logo
ЭП под ред Орлова

2.2. Малые предприятия

В законодательстве Украины отсутствует единый подход к определению малых предприятий. Так в соответствии с Законом "О предприятиях в Украине" к малым предприятиям относятся вновь создаваемые и действующие предприятия с численностью работников: в промышленности и строительстве до 200 чел., в других отраслях производственной сферы – до 50 чел., в науке и научном обслуживании – до 100 чел., в отраслях непроизводственной сферы – до 25 чел., в розничной торговле – до 15 чел. Таким образом, критерием отнесения предприятий к малым является количество работающих по отраслям.

Другой нормативный документ – Указ президента Украины "О госу­дарст­венной поддержке малого предпринимательства" – в качестве критериев субъекта малого предпринимательства выделяет среднесписочную численность и годовой объем выручки от реализации продукции.

Среднесписочная численность работающих за отчетный период не должна превышать 50 человек (при этом учитываются все работники, в том числе работающие по гражданско-правовым договорам и совместительству). Годовой объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) не должен превышать 1 млн. грн., в качестве специальной категории субъектов малого предпринимательства Указом выделены микропредприятия – субъекты малого предпринимательства со среднесписочной численностью работающих за отчетный период не более 10 человек и объемом выручки от реализации продукции за год не свыше 250 тыс. грн. Для таких предприятий предус­мотрена упрощенная система налогообложения, учета и отчетности.

Следует отметить, что за рубежом также используются такие критерии как численность работников и годовой объем продаж при делении предприя­тий на малые, средние и крупные.

Так, например, в США к предприятиям малого бизнеса относятся фирмы с количеством работников до 500 чел. В Англии мелким считается предприятие, имеющее менее 200 чел. занятых.

В США наряду с критерием численности персонала действует и критерий классификации предприятий по объему продаж. В соответствии с последним, малым предприятием считается предприятие с объемом годовых продаж до 10 млн. дол. США, средним от 10 до 100 млн. дол. США и крупным свыше 100 млн. дол. США. [62, с. 61]. По данному критерию в Германии выделяются: мелкие – годовой оборот составляет не более 25 тыс. марок; средние и круп­ные – годовой оборот превышает 25 тыс. марок.

По опыту стран с развитой рыночной экономикой малые и средние предприятия имеют значительные преимущества по сравнению с крупными.

Во-первых, отсутствует многоступенчатая система управления, что позволяет снизить управленческие расходы, а следовательно, и себестоимость продукции таких предприятий.

Во-вторых, малые предприятия оперативно реагируют на изменения конъюнктуры рынка, что позволяет им своевременно занять свою нишу на рынке.

В-третьих, создание малых предприятий приводит к созданию дополнительных рабочих мест за короткое время, что очень важно в условиях безработицы.

В-четвертых, малые и средние предприятия являются более восприимчивыми к научно-техническому прогрессу. Их размеры позволяют быстрее и дешевле осуществлять техническое перевооружение, внедрение и апробацию новых технологий.

Кроме того для малых предприятий характерен особый стиль общения между людьми, в котором быстро проявляются профессиональные и личные качества человека.

Малые предприятия играют значительную роль в экономике стран с развитой рыночной системой хозяйствования. Так, например, в США предприятия малого бизнеса составляют 90% от общего количества предприятий, в Японии 99%. На долю этого сектора в США приходится примерно 50% ВНП, а в Японии свыше 50%. Во Франции 90% вновь создаваемых предприятий имеют менее 10 работающих, в то же время 88% новых рабочих мест создается на предприятиях с численностью работающих до 20 чел. [52].

Малые предприятия функционируют в условиях жесткой конкуренции, под влиянием которой многие из них разоряются. Так, например, в США 80% малых предприятий разоряются в первый год своего существования; во Франции 20% создаваемых мелких и средних предприятий функционируют меньше года, 30% ликвидируются в течении второго года существования, а из оставшихся не менее половины разоряются на третьем-четвертом годах их деятельности [52].

В странах с развитой рыночной экономикой существует система мер, направленных на поддержку малого бизнеса. Среди них можно выделить:

1) снижение процентных ставок по займам, предназначенным для новых технологий, имеющим цель сэкономить энергетические и материальные ресурсы, направить инвестиции на создание новых рабочих мест, развитие экспорта;

2) доверительные кредиты для фирм, испытывающих острое финансовое затруднение;

3) льготный налоговый режим на инвестиции и оборудование и др.

Законодательство Украины определяет следующие основные направления государственной поддержки малого предпринимательства:

установление упрощенной процедуры налогообложения, учета и отчетности;

совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

финансовая поддержка инновационных проектов;

создание благоприятных условий для использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, научно-технических разработок и технологий.

Развитие малого предпринимательства в Украине позволит решить проблему занятости населения, преодоления монополизма производства и развития конкуренции.