logo
ЭП под ред Орлова

2.1. Классификация предприятий

В основу классификации предприятий могут быть положены различные критерии (табл. 2.1). Основным из них является форма собственности на средства производства.

В соответствии с Законом Украины "О собственности" [20] можно выделить предприятия частные, коллективные и государственные. Однако в Законе Украины "О пред­приятиях в Украине" [2] приводится более подробная группировка предприятий по данному критерию. Он называет следующие виды предприятий.

Частное предприятие основано на собственности отдельного граж­данина Украины, с правом найма рабочей силы. Собственником частного предприятия является только один гражданин, а количество работников, находящихся с предприятием в трудовых отношениях, не ограничено. Управление частным предприятием может осуществляться непосредственно учредителем либо лицом, заключившим с учредителем контракт.

Следует отметить, что при создании предприятия за счет взносов собственных средств учредителей формируется уставный фонд предприятия, который представляет собой совокупность денежных средств и имущества, необходимую для начала и ведения хозяйственной деятельности.

Таблица 2.1

Классификация предприятий

Критерии классификации

Вид предприятия

1

2

1. Форма собствен­ности

а) частное;

б) коллективное;

в) хозяйственное общество;

г) предприятие, основанное на собственнос­ти объединения граждан;

д) государственное;

е) коммунальное

2. Форма организации

а) простое;

б) сложное

3. Характер деятель­нос­т­и

а) коммерческое;

б) некоммерческое

4. Масштабы произ­водства

а) индивидуальное;

б) серийное;

в) массовое

5. Степень специали­за­ции

а) специализированное;

б) универсальное;

в) смешанное

6. Количество персонала и/или объем хозяйс­твен­ного оборота

а) малое;

б) среднее;

в) крупное

7. Сфера производства

а) производственное;

б) непроизводственное

8. Отрасль производства

а) промышленные;

б) строительные;

в) сельские;

г) торговля;

д) общественного питания;

е) бытового обслуживания и др.

Продолжение табл. 2.1

1

2

9. Экономическое назна­чение

а) производство средств производства;

б) производство предметов потребления;

в) продукция военно-промышленного комплекса;

г) производство услуг;

д) духовное производство

10. Форма хозяйствова­ния

а) фирма;

б) контора;

в) бюро;

г) агентство;

д) биржа;

е) группа;

ж) фонд;

з) товарищество;

и) банк и др.

Минимальный размер уставного фонда для частного предприятия законодательно не установлен. Кроме того, частное предприятие может осуществлять эмиссию облигаций и векселей, предельный размер которых законодательством Украины также не установлен. Следовательно, облигации и векселя, выпущенные этим предприятием, представляют собой высоко рисковые ценные бумаги, так как отсутствует правовой механизм защиты интересов их владельцев.

Коллективное предприятие основано на собственности трудового коллектива предприятия. Примерами коллективного предприятия могут быть кооперативы, арендные предприятия. В собственности коллективного предприятия находится произведенная продукция, полученные доходы, а также другое имущество, приобретенное на основаниях, не запрещенных законом.

На все предприятия, основанные на базе коллективной собственности, распространяется требование Закона "О предприятиях в Украине" отно­си­тель­но порядка формирования их высших руководящих и исполнительных органов. Высшим органом любого коллективного предприятия является общее собрание (конференция) владельцев имущества. Исполнительным органом выступает правление, избираемое собранием.

В отдельный вид предприятий выделяются хозяйственные общества, хотя в Законе Украины "О собственности" они отнесены к коллективной форме собственности (до внесения в 1997 г. изменений в Закон Украины "О пред­приятиях в Украине" они также относились к коллективным предприятиям). Хозяйственные общества – это предприятия, созданные на началах договора юридическими лицами и гражданами на основе объединения их имущества и предпринимательской деятельности с целью получения прибыли.

В соответствии с Законом Украины "Об объединениях граждан" [18] граждане Украины имеют право объединяться в политические партии и общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод и удовлетворения экономических, социальных, культурных и других интересов. Такие объединения граждан вправе осуществлять хозяйственную и другую коммерческую деятельность путем создания предприятий (учреждений, организаций), имеющих статус юридических лиц.

Следует отметить, что политические партии и создаваемые ими учреждения и организации не могут быть учредителями предприятий, кроме средств массовой информации, а также заниматься хозяйственной и другой коммерческой деятельностью, кроме продажи общественно-политической литературы, пропагандистско-агитационных материалов, изделий с собственной символикой и проведения общественно-политических мероприятий.

Государственное предприятие основано на общегосударственной собственности. Государственные предприятия создаются, реорганизуются и ликвидируются Министерствами и другими подведомственными Кабинету Министров органами государственной исполнительной власти. Эти же органы утверждают уставы государственных предприятий, наделяют их имуществом, контролируют соблюдение устава, заключают и разрывают контракты с руководителем предприятия, осуществляют контроль за использованием и сохранностью закрепленного за предприятием государственного имущества на правах полного хозяйственного ведения.

В отдельный подвид государственных предприятий выделено казенное предприятие, имущество у которого находится на праве оперативного управления и имеет особый режим регулирования по сравнению с имуществом просто государственного предприятия.

Коммунальное предприятие – это предприятие, основанное на собственности административно-территориальных единиц. Оно создается, реорганизуется и ликвидируется собственниками имущества, которыми являются Советы народных депутатов, или органами, уполномоченными собственниками (исполкомы местных Советов). Эти органы выполняют те же функции, что и Министерства в отношении государственных предприятий.

Государственные и государственно-коммунальные предприятия могут эмитировать облигации и векселя. Кроме того, в процессе проведения приватизации эти предприятия осуществляют выпуск акций. Однако с этого момента они приобретают статус акционерного общества, где одним из акционеров является государство в лице специально уполномоченного органа, и предприятия теряют статус государственного.

В законодательстве Украины не определен четкий механизм ответственности госпредприятий по своим обязательствам. Как указывалось выше, имущество за госпредприятием закрепляется на правах полного хозяйственного ведения. Этот режим предусматривает использование и распоряжение имуществом госпредприятий в пределах, установленных, действующим законодательством. Однако отчуждение средств производства осуществляется исключительно на конкурсных основах в порядке, определенном Фондом госимущества. При этом полученные в результате такого отчуждения средства направляются исключительно на инвестиции.

Таким образом, владельцу векселя либо облигации, выпущенных госпредприятием, достаточно непросто будет обратить взыскание на его имущество. Поэтому, несмотря на то, что в странах с развитой экономикой ценные бумаги, эмитированные госпредприятиями, являются высоко­ликвидными ценными бумагами, в Украине ценные бумаги госпредприятия являются рисковыми.

В законодательстве Украины выделяется еще один вид предприятий: предприятия с иностранными инвестициями. Создание таких предприятий ре­гу­­лируется Законом Украины "О режиме иностранного инвестирования" [19]. В соответствии с данным Законом предприятием с иностранной инвестицией считается предприятие любой организационно-правовой формы, созданное по законам Украины, иностранная инвестиция в уставном фонде которого, составляет не менее 10%.

Предприятия с иностранными инвестициями могут заниматься любыми видами деятельности, не противоречащими законодательству Украины.

Создание таких предприятий оказывает положительное влияние на процесс становления рыночных отношений в Украине.

Во-первых, покрывается недостаток в источниках инвестирования; во-вторых, передается опыт хозяйствования в условиях рыночных отношений, отечественные предприниматели получают возможность освоить наиболее передовые методы организации и управления производством; в-третьих, если иностранное инвестирование осуществляется в виде оборудования, технологий, "ноу-хау", то возникает возможность качественно перевооружить некоторую часть отечественной промышленности; в-четвертых, предприятия с иностранными инвестициями стимулируют конкурентную борьбу за потребителя; в-пятых, иностранные инвесторы, которыми выступают известные западные фирмы, способны обеспечить продвижение на своих рынках товаров и услуг, созданных с участием украинских предпринимателей.

Однако в настоящее время, в результате практически полной отмены льгот для предприятий с иностранными инвестициями, приток в Украину иностранных инвестиций приостановился. По данным Министерства ста­тистики в Украине на 1.07.97 г. насчитывалось 5858 предприятий с ино­стран­ными инвестициями, объем иностранных инвестиций составил 1656,8 млн. дол­ларов США, что в пересчете на душу населения составляет 28 дол. США/чел. Это один из самых низких показателей по сравнению с другими странами. Так, например, в Венгрии данный показатель составляет 1500 дол. США/чел., Чехии – 400 дол. США/чел., Эстонии – 320 дол. США/чел., России – 30 дол. США/чел. [64].

Одним из критериев классификации предприятий является характер их деятельности, по которому предприятия делятся на коммерческие и некоммерческие.

Деятельность коммерческих предприятий направлена на получение прибыли, а некоммерческих – не сопряжена с извлечением прибыли и финансируется за счет бюджета (государственные учреждения) или за счет добровольных пожертвований и взносов.

Исходя из данного деления предприятий следует, что Закон Украины "О предприятиях в Украине" касается только коммерческих предприятий. Деятельность некоммерческих организаций регулируется другими законо­дательными актами.