11.1. Виды цен
На товарных рынках используются различные виды цен и ценовых показателей. Их многообразие связано с особенностями купли и продажи товаров. Каждый вид цены имеет свое название, общепринятое во всех странах. Употребление этих названий обязательно при любом акте, в котором упоминается цена. Сущность каждого вида цены, ее достоверность, методы расчета сильно различаются. Поэтому важно точно знать, какой ценой пользуются при расчетах и в какой мере она отражает уровень действительных рыночных цен.
Существуют различные классификационные группы цен в зависимости от признака, по которому осуществляется группировка.
В зависимости от количества промежуточных звеньев на пути от производителя к потребителю различают цены производства, оптовые и розничные цены.
В зависимости от места сбыта товаров различают экспортные и внутренние цены.
В зависимости от возможности получения данных о ценах их можно разделить на две категории:
1) публикуемые цены;
2) цены, получаемые по специальным каталогам, особым запросам, путем подсчетов.
К первой группе относятся справочные цены, цены каталогов, проспектов, прейскурантов, цены торгов, аукционов, товарных бирж, индексы цен, цены фактических сделок (контрактные), цены предложений крупных фирм.
Цены фактических сделок обычно публикуются нерегулярно, по отдельным операциям. Поэтому ими можно пользоваться после предварительного анализа условий сделок.
Основная масса цен предложений и фактических сделок относится ко второй категории, в которую следует включить расчетные (средние) цены.
По степени достоверности можно выделить достоверные (цены фактических сделок, предложений) и недостоверные (справочные) цены.
По способу установления и фиксации различают твердые цены, цены с последующей фиксацией и скользящие цены.
Далее будут рассмотрены сущность и методы расчета каждого вида цен.
Цена производства включает в себя издержки производства и среднюю прибыль на авансированный капитал.
При переходе от цен производства к оптовым и розничным цены возрастают за счет торговой скидки, назначение которой – покрыть расходы оптового и розничного звеньев, участвующих в реализации товара. Как правило, расходы в сбытовых звеньях очень велики и составляют до 60-70% от цены. Например, структура розничной цены японского автомобиля, реализуемого на рынке Швейцарии, подана в табл. 11.1.
Розничная цена в данном примере (табл. 11.1) почти в 2 раза превысила экспортную цену.
Система торговли, включающая в себя перечисленные выше звенья, характерна для потребительских товаров, массовых товаров производственного назначения, сырья. Производственные машины и оборудование реализуются непосредственно производителем, минуя оптовую сеть.
Таблица 11.1
Структура розничной цены автомобиля "Дацун 100А" на рынке Швейцарии [50]
Статья калькуляции | В процентах к рыночной цене |
1. Экспортная цена 2. Таможенная пошлина 3. Транспортные расходы 4. Рекламные расходы 5. Подготовка автомобиля к продаже 6. Стоимость первого техобслуживания 7. Прибыль фирмы-импортера 8. Скидка розничному торговцу 9. Налог с оборота 10. Розничная цена | 49,54 6,62 3,41 2,28 1,14 1,02 11,4 17,39 7,2 100,0 |
В условиях Украины розничная цена включает в себя, помимо торговой скидки, акцизный сбор и НДС. Схема формирования розничной цены представлена на рис. 11.1.
Справочными называются цены, которые публикуются продавцами товаров или их ассоциациями, посредниками, отраслевыми изданиями. Эти цены публикуются на сырьевые товары, в частности на нефть, алюминий, черные и цветные металлы, руды, уголь, химические товары, ткани, пиломатериалы, целлюлозно-бумажную продукцию.
Рис. 11.1. Схема формирования розничной цены
Справочные цены имеют два существенных недостатка. Во-первых, они не отражают реальный уровень цен сделок, потому что в них не учитываются предоставляемые продавцами скидки. Во-вторых, они отражают уровень цен за прошлый период, следовательно, имеет место фактор запаздывания информации. Перечисленные обстоятельства позволяют отнести справочные цены к наименее достоверным. Эти цены целесообразнее использовать для установления исходной цены или при срочной продаже.
Цены прейскурантов, ценников, каталогов, проспектов аналогичны справочным, но они распространяются на готовые изделия, массовые типы машин и оборудования производственного назначения. Как и справочные, они отличаются от контрактных цен на величину предоставляемых скидок. Вместе с тем считается, что они завышены в меньшей степени, поскольку все перечисленные источники информации издаются непосредственно производителем. Поэтому их можно рассматривать как цену предложения товара.
Среди публикуемых цен наиболее приближены к реальному уровню цены торгов, аукционов и товарных бирж. Они являются ценами многосторонней торговли, в условиях которой возрастает конкуренция. Однако степень многосторонности этих трех форм торговли неодинакова, поэтому неодинакова и степень их приближения к реальному уровню цен.
На торгах продают технически сложную, капиталоемкую продукцию. На них действует схема "один потребитель – много продавцов".
На аукционах продают продукцию сельского, лесного хозяйства, рыболовства, лесной промышленности, пушнину, чай, табак и проч. На них действует схема "один или несколько продавцов – много потребителей".
На товарных биржах продают массовый, качественно однородный и взаимозаменяемый товар. Действует схема "много продавцов – много потребителей". Поэтому биржевые цены, называемые биржевыми котировками, наиболее близки к реальному уровню цен.
Индексы цен представляют собой относительные показатели, отражающие динамику движения цен. Они исчисляются на основе средних цен фактических сделок. Наиболее широко используются две формулы для расчета индексов цен:
формула Ласпейреса: (11.1)
формула Пааше: (11.2)
где IP – индекс цен;
p0, p1 – цена, соответственно, базового и текущего периодов;
q0, q1 - количество товара, соответственно, базового и текущего периодов.
Недостаток индексов цен заключается в том, что они характеризуют изменение цен не на конкретный товар, а на товарную группу. Внутри этой группы характер изменения цен может значительно колебаться. Вместе с тем, индексы цен являются важнейшим показателем, позволяющим выявить основные тенденции в движении цен. Они широко используются при анализе, прогнозе конъюнктуры, а также для пересчета цен.
Цена предложения представляет собой указанную в оферте (официальном предложении продавца) цену. Она не учитывает скидок, которые в результате переговоров предоставляются покупателю, тем не менее по степени достоверности эта цена стоит значительно выше цен, перечисленных выше.
Расчетные цены исчисляются на основе статистических публикаций. Они представляют собой средние цены за определенный период, которые рассчитываются отдельно для внутреннего рынка, по экспорту и импорту.
Цены фактических сделок наиболее близки к реальным рыночным ценам. Однако данные по реально заключенным контрактам являются коммерческой тайной, что затрудняет доступ к ним.
Таким образом, по степени повышения достоверности цены можно расположить в следующем порядке:
1) справочные цены;
2) цены прейскурантов, каталогов, проспектов, ценников;
3) цены торгов, аукционов, товарных бирж;
4) цены предложений;
5) контрактные цены.
По способу установления и фиксации цены подразделяются на твердые цены, цены с последующей фиксацией и скользящие (подвижные) цены.
Твердые цены устанавливаются в договоре и не подлежат изменению. Такие цены применяются, как правило, в сделках, предусматривающих короткие сроки поставки. В условиях стабильной экономики они могут использоваться и при поставках машинотехнической продукции с удлиненным циклом изготовления.
Цены с последующей фиксацией устанавливаются в предусмотренные по договору календарные сроки. В этом случае в контракте оговаривается, что цены будут установлены на уровне мировых, сложившихся на определенную дату. Установление таких цен характерно для сырьевых товаров ввиду их быстрого изменения.
Скользящие цены применяются в контрактах, предусматривающих длительные сроки поставки. В скользящей цене учитывается изменение экономических условий, которое может произойти за этот период. Поскольку наиболее подвижными элементами цены являются материальные затраты и заработная плата, обычно именно по ним производится корректировка.
Скользящая цена рассчитывается по формуле:
(11.3)
где Ц0, Ц1 – соответственно базовая и окончательная цены;
А, В – доля изменяющихся элементов в цене (А – доля материальных затрат, В – доля заработной платы; С – неизменная часть цены);
– цена (индекс цен) на сырье и материалы, соответственно, на период установления базовой цены и цены закупки материала поставщиком;
в0, в1 – средняя зарплата (индекс зарплаты) в отрасли производителя в период установления базовой цены и пересчета цены.
При расчетах должно быть выполнено условие, при котором
А + В + С = 1.
В Украине в настоящее время применяются два вида цен: свободные и регулируемые.
Свободные цены устанавливаются по согласованию между сторонами, заключающими сделку купли-продажи. Эти цены не ограничиваются государством. К свободным можно отнести все виды цен, перечисленные выше. Их размер определяется в соответствии с рыночными законами.
Регулируемые цены отличаются от свободных тем, что их размер ограничивается государством.
После опубликования в печати изменений к Закону Украины "О налогообложении прибыли предприятий"[5], в обиход вошло понятие обычной цены, под которой понимают цену реализации товаров (работ, услуг) продавцом, включая сумму начисленных (уплаченных) процентов, стоимость иностранной валюты, которая может быть получена в случае их продажи лицам, не связанным с продавцом при обычных условиях ведения хозяйственной деятельности.
В случае, когда цены внутренней реализации подлежат государственному регулированию, обычной считается цена, установленная согласно принципам такого регулирования.
В случае, когда продажа (отчуждение) товаров (валютных ценностей) осуществляется в принудительном порядке, обычной считается цена, фактически полученная при такой продаже.
- Экономика предприятия
- Введение
- 1. Предмет, методы и задача курса "Экономика предприятия"
- Вопросы для контроля знаний
- 2. Предприятие в системе народного хозяйства Украины
- 2.1. Классификация предприятий
- 2.2. Малые предприятия
- 2.3. Хозяйственные общества
- 2.4. Объединения предприятий
- 2.5. Виды предприятий за рубежом
- Вопросы для контроля знаний
- 3. Государственное регулирование экономики
- 3.1. Необходимость государственного регулирования экономики
- 3.2. Регулирование денежного обращения в рыночных условиях
- 3.2.1. Кредитно-денежная политика
- 3.2.2. Бюджетная политика
- 3.3. Внешнеэкономическая политика государства
- 3.3.1. Регулирование валютного курса
- 3.3.2. Таможенные пошлины
- 3.3.3. Лицензирование, квотирование и контингентирование экспортных и импортных операций
- 3.4. Антимонопольная политика
- 3.5. Регулирование цен
- 3.6. Антиинфляционная политика
- 3.7. Государственный сектор в экономике
- Вопросы для контроля знаний
- 4. Основные фонды и нематериальные активы
- 4.1. Экономическая сущность и состав основных производственных фондов и нематериальных активов
- Структура опф оао "хтз"
- 4.2. Методы оценки основных производственных фондов
- 4.3. Износ основных производственных фондов
- Которая отражает реальные закономерности
- 4.4. Амортизация основных производственных фондов и нематериальных активов неускоренным равномерным методом
- Нормы амортизации металлорежущего оборудования
- 4.5. Ускоренная амортизация
- 4.6. Особенности действующей в Украине системы амортизации
- 4.7. Особенности системы амортизации, содержащейся в стандарте бухгалтерского учета №7 "Основные средства"
- 4.8. Интенсификация воспроизводства основных производственных фондов и ее показатели
- Вопросы для контроля знаний
- 5. Оборотные средства предприятия
- 5.1. Сущность оборотных средств
- 5.2. Нормирование оборотных средств
- 5.3. Показатели эффективности использования оборотных средств
- Вопросы для контроля знаний
- 6. Кадры и оплата труда на предприятии
- 6.1. Состав и структура кадров
- 6.2. Производительность труда
- 6.3. Показатели и методы измерения производительности труда
- 6.4. Резервы и факторы роста производительности труда
- 6. 5. Сущность оплаты труда
- 6.6. Основные формы и системы оплаты труда рабочих
- 6.7. Оплата труда руководящих работников, специалистов и служащих
- 6.8. Коллективный договор
- Вопросы для контроля знаний
- 7.2. Производственная мощность предприятия
- Вопросы для контроля знаний
- 8. Концентрация, диверсификация, комбинирование, специализация и кооперирование производства
- 8.1. Концентрация производства
- 8.2. Диверсификация производства
- 8.3. Комбинирование производства
- 8.4. Специализация производства
- 8.5. Кооперирование производства
- Вопросы для контроля знаний
- 9. Качество и конкурентоспособность продукции
- 9.1. Понятие качества труда и качества продукции
- 9.2. Аспекты качества продукции
- 9.3. Показатели качества продукции
- 9.4. Понятие и функции управления качеством продукции
- 9.5. Качество машины как объект управления
- 9.6. Механизм управления качеством машин
- Качеством машин
- 9.7. Сертификация качества продукции
- 9.8. Методы оценки уровня качества и конкурентоспособности машин
- Вопросы для контроля знаний
- 10. Себестоимость продукции, работ и услуг
- 10.1. Виды себестоимости. Классификации затрат на производство и реализацию продукции
- Себестоимость промышленной продукции в разрезе
- Состав общехозяйственных расходов
- 10.2. Калькулирование себестоимости
- 10.3. Укрупненные методы определения себестоимости проектируемых машин
- 10.4. Расчет снижения себестоимости продукции по факторам
- 10.5. Зависимость себестоимости продукции от объема ее производства
- 10.6. Особенности расчета себестоимости реализуемой продукции в соответствии с новыми стандартами бухгалтерского учета
- Вопросы для контроля знаний
- 11. Ценообразование
- 11.1. Виды цен
- 11.2. Ценообразующие факторы
- 11.3. Виды ценовой политики
- Стратегии "снятия сливок"
- "Престижного ценообразования"
- 11.4. Методы расчета цен
- 11.5. Параметрические методы ценообразования
- 11.6. Цены внешнеторговых контрактов
- Вопросы для контроля знаний
- 12. Формирование и использование прибыли
- 12.1. Сущность и значение прибыли
- 12.2. Определение точки безубыточности
- 12.3. Особенности расчета финансовых результатов предприятия в соответствии с новыми стандартами бухгалтерского учета
- Вопросы для контроля знаний
- 13. Максимизация прибыли предприятия от реализации продукции и структура рынка
- 13.1. Постановка задачи
- 13.2. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде в условиях рынка совершенной конкуренции
- Суточные и удельные затраты на производство в зависимости от объема выпуска приборов
- Изменение суточной выручки и прибыли предприятия, предельного дохода и предельных затрат в зависимости
- 13.3. Максимизация прибыли предприятия-монополиста от реализации продукции в краткосрочном периоде
- Зависимость месячного объема спроса на продукцию от цены
- Зависимость месячных затрат на производство продукции
- Зависимость месячной выручки и прибыли от цены
- 13.4. Максимизация прибыли от реализации продукции в краткосрочном периоде с учетом применения диверсификации цен
- Зависимость между ценой и величиной спроса для покупателей групп а и б
- Изменение предельного дохода и предельных затрат в разрезе
- 13.5. Особенности максимизации прибыли предприятия от реализации продукции в долгосрочном периоде
- Вопросы для контроля знаний
- 14. Инструменты воздействия на сбыт
- 14.1. Цена
- 14.2. Качество товара и упаковки
- 14.3. Распределение продукции
- 14.4. Сервисное и послепродажное обслуживание
- 14.5. Реклама
- Вопросы для контроля знаний
- 15. Материально-техническое снабжение предприятия
- 15.1. Экономическая сущность снабжения и тенденции его развития
- 15.2. Задачи материально-технического снабжения
- 15.3. Организация материально-технического снабжения предприятия
- 15.4. Управление запасами
- Материалов и величиной производственного запаса
- 15.5. Хозяйственные связи и выбор поставщика материальных ресурсов
- Вопросы для контроля знаний
- 16. Арендные отношения
- 16.1. Сущность и основные принципы арендных отношений
- 16.2. Сущность, структура и методы расчета арендной платы
- 16.3. Аренда государственной и негосударственной собственности. Аренда земли
- 16.4. Экономическая сущность лизинга
- 16.5. Законодательное регулирование лизинговых операций в Украине
- 16.6. Сущность и основные виды лизинговых платежей
- 16.7. Факторы эффективности лизинга
- Вопросы для контроля знаний
- 17. Налогообложение
- 17.1. Система налогообложения Роль налогов в экономике государства
- Основные понятия
- Принципы построения системы налогообложения
- Виды налогов и сборов (обязательных платежей), взимаемые на территории Украины
- 17.2. Налог на добавленную стоимость
- Понятие ндс
- Порядок расчета ндс
- Реализация продукции внутри Украины
- Импортирование товаров в Украину
- Даты начисления ндс
- Некоторые особенности начисления, уплаты и учета ндс
- 17.3. Налог на прибыль (общие методические принципы) Объект налогообложения
- Даты учета доходов и расходов
- Расчет скорректированного валового дохода
- Валовые расходы
- Учет материальных запасов
- Амортизационные отчисления
- Скорректированный валовый доход
- Состав валовых расходов
- 17.4. Акцизный сбор Основные положения налогообложения
- Особенности взимания акцизного сбора при осуществлении импортных операций
- Вопросы для контроля знаний
- 18. Инвестиционная деятельность предприятия
- 18.1. Виды инвестиций и их классификация
- 18.2. Источники финансирования и роль инвестиций
- 18.3. Сущность инноваций, основные показатели их эффекта и эффективности
- 18.4. Основные принципы расчетов сравнительной эффективности инноваций
- 18.5. Оценка экономической эффективности инноваций, связанных с совершенствованием техники, технологии, организации и управления производством
- 18.6. Определение экономической эффективности освоения выпуска новой продукции
- 18.7. Особенности оценки эффективности инноваций в условиях высоких темпов инфляции
- 18.8. Стоимостная оценка сопутствующих результатов инноваций
- 18.9. Методы оценки эффективности внедрения прогрессивных технологий и оборудования, применяемые в промышленно развитых странах
- 18.10. Учет риска при оценке эффективности инновационных проектов
- Вопросы для контроля знаний
- 19.2. Предприятия с иностранными инвестициями
- Вопросы для контроля знаний
- 20.2. Критерий и показатели экономической эффективности производства
- 20.3. Показатели, характеризующие эффект и затраты
- 20.4. Показатели, применяемые в практике анализа и планирования деятельности предприятия
- 20.5. Показатели эффективности, рассчитываемые на основании годового отчета предприятия
- Вопросы для контроля знаний
- 13. Что представляют собой показатели платежеспособности предприятия? Использованная литература
- Содержание
- Экономика предприятия учебное пособие