logo search
ЭП под ред Орлова

8.2. Диверсификация производства

Одной из форм концентрации производства является его диверси­фикация. Под диверсификацией понимают соединение разных видов производств и сфер предпринимательской деятельности в одном предприятии.

Диверсификация производства часто означает процесс проникновения специализированных предприятий в новые для себя отрасли материального производства с целью обеспечения стабильных условий функционирования.

В США имеется 46 компаний, каждая из которых охватывает более восьми отраслей производства. Так, компания "Литтин индастриз" производит свыше 500 видов продукции на 145 заводах.

Для промышленности США характерно развитие диверсификации за счет слияния предприятий и поглощения крупными предприятиями мелких.

В Японии преобладает диверсификация на основе межфирменного группирования и вертикальных объединений.

Различают три формы диверсификации: горизонтальную, вертикальную и латеральную.

Горизонтальная диверсификация характеризуется освоением продукции, про­изводство которой основано на использовании ранее применявшихся на пред­приятии материалов и технологических процессов. Например, на автомо­бильном заводе осваивают производство автомобильных прицепов, минитракторов.

Вертикальная диверсификация характеризуется расширением сущест­вую­щей на предприятии технологической цепочки производства вверх и вниз. Например, завод по производству тракторных двигателей освоил выпуск металла, который он раньше приобретал у другого предприятия. В этом случае произошло расширение технологической цепочки вверх. Если этот же завод освоит выпуск тракторов специального назначения на основе своего двигателя, то произошло расширение технологической цепочки вниз.

Латеральная диверсификация означает освоение производств и сфер деятельности, которые не имеют ничего общего с профилем предприятия. Например, на Харьковском машиностроительном заводе им. Малышева был освоен выпуск ковров.

Для характеристики уровня диверсификации производства на предприятии используют такие показатели, как:

номенклатура производимых изделий и услуг;

количество отраслей производства и видов деятельности.

Диверсификация производства имеет следующие преимущества:

снижение предпринимательского риска из-за уменьшения величины спроса на отдельные изделия;

улучшение материально-технического снабжения и/или сбыта;

снижение удельных издержек производства;

лучшее использование отходов производства.

К недостаткам диверсификации производства следует отнести:

распыление средств между разными видами продукции и производств;

усложнение процесса управления предприятием;

проблемы, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров.

Диверсификация производства получила широкое распространение в промышленно развитых странах. Например, в США существуют 200 компа­ний, которые контролируют производство более чем 20 отраслей, и 39 компаний, контролирующие производство 30 отраслей.