logo
ЭП под ред Орлова

3.5. Регулирование цен

Одним из главных элементов системы рыночных отношений является либерализация ценовой политики. В административной экономике действовал затратный механизм образования цен, существовала оторванность цен от реального спроса, сложилась тенденция к наращиванию цен. Эти и другие недостатки в системе ценообразования способствовали увеличению дефицита как производственно-технической продукции, так и потребительских товаров, снижению качества многих из них, вытеснению дешевого ассортимента.

Поэтому при переходе Украины к рыночным отношениям предусматривается проведение такой ценовой политики, которая бы обеспечивала оптимальное сочетание свободных и регулируемых цен, огра­ничение цен на продукцию товаропроизводителей-монополистов, поэтапное сокращение сферы административного регулирования оптовых, закупочных и розничных цен.

В этой связи цены в Украине были либерализованы (отпущены) в январе 1992 года. Однако без введения антимонопольного законодательства это привело к росту цен и, соответственно, к спаду производства (отсутствует стимул наращивать объем производства, если можно повысить цены на продукцию). Поэтому в январе 1995 года правительство Украины утвердило Положение "О государственном регулировании цен" [27], которым были введены предельные коэффициенты повышения цен на уголь, электроэнергию и на основные товары народного потребления (мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, хлеб, муку, макаронные изделия, яйца, крупы, сахар, соль, чай, товары для детей, услуги связи и др.).

Перечень основных продовольственных и непродовольственных товаров, определяющих жизненный уровень населения и пределы повышения цен на них, определен в соглашении СНГ по вопросам реформы розничных цен и социальной защиты населения. Это казалось только государственных предприятий, самостоятельно устанавливающих цены на товары и услуги.

Предприятия-изготовители обязаны декларировать повышение цен на товары и услуги, а органы государственного регулирования цен должны проверять его обоснованность и принимать соответствующие решения. Во время декларирования повышения цен предприятия обязаны предоставлять государственным органам, помимо изменения цен и тарифов, калькуляцию цен, данные по объемам производства продукции и ее рентабельность, а также обоснование (расчеты) изменения этих показателей.

Кроме того, в декабре 1998 года было утверждено Постановление правительства "Об усовершенствовании порядка формирования цен" [29], смысл которого заключается в установлении порядка стабилизации цен на внутреннем рынке, в усилении борьбы с монопольными проявлениями и защите интересов отечественного производителя и населения.

Относительно государственного регулирования цен в Украине можно говорить о том, что в основном ограничиваются "предельные" надбавки к цене, а затраты ресурсов предприятиями-изготовителями контролируются только в соответствии с установленным порядком повышения цен на топливно-энергетические и материальные ресурсы, что не решает проблемы ресурсосбережения. Эффективное государственное регулирование цен с учетом действия антимонопольного законодательства должно распространяться лишь на предприятия-монополисты и предусматривать государственный контроль за затратами и их обоснованностью.