logo
ЭП под ред Орлова

2.5. Виды предприятий за рубежом

В странах с развитой рыночной экономикой можно выделить несколько типов предприятий, которые отличаются друг от друга количеством собственников капитала, их правами и обязанностями, а также финансовыми возможностями.

Так, например, в США, Канаде, Великобритании и многих других странах выделяют: индивидуальное предпринимательство (индивидуальные владения), партнерства и корпорации. В Западной Европе между партнерством и корпорацией выделяют промежуточную форму общество с ограниченной ответственностью.

Индивидуальное владение (sole proprietorship, sole trader) – это фирма, владельцем которой является один человек. Он, как правило, самостоятельно руководит деятельностью своего предприятия и контролирует ее.

В качестве преимуществ индивидуального владения можно отметить следующие: простота и относительная дешевизна его создания (не требуется разрабатывать и регистрировать учредительные документы, так как такая форма организация деятельности не является юридическим лицом), простота в управлении предприятием.

К недостаткам следует отнести неограниченную ответственность владельца по долгам и ограниченность его финансовых возможностей. Индивидуальное владение наиболее распространенная форма организации предпринимательской деятельности в сфере услуг, мелких магазинов, ресторанов, частной адвокатской и врачебной практике.

Партнерство представляет собой добровольное коммерческое объединение двух и более лиц, где владение, управление и распределение прибылей регулируется заключенным между партнерами договором. Партнерство также не является юридическим лицом, поэтому его участники облагаются только подоходным налогом и несут неограниченную ответственность по всем обязательствам фирмы.

Следует отметить, что в партнерствах выделяют две категории партнеров:

1) активные (головные) – партнеры, которые непосредственно принимают участие в управлении фирмой и несут неограниченную ответственность;

2) пассивные (коммандитные) – партнеры, которые только вкладывают средства в предприятие, непосредственно не участвуют в его работе и несут ограниченную ответственность в пределах своей доли, инвестированной в дело фирмы.

В партнерстве должен быть хотя бы один активный партнер.

Партнерства удобны в случае однородной деятельности его участников. Чаще всего организуются в партнерства аудиторские фирмы, брокерские конторы, службы сферы услуг.

Несмотря на некоторые положительные стороны (простота и относительная дешевизна формирования, свобода деловой активности партнеров), партнерство имеет и ряд недостатков. К основным из них относятся: неограниченная ответственность; общее представительство (каждый из участников может заключать сделки самостоятельно); в случае выбытия одного из участников фирма прекращает свое существование.

Различают партнерства с неограниченной ответственностью, когда каждый их член полностью отвечает по обязательствам фирмы, и партнерства с ограниченной ответственностью (Limited Partnership), когда один или несколько партнеров несут полную ответственность за долги фирмы, а остальные ограниченную. Среди таких партнерств выделяют открытые (Public Limited Partnership) и закрытые (Private Limited Partnership).

В открытых партнерствах с ограниченной ответственностью отсутствует ограничение относительно количества участников, в закрытых такие ограничения существуют (например, в США количество пассивных партнеров не должно превышать 35 человек) [61].

Партнерства с ограниченной ответственностью привлекают капитал путем эмиссии ценных бумаг, которые могут продаваться и покупаться на фондовом рынке.

Общества с ограниченной ответственностью, характерные для Западной Европы, являются юридическими лицами, и поэтому их доход облагается налогом на прибыль предприятия. Общество, как субъект права, отвечает по своим долгам всем своим имуществом. Если сумма долгов такого общества превысит стоимость его имущества, то члены общества при его ликвидации не должны вносить дополнительных выплат, а только теряют вложенный капитал. Права владения членов общества определяется долей их вкладов в основной капитал, но способ распределения доходов общества не обязательно должен быть пропорциональным паевому вкладу участников. Он оговаривается в уставе общества.

Корпорация – это специальная форма организации предпринимательской деятельности, которая в отличии от индивидуального предпринимательства и партнерства является юридическим лицом, существующим отдельно от ее владельцев. Учредителями корпорации могут быть физические и юридические лица. Права владения корпорацией отдельными участниками определяются количеством акций долей капитала. В соответствии с количеством акций определяется доля каждого владельца в распределении общего дохода. Доход корпорации, как юридического лица, облагается налогом с корпораций. Владельцы корпорации несут ограниченную ответственность по долгам корпорации в пределах их вкладов в акции. При этом они могут свободно продавать и покупать акции по рыночной цене.

Таким образом, корпоративная форма организации предпринимательской деятельности за рубежом соответствует акционерной форме, действующей в Украине. Поэтому корпорации имеют, в основном, те же положительные и отрицательные стороны, что и наши акционерные общества.

Так, в качестве преимуществ корпоративной формы организации предпринимательской деятельности зарубежные экономисты выделяют:

акционеры несут ответственность по долгам предприятия только в пределах своих вкладов в акции;

корпоративная форма организации предпринимательской деятельности позволяет достаточно легко собрать необходимый капитал путем продажи акций;

корпорация не прекращает своего существования в связи со сменой владельцев: акции корпорации продаются на вторичном рынке и переходят от одного владельца к другому.

К недостаткам корпорации западные экономисты обычно относят:

двойное налогообложение владельцев корпорации: налог на доход корпорации и налог на доход частных лиц акционеров;

более строгое законодательное регулирование корпоративной деятельности, по сравнению с индивидуальным предпринимательством и партнерством;

ограничение владельцев корпорации от текущего управления корпорацией, которым, как правило, занимаются наемные управляющие; акционеры, особенно в больших корпорациях, не в состоянии оценить и проконтролировать политику управляющих, которая иногда не совпадает с политикой владельцев.

Существует два типа корпораций: открытые (Public Corporation) и закрытые (Private Corporation). Открытые корпорации соответствуют открытым акционерным обществам, действующим в Украине, а закрытые имеют некоторые отличия. Основное из них заключается в том, что в закрытых корпорациях допускается свободное обращение определенной доли акций, размер которой ограничен уставом. В закрытом акционерном обществе свободное обращение акций исключено.

В некоторых странах установлено минимальное количество владельцев открытых корпораций. Так, например, в США их может быть не менее 7 человек [61].

Следует отметить, что на данный момент в странах Европейского сообщества действуют общие правила, которые регулируют наиболее важные вопросы образования и функционирования корпораций [61].

Все приведенные выше виды предприятий играют определенную роль в развитии экономики любой страны. По данным зарубежных исследований 70-80% всех предприятий являются индивидуальными владениями, 20-30% распределяются приблизительно поровну между партнерствами и корпорациями. Однако по объему активов, продаж и прибылей первое место занимают корпорации. Например, в США им принадлежит 80% стоимости всех продаж, индивидуальным владениям – 13%, а партнерствам – 7%. При этом первые получают 90% всех прибылей, вторые – 4%, а третьи – 6% [61].

Важное место в развитии бизнеса за рубежом занимает такой вид организации предпринимательской деятельности как франчайзинг.

Франчайзинг (от французского слова "франшиз" льгота, привилегия) представляет собой систему взаимовыгодных партнерских отношений между крупными и малыми предприятиями. Его сущность состоит в том, что обычно крупное предприятие франчайзер заключает договор с мелкими само­стоятельными предприятиями (франчайзи) о предоставлении исключи­тель­ного права на создание и сбыт под его торговой маркой на конкретных рын­­ках определенных товаров и услуг.

Почти всегда франчайзи выплачивает единовременный взнос за право действовать на рынке под именем и торговой маркой франчайзера.

Капиталовложения в дело осуществляются за счет передачи мелкому предприятию в аренду основных фондов, находящихся в собственности предприятия франчайзера, а также собственности или заемных средств партнера. Предприятие франчайзер может само предоставить мелкому предприятию кредит, взять для него заем в банке или быть его поручителем при получении гарантированного займа.

В договоре франчайзинга, как правило, оговаривается размер отчислений от объема текущих продаж франчайзи, составляющий в среднем 2-3%, но бывает и выше.

Кроме того, франчайзер может назначать регулярную плату за рекламу торговой марки, используемой малым предприятием. В среднем плата устанавливается в пределах 1-5% от выручки и характерна для компаний, осуществляющих долгосрочные рекламные проекты. Во многих случаях в договоре становится и такое условие: партнер должен брать в аренду помещение, оборудование, сырье и материалы исключительно у головного предприятия.

Различают две формы договорных отношений франчайзинга. Первая получила распространение в торговле. Ее суть состоит в том, что мелкие предприятия торгуют продукцией крупной фирмы или предоставляют услуги от ее имени, получая при этом определенную долю от объема продаж. По такой форме договора работает большинство фирм франчайзи по продаже и обслуживанию автомобилей, автосервисов, услуг бензоколонок.

Вторая форма договорных отношений франчайзинга корпоративная. Помимо использования торговой марки франчайзера, мелкая фирма включается в полный производственно-хозяйственный цикл крупной компании, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества, обучения персонала, выполнения плана продаж. Все это приводит к особой ответ­с­твен­ности мелкой фирмы.

Фирма-франчайзи обязуется предоставлять компании-франчайзеру услуги в области маркетинга и менеджмента, вести деловые контакты исклю­чительно с франчайзером и в соответствии с его предписаниями.

Корпоративная форма чаще всего используется при организации пред­приятий общественного питания, в обслуживании бизнеса, в бытовых услугах.

В качестве преимуществ франчайзинга, касающихся мелкой фирмы, можно выделить:

фирма-франчайзи приобретает некоторую гарантию своего существования;

открывает свое дело с меньшим риском, получает советы и поддержку от своего партнера франчайзера;

экономит средства на маркетинговых исследованиях, консультациях;

имеет гарантию поставок сырья, материалов, полуфабрикатов.

В свою очередь крупные фирмы расширяют сферу сбыта своей про­дукции, привлекают дополнительный капитал и др.

Недостатки франчайзинга, в основном, касаются мелких предприятий. К ним можно отнести:

необходимость учета интересов партнера;

необходимость регулярных отчислений от объемов продаж, что может поставить франчайзи в трудные финансовые условия;

обязательность придерживаться методов ведения бизнеса, изложенных в инструкции предприятия-франчайзера.

В Украине франчайзинг пока что не получил широкого распространения, так как отсутствует правовая база, которая бы регулировала подобные взаимоотношения. Не способствует развитию франчайзинга и недоверие к другим компаниям, если речь заходит о чем-то большем, чем купля-продажа.

Тем не менее нужно отметить высокую перспективность развития франчайзинга в Украине. Как показывает зарубежный опыт, франчайзинг значительно снижает риск при "старте", позволяет малым предприятиям эффективно работать в условиях высокой конкуренции.

Выводы

1. Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий уставной субъект, имеющий право юридического лица и созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

2. В основу классификации предприятий могут быть положены раз­лич­ные критерии: форма собственности, форма организации, характер деятельности, масштабы производства, степень специализации и др.

3. В соответствии с формами собственности предприятия делятся на част­ные; коллективные; хозяйственные общества; предприятия, основанные на собственности объединения граждан; государственные и коммунальные.

4. Большое развитие в Украине получили хозяйственные общества, в чис­ле которых выделяют акционерные общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, полные и коммандитные общества.

5. В странах с развитой рыночной экономикой основными типами пред­приятий являются индивидуальное предпринимательство, партнерства и корпорации.

6. Важная роль в развитии предпринимательской деятельности за рубе­жом принадлежит франчайзингу, который представляет собой форму взаимовыгодного сотрудничества между крупными и малыми предприятиями. В Украине франчайзинг имеет высокую перспективу своего развития.