logo search
ЭП под ред Орлова

15.3. Организация материально-технического снабжения предприятия

Органы МТС промышленных предприятий обязаны обеспечивать производство всеми материально-техническими ресурсами. Снабжение должно быть бесперебойным, полным и комплектным при минимальных производственных запасах, постоянном снижении транспортных, складских и заготовительных затрат и контроля за использованием материальных ресурсов на всех этапах потребления.

Структура органов снабжения предприятия зависит от вида, типа, масштаба и организационного построения системы управления производством. Органы снабжения предприятия состоят из отделов (бюро, групп) и производственных подразделений, к которым относятся складское и транспортное хозяйство, заготовительные и подготовительные цехи (участки), лаборатории и т.д.

При формировании органов снабжения необходимо исходить из того, чтобы количество подразделений и работающих было достаточным для успешного выполнения всех функций по обеспечению производства материально-сырьевыми ресурсами. При этом аппарат органов снабжения должен быть минимальным, укомплектованным квалифицированными специалистами, владеть знаниями в области управления снабжением в условиях рыночной экономики.

Структура органов снабжения определяется необходимостью выполнения всех возложенных на них функций и обязанностей, основными из которых являются:

расчет и определение потребности в материальных ресурсах: составление планов материально-технического снабжения;

организация рациональных хозяйственных связей: составление хозяйственных договоров на поставку продукции, на услуги снабженческо-сбытовых организаций;

организация оперативной работы по реализации планов материально-технического снабжения: контроль за выполнением хозяйственных договоров и принятия мер по своевременному поступлению материальных ресурсов;

осуществление контроля за соблюдением норм расхода и экономным расходованием материально-сырьевых ресурсов, за использованием их по назначению; организация работ по ресурсосбережению на всех участках производства, сокращению потерь в процессе хранения и транспортировки ресурсов;

планирование и организация работы по своевременному и комплектному снабжению цехов и участков.

В настоящее время на предприятиях Украины отсутствует долгосрочное планирование, уменьшаются объемы производства продукции. Предприятиям трудно продавать свою продукцию, движение материальных потоков не сопровождается встречным движением денежных средств. В таких случаях необходимым является текущее планирование материального обеспечения, которое включает в себя исследование рынка сырья и материалов; определение потребности предприятия в материальных ресурсах; составление плана закупок материальных ресурсов.

Планирование материального обеспечения предприятия является основанием для принятия решения о закупке материальных ресурсов. Главной целью текущего планирования МТС промышленного предприятия является обес­печение гарантии поставок при низких затратах.

Исследование рынка сырья и материалов – один из элементов планирования материально-технического обеспечения промышленного предприятия.

Целью исследования рынка сырья и материалов является достижение обозримости этого рынка. Развитие новых отраслей экономики, постоянно расширяющаяся номенклатура материальных ресурсов, появление совершенно новых видов сырья с новыми физическими и химическими свойствами – все это делает рынок материалов менее обозримым. В то же время условием успешного материального обеспечения промышленного предприятия является полная информация о рынке материальных ресурсов.

Изучение рынка сырья и материалов предполагает:

выработку стратегии снабжения;

сбор, обработку, анализ и оценку информации о потенциальных поставщиках, о новых технологиях изготовления важнейших для потребителя материалов, ценах на сырье, материалы, топливо и полуфабрикаты;

хранение информации.

При выработке стратегии снабжения решается основной вопрос: будет ли предприятие само производить материалы, детали или полуфабрикаты либо будет закупать их на стороне?

При решении этого вопроса определяющими моментами являются: состояние рынка сырья и материалов, уровень цен, производственные возможности самого предприятия.

Выработка стратегии осуществляется на основе сравнительного стоимостного анализа. Закупки на стороне и отказ от производства деталей внутри предприятия объясняются теми экономическими преимуществами, которые получают предприятия, покупая материальные ресурсы у специализированных предприятий по сравнительно низким ценам.

Изучение рынка материальных ресурсов можно проводить с помощью прямых и косвенных методов.

Получение информации напрямую называется первичным исследованием рынка. Его базой служат следующие источники:

1) контакты с поставщиками;

2) контакты с посредниками;

3) посещение ярмарок и выставок, что дает информацию о технических разработках, ценах, качестве товаров, а также дает возможность использовать при этом каталоги ярмарок и выставок;

4) поездки на предприятия-поставщики, что позволяет сделать заключение о способности предприятия выполнять заказы, о его технических возможностях в части предоставления услуг.

Косвенное изучение рынка сырья и материалов предполагает использование уже имеющихся документов. В качестве исходных данных для изучения рынка служат:

  1. обзоры состояния конъюнктуры рынка, биржевые бюллетени, содержащие сведения об изменении цен;

  2. журналы, газеты, радио и телевидение;

  3. фирменные журналы, выпускаемые торгово-промышленными палатами и поставщиками;

  4. предложения о продажах, содержащиеся в специальных журналах, каталогах, брошюрах, рекламных проспектах.

При изучении рынка сырья и материалов рассматривается возможность закупок по импорту. Договорные соглашения с зарубежными изготовителями предполагают знание действующих в других странах таможенных ограничений и правил международной торговли. Кроме того, нужно учитывать, что перевозка материальных ресурсов, закупленных у зарубежных фирм, сопряжена с повышенным риском и большими затратами. Поэтому целесообразно приобретение за рубежом лишь тех видов сырья и материалов, которые перерабатываются в больших количествах и приобретение которых за рубежом позволяет значительно сократить затраты.

Разработка плана закупок – составная часть планирования материально-технического снабжения производства. Этот план нужен для рациональной закупки материальных ресурсов, чтобы производство получало их по мере необходимости.

Рационально закупить материальные ресурсы – значит приобрести их нужного качества, в нужном количестве, в требуемое время, у надежного поставщика и по приемлемой цене.

План закупок материальных ресурсов разрабатывается после изучения рынка сырья и материалов в такой последовательности. Вначале рассчитывается потребность в каждом виде сырья, материалов, топлива и т.д. Существует два метода расчета потребности в материальных ресурсах: метод прямого счета и на основе расхода материалов прошлых периодов.

Исходными данными для определения материальной потребности первым методом служат: план производства продукции, конструкторские специфи­кации, рецепты, по которым рассчитывается потребность в материалах в расчете на единицу продукции, нормы расхода материальных ресурсов.

Потребность в каждом материале устанавливается умножением планируемого количества продукции на норму расхода конкретного вида материала.

Второй метод определения потребности в материальных ресурсах связан с учетом складских остатков материалов и постоянным пополнением запасов регулированием сроков поставок или размеров партий, а также с учетом расходов материальных ресурсов прошлых периодов.

После определения потребности в каждом виде материальных ресурсов устанавливается возможный вид закупки. Существуют такие виды закупок:

непосредственно у изготовителя;

оптовые через посредника или биржу;

мелкими партиями в магазинах оптовой торговли.

Прямые закупки материальных ресурсов, как правило, осуществляются при больших объемах потребления.

Через оптовую фирму закупаются материалы и сырье небольшими партиями или делаются срочные закупки для обеспечения бесперебойного хода производства.

Весьма распространенными являются закупки через биржи и аукционы. Через них промышленные предприятия закупают сырье, цена на которое испытывает резкие сезонные конъюнктурные колебания. Таким образом закупается большая часть сельскохозяйственного сырья предприятиями перерабатывающих отраслей промышленности.

Для каждого материала выбирается вид закупки. Определив вид и установив конкретные сроки закупок, следует рассчитать объем закупок по каждому материалу.

При расчете объема закупок учитываются остатки материалов на складе, а также заказанные поставщику, но не поступившие материалы.

В процессе планирования материально-технического обеспечения в целях сокращения затрат необходимо осуществлять функционально-стоимостный ана­­­лиз (ФСА).

Для проведения ФСА в отделе снабжения предприятия должен быть один или несколько специалистов по стоимостному анализу и изучению рынка сырья, материалов. Основной задачей этих специалистов является снижение затрат на материальные ресурсы, повышение их качества благодаря смене поставщиков, замене материалов альтернативными, концентрации объема закупок. Проведение ФСА предполагает сотрудничество отдела снабжения с другими отделами предприятия.

Обеспечение структурных подразделений предприятия материальными ресурсами – это заключительная часть МТС производства. Основные задачи материально-технического обеспечения производственных цехов:

а) полное, своевременное и комплектное удовлетворение потребности в материалах каждого цеха, участка и рабочего места;

б) обеспечение производства материалами в наиболее подготовленном к производственному потреблению вида;

в) осуществление регулярного контроля за отпуском и расходом материалов в производстве.

Для выполнения указанных задач прежде всего необходимо правильно определить потребность каждого цеха в материальных ресурсах. Потребность цеха (Пц) в определенном виде материала для производства требуемого количества продукции в установленное время рассчитывается с помощью нормативного метода на основе производственного задания (N) и норм расхода материалов на единицу продукции или работы (Нр) по формуле:

Пц = , (15.1)

где n – число наименований видов продукции или работ, на которые расходуется данный материал.

При ежедневном поступлении материалов со склада в цех запас не требуется. Если материальные ресурсы доставляются с интервалом более суток, то запас в цехе необходим.

В целях эффективного использования каждый цех предприятия должен получить такое количество материальных ресурсов, сколько необходимо для выполнения задания по выпуску продукции. Поэтому целесообразно устанавливать цехам лимит отпуска сырья и материалов на определенный период.

Лимит отпуска материальных ресурсов цеху рассчитывается по формуле:

Лц = Пц + 3ц - Оф (15.2)

где Зц – запас материала, который постоянно находится в цехе;

Оф – фактический остаток неизрасходованного материала на начало того периода на который установлен лимит.

Запас материала определяется по следующей формуле:

Зц = х t, (15.3)

где  – среднесуточное потребление материала в цехе;

t – интервал времени между отдельными поставками материала в цех.

Лимит отпуска материалов цехам может быть рассчитан на месяц или квартал, что зависит в основном от типа производства. В массовом и крупносерийном производстве лимит цеху на материалы целесообразно устанавливать на квартал.

Лимит отпуска каждого материала цехам должен устанавливаться отделом материально-технического обеспечения. Кроме отпуска материалов цехам по лимиту, может производиться замена одних материалов на другие (замена связана с конструктивными изменениями в выпускаемых изделиях или в технологическом процессе).

Система лимитирования производственных цехов материалами при переходе к рыночным отношениям в значительной степени утратила свое прежнее значение в результате ослабления учета и контроля расхода материалов. Нормы и нормативы расхода материальных ресурсов в настоящее время не корректируются, предприятия не заботятся об эффективном использовании всех ресурсов.

При стабильном выпуске продукции и ритмичном производственном процессе материальные ресурсы выдаются и это отражается в план-карте. В план-карте, кроме наименований материалов и лимита выдачи, указываются сроки доставки материалов в цех, при этом применяется централизованная доставка материалов. План-карта является оперативным документом, к ней выписывается требование.

Наиболее широкое распространение получили лимитные карты. Лимитная карта может быть месячной или квартальной. Месячная (месячный лимит) выписывается на одно наименование материала в трех экземплярах: один направляется складу, второй – цеху, третий экземпляр остается в отделе снабжения. По мере фактической выдачи материла в карте фиксируется отпущенное количество, при этом кладовщик расписывается в экземпляре цеха, а представитель цеха – в экземпляре склада. В конце месяца месячные лимитные карты сдаются в бухгалтерию для учета движения материалов. В лимитной карте предназначенное к отпуску количество материалов может быть общим для цеха или дифференцировано по заказам.

Порядок выдачи материалов по квартальной лимитной карте такой же, как и по месячной. Оформление лимитной карты на квартал более эффективно, так как позволяет значительно уменьшить документооборот.

Разовые требования применяются при выдаче вспомогательных и основных материалов при небольших объемах потребления. Разовые требования бывают однострочные и многострочные: выписываются в двух экземплярах.

Акты на замену материалов оформляются в связи с изменением номенклатуры выпускаемой продукции, при конструктивных изменениях в производимых изделиях или технологическом процессе. Любая замена материала оказывает влияние на качество выпускаемой продукции, поэтому разрешения должны давать такие технические отделы предприятия, как конструкторский, технологический, главного механика, технического контроля, а утверждается акт замены главным инженером предприятия.

Для получения материала в случае замены выписывается требование обычной формы в двух экземплярах, которое предъявляется складу вместе с актом замены.

Доставка материальных ресурсов в цехи осуществляется двумя способами: децентрализованным и централизованным.

При децентрализованном способе цехи сами получают и вывозят материалы со складов отдела снабжения цеховым транспортом или средствами транспортного отдела предприятия. Этот способ доставки применяется там, где трудно определить, какой материал и к какому сроку потребуется цеху, что характерно для предприятий с индивидуальным и мелкосерийным производством, а также на всех предприятиях для обеспечения ремонтно-эксплу­атационных нужд.

Децентрализованный способ доставки нельзя признать эффективным, так как отвлекает руководителей цехов от выполнения ими производственных функций; вызывает увеличение числа работников, занимающихся снабжением цехов; ведет к нерациональному использованию транспорта предприятий.

При централизованном способе доставки материалов склады по установленному графику подают требующиеся в определенном количестве цехам материалы. Этот способ более рациональный, так как дает возможность заранее подготовить материалы к производственному потреблению, целесообразнее использовать транспортные средства, улучшить систему учета прохождения сырья и материалов от центрального склада до рабочего места. Функции цеха, связанные с обеспечением материалами, сводятся к подаче в отдел снабжения документов на получение материалов и организации их приемки.