logo
ЭП под ред Орлова

Вопросы для контроля знаний

  1. Из каких категорий состоит промышленно-производственный персонал предприятий?

  2. Как определить структуру промышленно-производственного персонала?

  3. Что такое производительность труда?

  4. Назовите и охарактеризуйте различные методы измерения производительности труда?

  5. Как определяется динамика производительности труда?

  6. Какие резервы роста производительности труда могут быть реально использованы в экономике Украины?

  7. Охарактеризуйте существующие формы и системы оплаты труда рабочих, их практическое применение на предприятиях Украины.

  8. Расскажите об особенностях оплаты труда руководящих работников, специалистов и служащих.

  9. Для чего составляется коллективный договор, какова его структура?

7. Производственная программа и производственная

мощность предприятия

7.1. Производственная программа предприятия

и ее показатели

Предприятие, изучая потребность рынка в товарах, которые оно производит, свои возможности и свое положение на рынке, разрабатывает на предстоящий период план производства и реализации продукции – свою производственную программу.

Производственная программа предприятия – это развернутый план производства и реализации продукции, в котором устанавливаются задания по производству и реализации определенного количества продукции установленной номенклатуры (ассортимента) и качества, а также общие объемные показатели производства на планируемый период.

Производственная программа предприятия является центральным разделом плана развития предприятия и занимает ведущее место среди других разделов текущих и перспективных планов развития предприятия. На ее основе разрабатываются:

план развития науки и техники;

план повышения экономической эффективности производства;

план капитальных вложений и капитального строительства;

план материально-технического обеспечения;

план по труду и кадрам;

план по издержкам производства и реализации продукции;

финансовый план;

план социального развития коллектива предприятия;

план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.

При разработке плана производства и реализации продукции устанавливается перечень изделий, которые будут производиться, или номенклатура продукции.

Номенклатурой продукции называется классифицированный перечень изделий, который характеризует основное направление производства на предприятии. Номенклатура продукции подразделяется на три ступени детализации:

1. Наиболее укрупненная номенклатура, которая называется сводно-плановой.

2. Групповая номенклатура, в которой каждый пункт сводно-плановой номенклатуры расшифровывается по группам однородной продукции.

3. Развернутая или специфицированная номенклатура по видам, типам и маркам продукции.

Более дробное деление продукции представлено в ассортименте.

Он показывает соотношение продукции внутри отдельного ее наименования по артикулам, исполнению, размерам, сортности.

Основой для расчета плановых показателей в денежном выражении являются натуральные измерители или натуральные показатели: тонны, метры, штуки, киловатт-часы, комплекты, объемы, площади, секции и т.д.

С помощью натуральных показателей отражается потребность рынка в продукции с определенными потребительскими свойствами, определяется характер специализации предприятий, обеспечивается сбалансированность между производством и потреблением различных товаров, определяются пропорции в развитии взаимосвязанных предприятий.

Натуральные измерители позволяют установить прямой счет физического объема продукции. Основными натуральными измерителями являются штуки (для тракторов, машин, станков), тонны (если речь идет об отливках, штамповках, цементе, нефти), комплекты для измерения выпуска узлов и деталей, необходимых для комплектации машин и агрегатов, секции (например, относительно холодильных установок) и т.д.

Недостатком натуральных показателей является невозможность свести их в общий объемный показатель в натуральном выражении.

Когда предприятие выпускает различные типоразмеры продукции примерно одинакового назначения используют условно-натуральные измерители. Для этого все виды выпускаемой продукции приводит условно к одному виду, принятому в качестве базы. Переводными коэффициентами в данном случае служат соотношения трудоемкостей. Но они также не являются универсальными.

Трудовые измерители позволяют установить объем производства продукции в нормо-часах.

Единица измерения продукции в производственной программе должна стимулировать производство высококачественных конкурентоспособных изделий и способствовать рациональному использованию материально-сырьевых, трудовых и финансовых ресурсов.

Натуральные единицы измерения продукции являются обязательными для всех уровней планирования и управления производством, чтобы обеспечить выполнение производственной программы в предусмотренных номенклатуре и ассортименте, плана поставок по договорам, а также увязать производственную программу с показателями качества продукции.

Повышение качества продукции является постоянной и важнейшей задачей каждого предприятия. Поэтому в плане производства продукции в натуральном выражении должны быть предусмотрены конкретные меры по обеспечению технико-экономических показателей важнейших изделий на уровне мировых достижений науки и техники. В производственной программе предусматриваются замена и снятие с производства морально устаревшей и не пользующейся спросом продукции, модернизация устаревших изделий, улучшение технико-экономических характеристик выпускаемых изделий, соблюдение требований стандартов и технических условий.

Обобщающие показатели производственной деятельности предприятия имеют только стоимостное выражение. К ним относятся объемы выпуска товарной, валовой, реализованной и нормативной чистой продукции.

Объем товарной продукции в производственной программе – это стоимость готовых изделий, которые готовы к реализации. Товарная продукция включает в себя готовую продукцию, которая поставляется потребителям на сторону, а также своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия: полуфабрикаты собственного производства, поставляемые на сторону: продукция вспомогательных и подсобных производств и хозяйств, поставляемых другим предприятием: стоимость работ промышленного характера, выполняемых по заказам других предприятий или своих непромышленных хозяйств.

Объем товарной продукции определяется в плане в действующих оптовых ценах предприятиям и является основой для расчета планируемых затрат на производство продукции и прибыли.

Объем реализуемой продукции в плане предприятия – это количество готовых изделий и полуфабрикатов собственного производства в стоимостном выражении, предназначенных к поставке потребителям и подлежащих оплате в плановом периоде: объем работ промышленного характера и услуг, предназ­наченных к реализации другим предприятиям и организациям и работ по капитальному ремонту своего оборудования и транспорта, а также выполнение работ по собственному капитальному строительству и для других непро­мышленных хозяйств и организаций, находящихся на балансе предприятия.

Объем реализуемой продукции по плану (РП) определяется по формуле:

(7.1)

где  ТП – объем товарной продукции, подлежащей реализации в плановом периоде, грн.;

Он, Ок – остаток нереализованной товарной продукции на складах и в пути к потребителю соответственно на начало и конец планируемого периода, грн.

Объем реализуемой продукции определяется в плане в действующих оптовых ценах предприятия.

Объем валовой продукции представляет собой общий объем планируемой на предстоящий плановый период производства продукции, а также объем всех работ и услуг на сторону независимо от степени их готовности. То есть в объем валовой продукции, кроме товарной, войдут также изменения остатков незавершенного производства на начало и конец планируемого периода. Незавершенное производство представляет собой незаконченную изготовлением продукцию, которая находится на различных стадиях производственного процесса, в различных основных и вспомогательных цехах и производствах, а также на складах предприятия.

Объем валовой продукции (ВП) определяется по формуле:

(7.2)

где Нн, Нк – остатки незавершенного производства соответственно на начало и конец планируемого периода, грн.

В объем чистой продукции не включаются затраты прошлого (овеществленного) труда, которые воплощены в стоимости основных и вспомогательных материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, основных производственных фондов. То есть по этому показателю дается более объективная оценка работы предприятия и устраняется заинтересованность предприятия в росте материалоемкости производства.

Объем чистой продукции (ЧП) определяется как разность объема товарной продукции и суммы материальных затрат и амортизационных отчислений.

(7.3)

где ТП – объем товарной продукции в планируемом периоде, грн.;

М – Материальные затраты, планируемые на производство объема товарной продукции, грн.; А  сумма амортизации основных фондов на планируемый период, грн.

Использование показателя чистой продукции дает возможность исключить повторный счет продукции, более четко определить вклад трудовых коллективов предприятий в производство продукции.

В план производства предприятия включается также показатель качества продукции. Повышение качества продукции экономически часто равнозначно увеличению ее количества с меньшими затратами на ее производство.

При разработке производственной программы в условиях рыночной экономики необходимо глубокое и всеобъемлющее изучение рынка сбыта товара, проведение маркетинговых исследований с целью определения уровня спроса на продукцию. При этом спрос необходимо определять в различных аспектах и направлениях: спрос на продукт в отрасли, в конкретной компании; спрос на продуктовую линию, на соответствующий класс товара, на конкретную товарную марку.

Необходимо также:

1) изучить спрос в отношении географических регионов (мирового, национального, регионального и территориального рынков);

2) определить временные границы спроса: текущий, среднесрочный и долгосрочный спрос;

3) исследовать, кто будет потребителем товаров (конечные потребители, промышленные потребители или государство);

4) осуществить рыночную сегментацию, то есть разделение потен­циального рынка на группы потребителей, которые имеют сходные мотивы в отношении покупки конкретного товара и возможность приобрести его. При этом необходимо учесть влияние основных факторов на выбор того или иного сегмента. Это конкуренты, которые уже имеются в отрасли, потенциальные конкуренты, наличие взаимозаменяемых товаров, потребители и поставщики.

При выборе целевого рынка маркетолог с учетом указанных факторов должен осуществить оценку отобранных рыночных сегментов с точки зрения их прибыльности и возможных конкурентных позиций. После этого необходимо провести позиционирование товара, то есть оценить товар с точки зрения потребителей в сравнении с товарами конкурентов.

На основании проведенных исследований и принятых решений разрабатывается продуктовая стратегия предприятия и формируется товарный ассортимент продукции, рассчитывается жизненный цикл товара, осуществля­ется разработка нового продукта, определяются источники инвестиций. Для этого и выбираются оптимальные пути распространения товаров.

С учетом всех указанных выше процессов производится формирование производственной программы предприятия. Особое значение имеет государственный заказ на производство и поставку продукции. В этом случае облегчается поиск рынка сбыта для части продукции, обеспечивается более высокий уровень стабильности работы предприятия и его финансовой устойчивости. При этом государство может осуществлять контроль непосредственно если это предприятие государственное, через своих представителей, осуществляющих от имени государства управление его хозяйственной деятельностью, а также всех предприятий через финансово-кредитный механизм, систему налогообложения и правовую систему.