logo search
ААА Ответы к ГОСам РГТЭУ

Вопрос 20 «Удельные показатели эффективности коммерческой деятельности предприятий розничной торговли»

Литература

  1. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 504с

  2. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 248с

Основные понятия

Прибыль – суммарно-результативный показатель торгового предприятия.

Рентабельность - является синонимом нормы прибыли, т.е. уровня прибыли на капитал, вложенный в дело.

Экономический эффект - это результат от функционирования предприятия, выражаемый такими показателями, как товарооборот, объем продажи товаров, валовой доход, прибыль.

В современных условиях предприятия торговли ориентированы не только на структурное и организационное развитие, но и на повышение эффективности коммерческой деятельности. Показатели деятельности торгового предприятия, осуществляемой на коммерческой основе, подразделяются на 2 группы, оценивающие две категории: экономическую эффективность и экономический эффект. Экономическая эффективность определяется как соотношение между затратами по вовлеченным производственным, материальным, финансовым, трудовым ресурсам и полученными результатами. Экономический эффект - это результат от функционирования предприятия, выражаемый такими показателями , как товарооборот, объем продажи товаров, валовой доход, прибыль.

Учет, всесторонний анализ и оценка экономических показателей путем сопоставления затратного и прибыльного механизмов являются исходными в определении эффективности коммерческой деятельности.

Существует определенная схема технологии определения затрат и результативности коммерческой деятельности торгового предприятия. Она включает четыре блока составляющих элементов, направленных на выявление структуры затрат, установление соотношения между затратами и достигнутыми результатами от функционирования объектов и использования ресурсов. Для анализа и оценки показателей по этой схеме применяются данные, содержащиеся в бухгалтерской, экономической и финансовой документации.

Первый блок.

Одной из задач торгового предприятия является использование внеоборотных активов. В этих целях проводится анализ динамики реализации в стоимостном выражении производственных и непроизводственных фондов, потенциальных технических средств (патенты, лицензии, ноу-хау). Образованный прирост производства от перечисленных активов позволяет установить конкурентоспособность торгового предприятия на рынке.

Второй блок.

Доведение товаров до потребителя включает следующие этапы: закупки, поставки, складирование, предпродажная подготовка, реализация товаров. На этих этапах возникают непланируемые расходы на дополнительное привлечение транспорта, охранные мероприятия, выплачиваемые штрафы и др., в результате чего увеличивается общая сумма издержек, а значит, платежи должны находиться под постоянным контролем. С учетом особенностей и довольно четких границ в этапах обращения затраты предусматривается классифицировать в рамках каждого из нас.

Третий блок.

Затраты по товарам включают закупочную цену, издержки обращения и вспомогательные расходы. Их следует фиксировать по группам товаров однородного признака (многоэлементные). В зависимости от поставленной цели они могут относиться и к отдельным конкретным товарам (одноэлементные).

Четвертый блок

К экономическим показателям, выражаемым удельными параметрами, относятся: Затраты на единицу продукции, торговой площади, складской емкости; расходы на одного работающего; относительные величины издержек обращения товаров, валового дохода и прибыли. Анализ удельных затрат позволяет определить степень использования объектов при прохождении через них товаров, в том числе и коэффициент нормативной устойчивости, а также оборачиваемость закупаемых и продаваемых товаров.

Завершающим этапом рассматриваемой схемы является сравнительный анализ, проводимый путем соизмерения понесенных затрат с достигнутыми результатами по данным элементам. По итогам анализа оценивается качественная и количественная деятельность торгового предприятия и при необходимости применяются целенаправленные меры.

Как было отмечено выше, для определения экономического эффекта торгового коммерческого предприятия используется система экономических показателей, которые необходимо рассмотреть более подробно.

Основная функция коммерческой деятельности - получение прибыли от купли и продажи товаров. Величина прибыли в основном зависит от объема их реализации и валового дохода. Они являются исходными статьям, обеспечивающими реальный доход торговому предприятию.

Существует прямая связь между товарооборачиваемостью и объемом реализации товаров. Чем больше целевой товарооборот, тем выше вероятность роста объема продажи товаров. В этом случае определенное значение имеет продвижение каждого в отдельности взятого товара к потребителю за единицу времени. Объем реализации товаров – величина переменная, на его размеры и стабильность оказывает влияние множество факторов: ассортимент предлагаемых товаров, конкурентоспособность продукции, цена, платежеспособность покупателей и т.п.

Валовой доход определяется как сумма денежных средств, полученных от реализации продукции, за вычетом стоимости её приобретения у поставщиков. Его величина зависит от закупочной деятельности, ассортиментной структуры товарооборота и суммарной торговой надбавки (наценки). Чем меньше расходы на закупку товаров, тем больше валовой доход. Дифференциация торговой наценки по отдельным группам товаров обуславливает зависимость ассортиментной структуры товарооборота от валового дохода. Принимая во внимание величину наценки, важно сохранить конкурентоспособность цены товара и не допустить снижения валового дохода.

Издержки обращения включают все затраты, вызванные куплей – продажей и доведением товара до потребителя. Наибольшая доля расходов в структуре издержек приходится на транспортирование товаров, заработную плату персонала, содержание складских и торговых помещений. Издержки обычно возмещаются через денежную выручку от продажи товаров. Периодический анализ издержек обращения товаров позволяет выявить резервы и возможности снижения затрат.

Звеном процесса торговли является складское хозяйство. Здесь основным показателем выступает оборачиваемость товарных запасов, отражающая сроки их пребывания на складе. Затраты, относящиеся к операциям складирования и поддержания товарных запасов, составляют 25-30% от размера торговой наценки, поэтому оборачиваемость товарных запасов играет существенную роль, как для снижения складских расходов, так и для определения размера торговой наценки.

Прибыль – суммарно-результативный показатель торгового предприятия. Полученный валовой доход от купли и продажи товаров минус издержки обращения выражает прибыль на вложенный капитал. Стратегия прибыли – целенаправленная товарная, закупочная и ценообразующая политика, осуществляемая на коммерческой основе.

В качестве основного критерия оценки эффективности торгового предприятия используется рентабельность, которая является синонимом нормы прибыли, т.е. уровня прибыли на капитал, вложенный в дело.

Норма прибыли рассчитывается по следующей формуле:

Норма прибыли = Доходы – Затраты/капитал

Эта формула приемлема для крупных фирм, хозяйственная деятельность которых зависит от инвестиций в основные и оборотные средства. Прибыльность (общая экономическая рентабельность) торговых предприятий, производящих услуги, рассчитывается по формуле:

Р = П/Т *100

Где П – сумма прибыли (валовой или чистой)

Т – объем товарооборота (без НДС)

Критерием оценки эффективности коммерческой деятельности может служить прибыльность на вложенный капитал. Этот показатель определяется по следующей формуле:

Р = П/Т*Т/К или Р = Р*О

Где Р – рентабельность товарооборота (продаж)

О - оборачиваемость капитала предприятия (число оборотов)

Из формулы видно, что увеличение нормы прибыли на вложенный капитал можно добиться тремя способами: рост прибыли; сокращение капиталовложений (например, за счет сокращения товарных запасов) при сохранении прежних уровней объема продаж и прибыли; удвоение объема продаж (в случае значительного роста доли рынка) при неизменных уровнях прибыли и капиталовложений.

Система показателей, характеризующих эффективность коммерческой деятельности торгового предприятия, включает: обобщающие показатели эффективности деятельности предприятия, показатели эффективности использования основных фондов и собственного капитала, материально – оборотных средств, рабочей силы, эффективности текущих затрат.

При оценки эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия используют следующие группы показателей:

  1. Обобщающие показатели эффективности деятельности

  1. Эффективность использования собственного капитала (К)

  1. Рентабельность собственного капитала = П/К*100

  1. Эффективность использования основных фондов

  1. Рентабельность основных средств(фондов) = П/ОФ*100

  2. Товарооборот на 1 кв.м.общей (торговой) площади магазина = Т/S

  3. Прибыль на 1 кв. м. общей (торговой) площади магазина = П/S

  1. Эффективность использования материальных оборотных средств (МС)

  1. Рентабельность материальных оборотных средств = П/МС*100

  2. Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств = Т/З

  1. Эффективность использования рабочей силы

  1. Товарооборот на одного работника = Т/ЧР(численность работников)

  2. Прибыль на одного работника = П/ЧР

  1. Эффективность текущих затрат (ТЗ)

  1. Уровень издержек обращения (ИО) к товарообороту = ИО/Т*100

  2. Рентабельность текущих затрат = П/ИО*100

При определении эффективности деятельности торгового предприятия необходимо учитывать численность работающих и заработную плату. При анализе немаловажное значение приобретает установление соотношения объема реализации товаров, валового дохода и издержек обращения, приходящихся на одного работающего. Данные показатели следует улучшать путем совершенствования торгово-технологических процессов, ведущих к снижению численности работников и расходов на зарплату.

Относительные показатели и рентабельность определяются в целях выявления эффективности использования торговым предприятием своих ресурсов. По мере роста инфляции, конкуренции и стоимости капитала подобная аналитическая работа служит важным инструментом для оценки эффективности коммерческой деятельности.

Критерием социальной эффективности являются финансирование расходов на социальные нужды (кроме капитальных вложений в социальную сферу) и материальное стимулирование коллектива торгового предприятия из средств фонда потребления, образуемого за счет чистой прибыли.

Таким образом, на основе анализа экономических показателей и факторов, влияющих на них, можно объективно оценить общую эффективность коммерческой деятельности торгового предприятия.

Контрольные вопросы

1.Дайте определение понятия эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия

2. Из каких элементов складывается технология определения затрат и оценки результативности коммерческой деятельности торгового предприятия?

3. Какова роль удельных и относительных экономических показателей в оценке коммерческой деятельности?

4. Назовите факторы коммерческой деятельности, оказывающие влияние на товарооборот и объем реализации товаров.

5. Какие расходы по осуществлению коммерческих процессов и операций занимают наибольшую долю в структуре издержек обращения?

6. Динамика каких показателей влияет на формирование объема валового дохода торгового предприятия?

7. Какие основные экономические показатели характеризуют эффективность складского хозяйства торгового предприятия?

8. Объясните, почему прибыль торгового предприятия является суммарно-результативным показателем, и перечислите его исходные составляющие.

9. С какой целью в торговом предприятии устанавливают товарооборот, объем продажи товаров, валовой доход и издержки обращения из расчета на одного работающего?

Вопрос № 21: «Формы торгово-посреднических структур на оптовом рынке товаров, организация и развитие их коммерческой деятельности»

  1. Основные группы и виды посреднических организаций

  2. Виды торгово-посреднических операций

  3. Услуги посреднических организаций, виды, содержание и формы реализации