logo
ЭП под ред Орлова

9.8. Методы оценки уровня качества и конкурентоспособности машин

В целях получения полного представления о качестве машины, как и любой другой продукции, необходимо, прежде всего, количественно выразить все ее свойства, а значит, нужно рассчитать принятые для данной машины единичные и групповые показатели. Значения этих показателей позволяют оценить различные стороны машины. Однако изучение ее качества будет незаконченным и неполным, если не дать совокупную, обобщенную и однозначную оценку всех свойств одновременно, не оценить ее качество в целом, то есть не рассчитать уровень качества машины. Только оценив уровень качества можно сравнить машину с аналогами, выбрать наилучшую или принять решение о соответствующем улучшении ее качества. В то же время найти конкретные пути повышения уровня качества можно только рассчитав единичные и групповые показатели качества и определив их отставание или опережение по сравнению с показателями ЛМО.

На этих подходах строится оценка уровня качества машин. При этом используются следующие понятия:

уровень качества машины – это совокупная количественная характеристика ее качества в целом. Различают абсолютный и относительный уровни качества;

абсолютный уровень качества – абсолютная характеристика качества, основанная на расчете совокупности абсолютных показателей качества машины;

относительный уровень качества – относительная характеристика качества, основанная на сравнении совокупности показателей качества машины с соответствующей совокупностью базовых показателей.

При оценке качества необходимы и абсолютный, и относительный уровни качества – абсолютный дает представление о количественном значении собственного качества конкретной машины, а относительный – обеспечивает сравнительную характеристику качества машины с качеством аналогичной машины, принятой за базу сравнения.

При оценке уровня качества используют три метода: 1) дифферен­циальный; 2) комплексный; 3) смешанный.

Дифференциальный метод основан на непосредственном использовании единичных показателей.

Абсолютный уровень качества оценивается дифференциальным методом как совокупность абсолютных значений единичных показателей.

Относительный уровень качества оценивается как совокупность относительных значений показателей.

Дифференциальный метод прост и, главное, позволяет выявить отставание или опережение по каждому свойству, составляющему качество, а отсюда – определить пути дальнейшего улучшения качества машины.

Вместе с тем этот метод не дает однозначного ответа на вопрос о преимуществе той или иной модели машины, так как практически всегда по одним качественным параметрам лучше одна из них, а по другим – другая. Однозначный ответ можно получить только тогда, когда все показатели оцениваемой машины лучше или хуже базовых. В остальных случаях необходимо дальнейшее исследование уровня качества другими методами.

Комплексный метод основан на расчете комплексного показателя, может быть представлен главным средневзвешенным или интегральным показателями.

Комплексный показатель обобщает все или часть единичных показателей.

Главный показатель характеризует основное или одно из основных сложных свойств машины, зависящее от ряда ее важных простых свойств.

Примером главного показателя служит полезный эффект машины.

Использование полезного эффекта машины в роли главного показателя позволяет судить о ее качестве по одному из наиболее важных свойств – способности выполнять работу, измеряемой количеством продукции (работы, которые производятся при ее эксплуатации). Преимущества этого показателя обусловлены также тем, что определяющие его величины зависят от целого ряда основных свойств машины: часовая производительность – от мощности, эргономических свойств; срок службы – от долговечности; простои – от безотказности и ремонтопригодности. Следовательно, такой главный показа­тель обеспечивает разностороннюю характеристику качества. Хотя, надо отме­тить, и неполную его оценку.

Таким образом, получаемая с помощью главного показателя характеристика качества имеет реальный смысл, отражает, как правило, основные технико-эксплуатационные свойства машины и дает важнейшую оценку ее качества. Однако практически невозможно свести к главному показателю все свойства, составляющие качество. Поэтому при таком измерении уровня качества обеспечивается лишь частичная оценка качества машины.

Средневзвешенный показатель основан на использовании математических методов определения средней (средневзвешенной) величины единичных показателей.

Средневзвешенные показатели применяются в тех случаях, когда качество характеризуется большим числом разнообразных показателей. Если в средневзвешенный показатель входит только часть единичных показателей качества, то это групповой средневзвешенный показатель, а если все – то обобщающий.

Основным преимуществом комплексного метода с использованием средневзвешенных показателей, обеспечившим ему довольно широкое применение, является возможность одновременного учета любых и в любом количестве единичных показателей.

Однако этот метод имеет ряд существенных недостатков, снижающих точность и достоверность получаемой оценки.

Во-первых, имеет место субъективизм в установлении коэффициентов весомости. Во-вторых, взаимообусловленность ряда единичных показателей (например, показателей долговечности и безотказности) приводит к многократному учету одних и тех же свойств в комплексном показателе.

Наиболее полную оценку качества машины обеспечивает показатель, учитывающий всю совокупность затрат на ее создание и эксплуатацию и сопоставляющий эти суммарные затраты с результатом их осуществления – полученным за весь период ее использования полезным эффектом. Таким показателем является интегральный показатель качества продукции.

Интегральный показатель качества – это отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации (потребления) продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию (потребление), или обратное соотношение.

Если тщательно проанализировать, то можно убедиться, что все свойства, влияющие на экономичность, экономическую эффективность машины, отражаются в интегральном показателе качества. Это практически все свойства машины, составляющие ее качество. Исключением являются свойства которые прямо не влияют на эффективность машины, например эстетические показатели. Однако на формирование этих свойств израсходованы определенные средства. Значит, косвенно и они влияют на экономичность. Поэтому интегральный показатель обеспечивает однозначную экономическую оценку качества. Важно, что оценка производится по уровню экономической эффективности машины. Такой подход полностью соответствует роли улучшения качества машин как одному из наиболее результативных направлений непосредственного повышения эффективности производства.

Все это убедительно свидетельствует о необходимости рассматривать интегральный показатель качества как наиболее важный для измерения уровня качества машины.

В общем виде интегральный показатель качества И определяется по следующей формуле:

или (9.5)

где Зс – затраты на создание (проектирование и изготовление) изделия;

Зэ – затраты на эксплуатацию (потребление) за весь срок службы (использования) изделия;

П – полезный эффект (наработка машины) за весь срок службы (использования) изделия.

С помощью интегрального показателя можно не только однозначно оценить качество изделия, параметр машины, но и дать оценку его конкурентоспособности.

Конкурентоспособность изделия определяется его способностью завоевать предпочтение покупателя. Если покупатель (потребитель) выбирает из ряда конкурирующих товаров конкурентный товар, то, значит, именно этот товар имеет наиболее высокую конкурентоспособность.

Когда речь идет о технике, машинах, показатель сознательно (а иногда и подсознательно) выбирает ту модель, которая обладает наибольшей эффективностью, то есть, приносит ему наибольшую экономическую выгоду.

Поэтому с позиции покупателя, более выгодной, а значит, конкурентоспособной является та машина, которая имеет наилучшее значение интегрального показателя. Однако при оценке выгодности покупатель оценивает не затраты на создание машины, а ее стоимость (цену приобретения).

Следовательно, для оценки конкурентоспособности интегральный показатель качества (конкурентоспособность) машины (Ик) рассчитывается по следующей формуле:

(9.6)

где Ц – затраты на приобретение машины, включающие ее цену, а также затраты на транспортировку и монтаж.

При оценке конкурентоспособности техники бытового назначения, а также другой продукции (продуктов питания, одежды и т.д.), кроме оценки экономической эффективности, не меньшее, а иногда и основное значение имеют социальные, эргономические, экологические и другие показатели качества. В этих случаях для оценки конкурентоспособности продукции применяются комплексные методы, аналогично комплексным методам оценки качества.

Выводы

1. Качество продукции является важнейшей экономической категорий рыночной экономики. От уровня качества изделий зависит, прежде всего, их конкурентоспособность, а значит и все конечные результаты деятельности предприятия – изготовителя. Кроме того, качество продукции определяет темпы научно – технического процесса в отраслях использующих ее, и в конечном итоге – уровень удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения.

2. Основным средством конкурентной борьбы служит именно качество продукции, улучшение которого повышает её конкурентоспособность, расширяет рынки сбыта, дает возможность повышать цену продукции, обеспечивая при этом выгоду потребителю.

3. Оценка качества изделий представляет собой всестороннее исследование их свойств. Система показателей качества позволяет охарактеризовать каждое из них и оценить качество в целом. Измерение уровня качества необходимо как для оценки конкурентоспособности изделий, так и для выбора наилучших из ряда альтернативных.

4. Улучшение качества обеспечивается путем комплексных, взаимосвязанных, постоянно осуществляемых мер – управление качеством. Применяемые на предприятиях системы управления качеством направлены на установление, обеспечение и поддержания необходимого уровня качества продукции при её проектировании, изготовлении, обращении и потреблении (эксплуатации).