logo
ЭП под ред Орлова

11.1. Виды цен

На товарных рынках используются различные виды цен и ценовых показателей. Их многообразие связано с особенностями купли и продажи товаров. Каждый вид цены имеет свое название, общепринятое во всех странах. Употребление этих названий обязательно при любом акте, в котором упоминается цена. Сущность каждого вида цены, ее достоверность, методы расчета сильно различаются. Поэтому важно точно знать, какой ценой пользуются при расчетах и в какой мере она отражает уровень действительных рыночных цен.

Существуют различные классификационные группы цен в зависимости от признака, по которому осуществляется группировка.

В зависимости от количества промежуточных звеньев на пути от производителя к потребителю различают цены производства, оптовые и розничные цены.

В зависимости от места сбыта товаров различают экспортные и внутренние цены.

В зависимости от возможности получения данных о ценах их можно разделить на две категории:

1) публикуемые цены;

2) цены, получаемые по специальным каталогам, особым запросам, путем подсчетов.

К первой группе относятся справочные цены, цены каталогов, прос­пектов, прейскурантов, цены торгов, аукционов, товарных бирж, индексы цен, цены фактических сделок (контрактные), цены предложений крупных фирм.

Цены фактических сделок обычно публикуются нерегулярно, по отдельным операциям. Поэтому ими можно пользоваться после предварительного анализа условий сделок.

Основная масса цен предложений и фактических сделок относится ко второй категории, в которую следует включить расчетные (средние) цены.

По степени достоверности можно выделить достоверные (цены факти­ческих сделок, предложений) и недостоверные (справочные) цены.

По способу установления и фиксации различают твердые цены, цены с после­дующей фиксацией и скользящие цены.

Далее будут рассмотрены сущность и методы расчета каждого вида цен.

Цена производства включает в себя издержки производства и среднюю прибыль на авансированный капитал.

При переходе от цен производства к оптовым и розничным цены возрастают за счет торговой скидки, назначение которой – покрыть расходы оптового и розничного звеньев, участвующих в реализации товара. Как правило, расходы в сбытовых звеньях очень велики и составляют до 60-70% от цены. Например, структура розничной цены японского автомобиля, реализуемого на рынке Швейцарии, подана в табл. 11.1.

Розничная цена в данном примере (табл. 11.1) почти в 2 раза превысила экспортную цену.

Система торговли, включающая в себя перечисленные выше звенья, характерна для потребительских товаров, массовых товаров производственного назначения, сырья. Производственные машины и оборудование реализуются непосредственно производителем, минуя оптовую сеть.

Таблица 11.1

Структура розничной цены автомобиля "Дацун 100А" на рынке Швейцарии [50]

Статья калькуляции

В процентах к рыночной цене

1. Экспортная цена

2. Таможенная пошлина

3. Транспортные расходы

4. Рекламные расходы

5. Подготовка автомобиля к продаже

6. Стоимость первого техобслуживания

7. Прибыль фирмы-импортера

8. Скидка розничному торговцу

9. Налог с оборота

10. Розничная цена

49,54

6,62

3,41

2,28

1,14

1,02

11,4

17,39

7,2

100,0

В условиях Украины розничная цена включает в себя, помимо торговой скидки, акцизный сбор и НДС. Схема формирования розничной цены представлена на рис. 11.1.

Справочными называются цены, которые публикуются продавцами товаров или их ассоциациями, посредниками, отраслевыми изданиями. Эти цены публикуются на сырьевые товары, в частности на нефть, алюминий, черные и цветные металлы, руды, уголь, химические товары, ткани, пиломатериалы, целлюлозно-бумажную продукцию.

Рис. 11.1. Схема формирования розничной цены

Справочные цены имеют два существенных недостатка. Во-первых, они не отражают реальный уровень цен сделок, потому что в них не учитываются предоставляемые продавцами скидки. Во-вторых, они отражают уровень цен за прошлый период, следовательно, имеет место фактор запаздывания информации. Перечисленные обстоятельства позволяют отнести справочные цены к наименее достоверным. Эти цены целесообразнее использовать для установления исходной цены или при срочной продаже.

Цены прейскурантов, ценников, каталогов, проспектов аналогичны справочным, но они распространяются на готовые изделия, массовые типы машин и оборудования производственного назначения. Как и справочные, они отличаются от контрактных цен на величину предоставляемых скидок. Вместе с тем считается, что они завышены в меньшей степени, поскольку все перечисленные источники информации издаются непосредственно производителем. Поэтому их можно рассматривать как цену предложения товара.

Среди публикуемых цен наиболее приближены к реальному уровню цены торгов, аукционов и товарных бирж. Они являются ценами многосторонней торговли, в условиях которой возрастает конкуренция. Однако степень многосторонности этих трех форм торговли неодинакова, поэтому неодинакова и степень их приближения к реальному уровню цен.

На торгах продают технически сложную, капиталоемкую продукцию. На них действует схема "один потребитель – много продавцов".

На аукционах продают продукцию сельского, лесного хозяйства, рыболовства, лесной промышленности, пушнину, чай, табак и проч. На них действует схема "один или несколько продавцов – много потребителей".

На товарных биржах продают массовый, качественно однородный и взаимозаменяемый товар. Действует схема "много продавцов – много потребителей". Поэтому биржевые цены, называемые биржевыми котировками, наиболее близки к реальному уровню цен.

Индексы цен представляют собой относительные показатели, отражающие динамику движения цен. Они исчисляются на основе средних цен фактических сделок. Наиболее широко используются две формулы для расчета индексов цен:

  1. формула Ласпейреса: (11.1)

  1. формула Пааше: (11.2)

где  IP – индекс цен;

p0, p1 – цена, соответственно, базового и текущего периодов;

q0, q1 - количество товара, соответственно, базового и текущего периодов.

Недостаток индексов цен заключается в том, что они характеризуют изменение цен не на конкретный товар, а на товарную группу. Внутри этой группы характер изменения цен может значительно колебаться. Вместе с тем, индексы цен являются важнейшим показателем, позволяющим выявить основные тенденции в движении цен. Они широко используются при анализе, прогнозе конъюнктуры, а также для пересчета цен.

Цена предложения представляет собой указанную в оферте (официальном предложении продавца) цену. Она не учитывает скидок, которые в результате переговоров предоставляются покупателю, тем не менее по степени достоверности эта цена стоит значительно выше цен, перечисленных выше.

Расчетные цены исчисляются на основе статистических публикаций. Они представляют собой средние цены за определенный период, которые рассчитываются отдельно для внутреннего рынка, по экспорту и импорту.

Цены фактических сделок наиболее близки к реальным рыночным ценам. Однако данные по реально заключенным контрактам являются коммерческой тайной, что затрудняет доступ к ним.

Таким образом, по степени повышения достоверности цены можно расположить в следующем порядке:

1) справочные цены;

2) цены прейскурантов, каталогов, проспектов, ценников;

3) цены торгов, аукционов, товарных бирж;

4) цены предложений;

5) контрактные цены.

По способу установления и фиксации цены подразделяются на твердые цены, цены с последующей фиксацией и скользящие (подвижные) цены.

Твердые цены устанавливаются в договоре и не подлежат изменению. Такие цены применяются, как правило, в сделках, предусматривающих короткие сроки поставки. В условиях стабильной экономики они могут использоваться и при поставках машинотехнической продукции с удлиненным циклом изготовления.

Цены с последующей фиксацией устанавливаются в предусмотренные по договору календарные сроки. В этом случае в контракте оговаривается, что цены будут установлены на уровне мировых, сложившихся на определенную дату. Установление таких цен характерно для сырьевых товаров ввиду их быстрого изменения.

Скользящие цены применяются в контрактах, предусматривающих длительные сроки поставки. В скользящей цене учитывается изменение экономических условий, которое может произойти за этот период. Поскольку наиболее подвижными элементами цены являются материальные затраты и заработная плата, обычно именно по ним производится корректировка.

Скользящая цена рассчитывается по формуле:

(11.3)

где  Ц0, Ц1 – соответственно базовая и окончательная цены;

А, В – доля изменяющихся элементов в цене (А – доля материальных затрат, В – доля заработной платы; С – неизменная часть цены);

 – цена (индекс цен) на сырье и материалы, соответственно, на период установления базовой цены и цены закупки материала поставщиком;

в0, в1 – средняя зарплата (индекс зарплаты) в отрасли производителя в период установления базовой цены и пересчета цены.

При расчетах должно быть выполнено условие, при котором

А + В + С = 1.

В Украине в настоящее время применяются два вида цен: свободные и регулируемые.

Свободные цены устанавливаются по согласованию между сторонами, заключающими сделку купли-продажи. Эти цены не ограничиваются государством. К свободным можно отнести все виды цен, перечисленные выше. Их размер определяется в соответствии с рыночными законами.

Регулируемые цены отличаются от свободных тем, что их размер ограничивается государством.

После опубликования в печати изменений к Закону Украины "О налогообложении прибыли предприятий"[5], в обиход вошло понятие обычной цены, под которой понимают цену реализации товаров (работ, услуг) продавцом, включая сумму начисленных (уплаченных) процентов, стоимость иностранной валюты, которая может быть получена в случае их продажи лицам, не связанным с продавцом при обычных условиях ведения хозяйственной деятельности.

В случае, когда цены внутренней реализации подлежат государственному регулированию, обычной считается цена, установленная согласно принципам такого регулирования.

В случае, когда продажа (отчуждение) товаров (валютных ценностей) осуществляется в принудительном порядке, обычной считается цена, фактически полученная при такой продаже.