logo search
ЭП под ред Орлова

3.2.2. Бюджетная политика

Государство строит свою бюджетную политику, пользуясь двумя инстру­ментами: регулированием налогообложения и регулированием государственных расходов. Следует заметить, что главный источник доходов государственного бюджета – налоги.

Основными видами налогов являются: подоходный налог, налог на имущество, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, отчисления на социальные мероприятия.

В условиях кризиса важно иметь такую налоговую систему, которая стимулировала бы, а не тормозила производство. Это довольно сложная экономическая проблема, от решения которой зависит состояние всех народнохозяйственных структур. И поэтому сегодня никто не может назвать предел налогообложения, количество налогов. При этом в условиях действующей системы налогообложения государство стремится на её основе уменьшить размеры денежной массы в обращении. Например, при повышении уровня инфляции государство налоги увеличивает. Вследствие этого количество денег у фирм и населения, которое можно пустить в обращение, уменьшится.

И наоборот, если государство хочет стимулировать платежеспособный спрос, преодолеть спад производства и потребления, то оно может пойти на уменьшение ставок налога. В ответ на это фирмы инвестируют больше средств в увеличение выпуска товаров, а потребительская активность населения возрастет. В экономике происходит оживление.

Как и кредитно-денежная, бюджетная политика может быть экспансивной и ограничительной. Первая означает рост государственных затрат или ослабление налогового пресса. За счет роста государственных затрат на развитие отраслей народного хозяйства, на оборону, управление, науку и культуру, на просвещение и здравоохранение возрастает совокупный спрос на макроэкономическом уровне, что в свою очередь влечет за собой повышение цен и доходов.

Результатом роста агрегированного спроса является и рост процентной ставки как производной от роста спроса на займы. Повышение процентной ставки вызывает приток инвестиций в страну и увеличивает спрос на национальную валюту, в результате чего растет курсовая стоимость национальной денежной единицы. С ростом стоимости национальной валюты снижаются экспортные возможности страны, что также влияет на снижение совокупного спроса.

Следует особо отметить, что при слишком большом росте государственных расходов, превышающих доходы, возникает бюджетный дефицит, государство прибегает к помощи займов, выпускает ценные бумаги, облигации и продает их населению, фирмам, банкам. Экономисты называют это государственным долгом.

Дефицит государственного бюджета сам по себе еще не представляет опасности для экономики. Наоборот, он, может быть, даже необходим. Например, при глубоком и продолжительном кризисе превышение расходов государства над доходами создает стимул к активной предпринимательской деятельности и потреблению. Однако, если бюджетный дефицит постоянно увеличивается, то денежная масса, поступающая в экономику в виде государственных расходов, растет, а это грозит новым "скачком" инфляции. Кроме того, государство, беря в долг у предпринимателей и населения кредиты через ценные бумаги на свои расходы, "вытесняет" часть предпринимателей из производства, так как эти кредиты через систему банков могли быть потрачены на финансирование новых капитальных вложений.

Ограничительная фискальная политика состоит в уменьшении государст­венных расходов и усилении налогового пресса. Такая политика способствует снижению валового внутреннего продукта (ВВП), в результате чего падают уровень инфляции и процентная ставка. Между тем снижение процентной ставки влечет за собой падение стоимости национальной денежной единицы, что в свою очередь стимулирует экспорт.

Характерной особенностью ограничительной фискальной политики является то, что она сдерживает рост цен во всех отраслях экономики, но при этом цены на сельскохозяйственную продукцию растут более быстрыми темпами, чем цены на промышленную продукцию. Объясняется это прежде всего расширением экспорта продукции сельского хозяйства. Причем уровень производственных затрат в этой отрасли начинает снижаться.

Таким образом, в условиях ограничительной фискальной политики наблюдается рост доходов сельскохозяйственных производителей.

В реальной экономике при макроэкономическом регулировании одновременно применяют рычаги как монетарной, так и фискальной политики.