
- 4.4. Закон стоимости (обмена эквивалентов), его функции и роль в развитии товарного производства
- 1) Товары должны отличаться по потребительной стоимости;
- 2) Быть равноценными по стоимости.
- Стоимость и цена пары обуви на предприятиях отрасли,
- Тема 5. Рыночная система и механизм ее функционирования
- 5.1. Механизм рынка, его основные элементы и условия функционирования
- 5.2. Цена, ее сущность, функции и виды. Система ценообразования
- 5.3. Конкуренция, монополии и их виды
- 5.4. Рынок и государство в современной экономической системе. Функции государства в современной рыночной системе и методы ее регулирования
- Взаимосвязанных экономических категорий.
- Раздел II. Основы микроэкономики
- Тема 6. Спрос, предложение и рыночное равновесие
- 6.1. Спрос и определяющие его факторы. Закон спроса. Эластичность спроса и ее измерение
- Изменение цены и объема спроса
- 6.2. Предложение и определяющие его факторы. Закон
- Неценовых факторов.
- 6.3. Взаимодействие спроса и предложения. Анализ ситуации рыночного равновесия, избытка и дефицита предложения
- 6.3.1. Равновесная цена.
- Тема 7. Теория поведения потребителя в рыночной экономике
- 7.1. Модель поведения рационального потребителя на рынке. Закон убывающей предельной полезности
- 7.2. Предпочтения и возможности потребителя.
- Кривые безразличия и бюджетная линия.
- Понятие равновесия потребителя
- Приобретая на рынке товары для удовлетворения потребностей, покупатель руководствуется своими предпочтениями, желаниями купить ту или иную вещь.
- Тема 8. Теория фирмы
- 8.1. Фирма, ее цели и функции. Предпринимательство. Коммерческая деятельность
- Виды предпрИятий
- 8.2. Производственная функция. Изокванта, изокоста и их экономическое содержание
- Производственная сетка предприятия
- 8.3. Основной и оборотный капитал, их сущность и различие
- 8.4. Издержки предприятия (фирмы) и их виды. Себестоимость продукции
- 8.5. Доход фирмы. Прибыль и рентабельность, их виды
- Тема 9. Национальная экономика,
- 9.2 Продукт национальной экономики. Валовой внутренний продукт и валовой национальный доход
- 9.3 Экономический рост: понятие, типы и факторы
- 9.4 Национальное богатство, его состав, структура и факторы
- Структура национального богатства
- Тема 10. Макроэкономическая
- 10.2 Безработица, ее виды и социально-экономические последствия. Государственная политика занятости населения
- 10.3 Инфляция, причины ее возникновения и виды. Социально-экономические последствия инфляции
- Открытая инфляция: типы, причины, источники
- 10.3.2. Типы открытой инфляции.
- 10.4 Антициклическая и антиинфляционная политика государства
- Тема 11. Общее макроэкономическое
- 11.2 Понятие совокупного предложения. Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения
- 11.3 Макроэкономическое равновесие. Изменения в равновесии. «Эффект храповика»
- Тема 12. Модель совокупных доходов и расходов
- План лекции:
- 12.1 Компоненты совокупного спроса в кейнсианской модели
- 12.2 Совокупное потребление и совокупные сбережения, их функции. Факторы, определяющие динамику потребления и сбережений
- 12.3 Инвестиции, направления их использования, виды и факторы. Понятие мультипликатора и акселератора инвестиций
- 12.4 Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели. Государство в кейнсианской модели
- Тема 13. Финансовая система и фискальная политика государства
- 13.1 Финансовая система: понятие, принципы построения и структура
- 13.2 Государственный бюджет. Основные направления формирования и расходования бюджетных средств
- Примерная структура государственного бюджета
- 2. Косвенные методы:
- 13.3 Дефицит государственного бюджета и государственный долг. Источники и способы покрытия дефицита государственного бюджета и государственного долга
- Государственный долг
- 13.4 Налоговая система и ее структура. Налоги их виды и функции. Кривая Лаффера
- 13.5 Сущность, цели и инструменты государственной фискальной политики, ее достоинства и недостатки
- Тема 14. Денежный рынок. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика
- 14.1 Современная денежная система. Денежный рынок. Спрос и предложение денег
- 14.2 Сущность кредитных отношений в обществе. Кредит, его функции и формы
- Роль кредита в рыночном хозяйстве
- 14.3. Современная денежно-кредитная система страны и ее структура. Банковская система Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь
- Классификация коммерческих банков
- 14.4. Рынок ценных бумаг и фондовая биржа. Особенности функционирования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь
- Акционерной собственности.
- Тема 15. Социальная политика государства
- 15.1 Понятие, цели и направления социальной политики государства
- 15.2 Уровень и качество жизни населения: характеристики и интегральные показатели
- Удельный вес малообеспеченного населения
- 15.3 Доходы населения и их распределение. Заработная плата, ее сущность, формы и системы
- Номинальная и реальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в Республике Беларусь
- Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь (етс)
- Тарифные разряды и коэффициенты должностей учителей и других педагогических работников общеобразовательных школ
- 15.4 Проблема неравенства доходов. Роль государства в решении проблем, связанных с неравенством доходов
- 15. 5 Социальная политика Республики Беларусь: основные направления и приоритеты
- Тема 16. Современное мировое хозяйсво и его структура. Формы международных экономических отношений
- 16.1 Понятие мирового хозяйства и экономические предпосылки его возникновения. Интернационализация хозяйственной жизни и её формы
- Хозяйства с учётом развития мирового рынка
- 16.2. Основные формы международных экономических отношений
- Разделения и кооперации труда.
- 2. По способам установления:
- 16.3. Платёжный баланс как обобщающий показатель внешнеэкономических связей. Структура платёжного баланса
- 16.4. Глобализация как новая ступень интернационализации мирового хозяйства. Место Республики Беларусь в формирующемся экономическом метапространстве
- 3. Формирование глобальной системы движения товарных потоков.
- Республики Беларусь.
- Список литературы
- Дополнительная литература
- Нормативно-правовые источники