logo
ЭП под ред Орлова

13.4. Максимизация прибыли от реализации продукции в краткосрочном периоде с учетом применения диверсификации цен

Диверсификация цен – это назначение разных цен на один и тот же товар или услугу при примерно одних и тех же издержках производства. Например, в Украине с 1.01.1998 г. для промышленных предприятий действуют три тарифа на электроэнергию: пиковый, полупиковый и ночной. Пиковый и ночной тарифы отличаются в 9 и более раз.

Для того, чтобы производитель продукции мог проводить диверсификацию цен, должны соблюдаться следующие условия:

продукция реализуется на рынках несовершенной конкуренции;

можно выделить на рынке несколько сегментов, в которых действуют разные группы покупателей и эластичность спроса по цене различна;

можно изолировать разные группы покупателей.

Наибольшие возможности использовать диверсификацию цен для увеличения своей прибыли имеет предприятие-монополист. Для решения данной задачи можно использовать данные предыдущего примера.

Пусть, предприятие-монополист нашло возможность выделить две группы покупателей – А и Б, то есть к группе имевшихся покупателей следует прибавить еще одну. Зависимость между ценой и величиной месячного спроса (продаж) для обеих групп покупателей приведена в табл. 13.8.

На основании данных табл. 13.8 необходимо определить цены и объемы продаж для каждой группы покупателей, при которых обеспечивается максимум суммарной месячной прибыли предприятия.

Для решения задачи в табл. 13.9 представлены изменения величин предельного дохода и предельных затрат в разрезе каждой группы покупателей, пользуясь также данными табл. 13.9.

Сравнение показателей предельного дохода и предельных затрат по обеим группам покупателей позволяет сделать вывод, что для покупателей группы А необходимо установить цену 500 грн. за изделие и реализовать за месяц 30 шт., а для покупателей группы Б – следует установить цену 400 грн. и реализовать за месяц 8 шт.

Таблица 13.8