14.2. Качество товара и упаковки
Улучшение качества товара и упаковки является основой товарной политики предприятия.
Под качеством товара понимают совокупность его свойств, обуславливающих способность удовлетворять определенную потребность покупателей в соответствии с назначением товара. Поскольку степень удовлетворения потребности покупателей определенной продукцией может изменяться в широких пределах, то и качество также может изменяться – от очень низкого до очень высокого.
Совокупность свойств, определяющих качество любого товара, можно разделить на две группы: функциональные и органолептические.
Например, к функциональным свойствам легкового автомобиля следует отнести его надежность, долговечность, безопасность, экономичность, скорость и т.д. Органолептические свойства легкового автомобиля включают в себя форму, цвет, отделку салона и т.п.
Качество продукции является одним из основных факторов конкуренции и увеличения сбыта продукции. При этом производитель должен улучшать как функциональные, так и органолептические свойства продукции. Следует также учитывать, что для промышленной продукции определяющую роль чаще всего играют функциональные свойства, а для многих видов потребительской продукции (например, обувь, одежда) определяющими являются органолептические свойства. Для потребительских товаров длительного использования, таких, как холодильники, автомобили, мотоциклы, телевизоры, также важны высокие функциональные свойства в сочетании с органолептическими.
Влияние функциональных свойств потребительских товаров на выбор покупателей меньше, чем в отношении машин и приборов производственного назначения. Производитель должен ориентироваться на качество, необходимое потребителям, достигая при этом наилучшего соотношения качества и цены.
Поскольку потребителям часто бывает трудно оценить повышение функциональных свойств машин, оборудования, приборов производственного и непроизводственного назначения за короткий период времени, то в данном случае важное значение приобретает своевременная реклама производителей. Стремление сэкономить на рекламе в надежде на то, что качественный товар автоматически найдет сбыт, многократно было причиной крупных убытков.
Повышение качества продукции может сопровождаться повышением цены. При этом упрочнение конкурентных позиций на рынке достигается только в том случае, если обеспечивается улучшение соотношения качества и цены с учетом запросов покупателей. При прочих равных условиях, чем выше качество продукции и ниже цена, тем выше ее конкурентоспособность и больше потенциальные объемы сбыта. Следует также учитывать, что успех производителя не всегда связан с повышением качества. Так, например, в странах с низкими доходами большей части населения прибыль производителя может увеличиться при снижении качества товара и цены.
Улучшение качества продукции дает более надежные и долговременные конкурентные преимущества предприятию, чем только изменение цены. Объясняется это тем, что конкурентам сложно в короткие сроки отреагировать аналогичным образом. Для этого часто требуются новые материалы, технология производства, оборудование. Особо весомые преимущества получает изготовитель продукции повышенного качества, защищенной патентом. На время действия патента предприятие может стать монополистом по выпуску определенной продукции. Например, разработанный в Украине транспортный самолет АН-70 пока не имеет аналогов в мире. Для проектирования самолета с близкими технико-экономическими характеристиками зарубежным фирмам потребуется несколько лет.
Для многих товаров большое значение имеет и упаковка. Упаковка обеспечивает сохранность товара, облегчает его транспортировку и повышает привлекательность для покупателей. Функция упаковки особенно важна для таких потребительских товаров, как кондитерские и парфюмерные изделия, сигареты, напитки, так как она воспринимается покупателями как составляющая качества. В некоторых случаях повышение качества упаковки позволяет продлить сроки реализации и хранения продукции, снизить ее потери в процессе транспортировки и хранения. Учитывая важную роль упаковки, многие специалисты склонны выделить ее в отдельный инструмент маркетинга.
Для товаров, которые имеют небольшие размеры, предусматривается несколько видов упаковки, выполняющей строго определенные функции. Например, для парфюмерных кремов и зубных паст выделяют внутреннюю упаковку (баночка, тюбик), внешнюю упаковку (коробочка из картона) и транспортную упаковку (вместительный ящик из картона).
При разработке упаковки важно обеспечить рациональное сочетание ее размеров, формы, дизайна, информативного насыщения, стоимости.
Проблема повышения качества упаковки особенно актуальна для Украины и бывших республик СССР, так как раньше ей уделялось очень мало внимания.
Именно преимущества в упаковке облегчили массовое проникновение зарубежных фирм на рынок Украины. При этом часто за красивой упаковкой скрывается товар значительно более низкого качества, чем аналогичный отечественный в неприглядной упаковке. Для того, чтобы разобраться в качестве товаров потребителям требуется время, за которое зарубежные фирмы и их посредники успевают получить огромную прибыль.
- Экономика предприятия
- Введение
- 1. Предмет, методы и задача курса "Экономика предприятия"
- Вопросы для контроля знаний
- 2. Предприятие в системе народного хозяйства Украины
- 2.1. Классификация предприятий
- 2.2. Малые предприятия
- 2.3. Хозяйственные общества
- 2.4. Объединения предприятий
- 2.5. Виды предприятий за рубежом
- Вопросы для контроля знаний
- 3. Государственное регулирование экономики
- 3.1. Необходимость государственного регулирования экономики
- 3.2. Регулирование денежного обращения в рыночных условиях
- 3.2.1. Кредитно-денежная политика
- 3.2.2. Бюджетная политика
- 3.3. Внешнеэкономическая политика государства
- 3.3.1. Регулирование валютного курса
- 3.3.2. Таможенные пошлины
- 3.3.3. Лицензирование, квотирование и контингентирование экспортных и импортных операций
- 3.4. Антимонопольная политика
- 3.5. Регулирование цен
- 3.6. Антиинфляционная политика
- 3.7. Государственный сектор в экономике
- Вопросы для контроля знаний
- 4. Основные фонды и нематериальные активы
- 4.1. Экономическая сущность и состав основных производственных фондов и нематериальных активов
- Структура опф оао "хтз"
- 4.2. Методы оценки основных производственных фондов
- 4.3. Износ основных производственных фондов
- Которая отражает реальные закономерности
- 4.4. Амортизация основных производственных фондов и нематериальных активов неускоренным равномерным методом
- Нормы амортизации металлорежущего оборудования
- 4.5. Ускоренная амортизация
- 4.6. Особенности действующей в Украине системы амортизации
- 4.7. Особенности системы амортизации, содержащейся в стандарте бухгалтерского учета №7 "Основные средства"
- 4.8. Интенсификация воспроизводства основных производственных фондов и ее показатели
- Вопросы для контроля знаний
- 5. Оборотные средства предприятия
- 5.1. Сущность оборотных средств
- 5.2. Нормирование оборотных средств
- 5.3. Показатели эффективности использования оборотных средств
- Вопросы для контроля знаний
- 6. Кадры и оплата труда на предприятии
- 6.1. Состав и структура кадров
- 6.2. Производительность труда
- 6.3. Показатели и методы измерения производительности труда
- 6.4. Резервы и факторы роста производительности труда
- 6. 5. Сущность оплаты труда
- 6.6. Основные формы и системы оплаты труда рабочих
- 6.7. Оплата труда руководящих работников, специалистов и служащих
- 6.8. Коллективный договор
- Вопросы для контроля знаний
- 7.2. Производственная мощность предприятия
- Вопросы для контроля знаний
- 8. Концентрация, диверсификация, комбинирование, специализация и кооперирование производства
- 8.1. Концентрация производства
- 8.2. Диверсификация производства
- 8.3. Комбинирование производства
- 8.4. Специализация производства
- 8.5. Кооперирование производства
- Вопросы для контроля знаний
- 9. Качество и конкурентоспособность продукции
- 9.1. Понятие качества труда и качества продукции
- 9.2. Аспекты качества продукции
- 9.3. Показатели качества продукции
- 9.4. Понятие и функции управления качеством продукции
- 9.5. Качество машины как объект управления
- 9.6. Механизм управления качеством машин
- Качеством машин
- 9.7. Сертификация качества продукции
- 9.8. Методы оценки уровня качества и конкурентоспособности машин
- Вопросы для контроля знаний
- 10. Себестоимость продукции, работ и услуг
- 10.1. Виды себестоимости. Классификации затрат на производство и реализацию продукции
- Себестоимость промышленной продукции в разрезе
- Состав общехозяйственных расходов
- 10.2. Калькулирование себестоимости
- 10.3. Укрупненные методы определения себестоимости проектируемых машин
- 10.4. Расчет снижения себестоимости продукции по факторам
- 10.5. Зависимость себестоимости продукции от объема ее производства
- 10.6. Особенности расчета себестоимости реализуемой продукции в соответствии с новыми стандартами бухгалтерского учета
- Вопросы для контроля знаний
- 11. Ценообразование
- 11.1. Виды цен
- 11.2. Ценообразующие факторы
- 11.3. Виды ценовой политики
- Стратегии "снятия сливок"
- "Престижного ценообразования"
- 11.4. Методы расчета цен
- 11.5. Параметрические методы ценообразования
- 11.6. Цены внешнеторговых контрактов
- Вопросы для контроля знаний
- 12. Формирование и использование прибыли
- 12.1. Сущность и значение прибыли
- 12.2. Определение точки безубыточности
- 12.3. Особенности расчета финансовых результатов предприятия в соответствии с новыми стандартами бухгалтерского учета
- Вопросы для контроля знаний
- 13. Максимизация прибыли предприятия от реализации продукции и структура рынка
- 13.1. Постановка задачи
- 13.2. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде в условиях рынка совершенной конкуренции
- Суточные и удельные затраты на производство в зависимости от объема выпуска приборов
- Изменение суточной выручки и прибыли предприятия, предельного дохода и предельных затрат в зависимости
- 13.3. Максимизация прибыли предприятия-монополиста от реализации продукции в краткосрочном периоде
- Зависимость месячного объема спроса на продукцию от цены
- Зависимость месячных затрат на производство продукции
- Зависимость месячной выручки и прибыли от цены
- 13.4. Максимизация прибыли от реализации продукции в краткосрочном периоде с учетом применения диверсификации цен
- Зависимость между ценой и величиной спроса для покупателей групп а и б
- Изменение предельного дохода и предельных затрат в разрезе
- 13.5. Особенности максимизации прибыли предприятия от реализации продукции в долгосрочном периоде
- Вопросы для контроля знаний
- 14. Инструменты воздействия на сбыт
- 14.1. Цена
- 14.2. Качество товара и упаковки
- 14.3. Распределение продукции
- 14.4. Сервисное и послепродажное обслуживание
- 14.5. Реклама
- Вопросы для контроля знаний
- 15. Материально-техническое снабжение предприятия
- 15.1. Экономическая сущность снабжения и тенденции его развития
- 15.2. Задачи материально-технического снабжения
- 15.3. Организация материально-технического снабжения предприятия
- 15.4. Управление запасами
- Материалов и величиной производственного запаса
- 15.5. Хозяйственные связи и выбор поставщика материальных ресурсов
- Вопросы для контроля знаний
- 16. Арендные отношения
- 16.1. Сущность и основные принципы арендных отношений
- 16.2. Сущность, структура и методы расчета арендной платы
- 16.3. Аренда государственной и негосударственной собственности. Аренда земли
- 16.4. Экономическая сущность лизинга
- 16.5. Законодательное регулирование лизинговых операций в Украине
- 16.6. Сущность и основные виды лизинговых платежей
- 16.7. Факторы эффективности лизинга
- Вопросы для контроля знаний
- 17. Налогообложение
- 17.1. Система налогообложения Роль налогов в экономике государства
- Основные понятия
- Принципы построения системы налогообложения
- Виды налогов и сборов (обязательных платежей), взимаемые на территории Украины
- 17.2. Налог на добавленную стоимость
- Понятие ндс
- Порядок расчета ндс
- Реализация продукции внутри Украины
- Импортирование товаров в Украину
- Даты начисления ндс
- Некоторые особенности начисления, уплаты и учета ндс
- 17.3. Налог на прибыль (общие методические принципы) Объект налогообложения
- Даты учета доходов и расходов
- Расчет скорректированного валового дохода
- Валовые расходы
- Учет материальных запасов
- Амортизационные отчисления
- Скорректированный валовый доход
- Состав валовых расходов
- 17.4. Акцизный сбор Основные положения налогообложения
- Особенности взимания акцизного сбора при осуществлении импортных операций
- Вопросы для контроля знаний
- 18. Инвестиционная деятельность предприятия
- 18.1. Виды инвестиций и их классификация
- 18.2. Источники финансирования и роль инвестиций
- 18.3. Сущность инноваций, основные показатели их эффекта и эффективности
- 18.4. Основные принципы расчетов сравнительной эффективности инноваций
- 18.5. Оценка экономической эффективности инноваций, связанных с совершенствованием техники, технологии, организации и управления производством
- 18.6. Определение экономической эффективности освоения выпуска новой продукции
- 18.7. Особенности оценки эффективности инноваций в условиях высоких темпов инфляции
- 18.8. Стоимостная оценка сопутствующих результатов инноваций
- 18.9. Методы оценки эффективности внедрения прогрессивных технологий и оборудования, применяемые в промышленно развитых странах
- 18.10. Учет риска при оценке эффективности инновационных проектов
- Вопросы для контроля знаний
- 19.2. Предприятия с иностранными инвестициями
- Вопросы для контроля знаний
- 20.2. Критерий и показатели экономической эффективности производства
- 20.3. Показатели, характеризующие эффект и затраты
- 20.4. Показатели, применяемые в практике анализа и планирования деятельности предприятия
- 20.5. Показатели эффективности, рассчитываемые на основании годового отчета предприятия
- Вопросы для контроля знаний
- 13. Что представляют собой показатели платежеспособности предприятия? Использованная литература
- Содержание
- Экономика предприятия учебное пособие