Влияние конъюнктуры рынка на предприятия розничной торговли.
Благоприятная экономическая конъюнктура, сложившаяся в последние годы, позитивная динамика основных макроэкономических показателей, а также устойчивый рост реальной заработной платы и пенсий, поступление на рынок отечественных и импортных товаров в объёмах, обеспечивающих платежеспособный спрос населения, способствует дальнейшему увеличению потребительского спроса населения и ускорению развития оборота розничной торговли и оказанию платных услуг населению.
В 2007 году потребительский рынок продолжает оказывать определяющее влияние на поддержание общеэкономической динамики на высоком уровне. Сфера потребительского рынка в настоящее время является наиболее динамично развивающейся и бюджетообразующей отраслью экономики и на протяжении нескольких лет продолжает оставаться одним из главных локомотивов роста экономики страны.
В I полугодии 2007 г. розничная торговля развивается значительно динамичнее, чем в 2006 году. Прирост оборота розничной торговли составил 14,2% в 2007 г., что на 1,9% больше по сравнению с I полугодием 2006 г. (I полугодие 2006 г. – 12,3%). За указанный период зафиксирован скачок роста объемов оборота общественного питания: по сравнению с I полугодием 2006 г. он составил 13,6%, что на 4,5 процентных пункта больше соответствующего периода 2006 года. В 2007 году по сравнению с 2006 годом в регионах России отмечается увеличение динамики показателей по обороту розничной торговли: в 18 регионах России в январе-июне 2007 г. он зарегистрирован на уровне 20%. На 7 субъектов РФ (Москва, Санкт-Петербург, Московская, Свердловская, Самарская, Тюменская области и Краснодарский край) приходится 43,6% всего оборота розничной торговли, в том числе на Москву – 20%. В структуре оборота розничной торговли доля непродовольственных товаров стабильно занимает более половины, и в июне 2007 года составила 54,5% (июнь 2006 г. – 54,3%). На сегодняшний день высокая доля товаров импортного производства позволяет обеспечить сбалансированность спроса и предложения на потребительском рынке и способствует созданию необходимой конкурентной среды и ограничению роста потребительских цен на товары. Вместе с тем высокая доля импорта в обороте розничной торговли оказывает негативное влияние на формирование баланса ресурсов с точки зрения высокой степени зависимости рынка товаров от внешнеэкономической конъюнктуры. В 2007 году сохраняется тенденция опережения роста объемов продаж торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка). Их доля в структуре формирования оборота розничной торговли в июне 2007 г. составила 84,8%, их оборот возрос в I полугодии 2007 года на 19,9% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Особенностью 2007 г. является замедление продаж товаров на розничных рынках. Объем продаж товаров на розничных рынках составил в январе-июне всего 90,9% к соответствующему периоду 2006 г., их доля в обороте розничной торговли в июне снизилась до 15,2% против 19,7% в июне 2006 года. Это свидетельствует, с одной стороны, о насыщении магазинов разнообразным ассортиментом товаров с широким диапазоном цен, высокого качества, с другой – о возрастании недовольства населения качеством товаров и условиями их продажи на рынках. Однако розничные рынки пока формируют значительную часть оборота розничной торговли, но при этом наблюдается тенденция к снижению их доли. Так, по продовольственным товарам в 2004 г. доля рынков составляла 17,6%, 2005 г. – 16,8%, а в 2006 г. -15,6%, по непродовольственным товарам соответственно – 26%, 24,5% и 22,8 процента. Число рынков за последние годы сокращается. Так, если на 1 января 2005 года действовало 6,4 тыс. рынков, то на 1 января 2007 г.- 5,9 тыс. рынков. Часть из них превращена в современные торговые комплексы, а другая – ликвидирована. В I полугодии 2007 года происходило дальнейшее сокращение количества рынков, и на 1 июня на территории РФ действовало 5,1 тыс. рынков. В последние годы отечественные и иностранные инвесторы активно развивают торговые сети разного формата (от дискаунтеров до гипермаркетов), осуществляют экспансию во всех регионах страны. В ближайшее время эта тенденция сохранится. По оценке экспертов, торговые сети уже контролируют более 15% (в крупных городах – до 50%) внутреннего рынка. Функционирует более 110 торговых сетей, работающих в разных ценовых сегментах рынка. За 5 месяцев 2007 года наблюдалась достаточно высокая динамика роста платных услуг населению (темп прироста составлял 8,2%), что превышало динамику соответствующего периода прошлого года на 1,2 процентных пункта. Вместе с тем значительное снижение объема в июне текущего года изменило тенденцию полугодия в целом. В июне 2007 г. темп прироста составил всего 2,8% к июню 2006 г., что привело к замедлению темпа прироста на платные услуги населению, по итогам I полугодия текущего года он составил 7,2%, что на 0,4 процентных пункта ниже, чем за аналогичный период прошлого года.
Список литературы:
Абчук В. А. Коммерция: Учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. – 475 с.
Барышев А. Ф. «Маркетинг», 2002 г.
Половцева Ф. П. Коммерческая деятельность: Учебник. – М.: ИНФПА-М, 2003. – 248 с.
Снегирёва В. «Розничный магазин: Управление ассортиментом по товарным категориям», 2005 г.
http://www.allmedia.ru
http://infousa.ru
http://www.dis.ru
http://www.iip.ru
Вопрос № 14. «Розничные торговые сети: классификация, показатели структуризации, принципы размещения, стратегии выхода на региональные рынки»
План:
Основные понятия
Классификация розничных торговых сетей
Основные функции магазинов
Показатели структуризации
Стратегии выхода розничных сетей на региональный рынок
Розничные торговые сети на Омском рынке
Торговая сеть – совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.
Розничная торговая сеть – торговая сеть, представленная предприятиями розничной торговли.
Процесс обращения товаров и доведения их до непосредственных потребителей завершается в розничной торговой сети, составляющей основу материально-технической базы торговли и представляющей собой совокупность торговых предприятий (магазинов и других пунктов продажи товаров). Их можно классифицировать по следующим основным признакам:
- виды и особенности устройства;
- тип предприятия;
- форма обслуживания покупателей;
- тип здания и особенности его объемно-планировочного решения;
- функциональные особенности предприятия;
- размер торговой площади;
- ценовая политика.
По видам и особенностям устройства предприятия розничной торговли подразделяют на:
- магазины;
- магазины-склады;
- павильоны, палатки, ларьки, киоски;
- автомагазины;
- розничные рынки.
Примерно 90% сети предприятий розничной торговли приходится на долю магазинов. они располагают набором помещений и оборудованием, необходимыми для выполнения разнообразных торгово-технологических операций. Размещены магазины в капитальных стационарных зданиях. По предлагаемому ассортименту магазины классифицируются на:
- узкоспециализированные (товары одной группы);
- специализированные (товары двух-трех групп, объединенных общностью спроса);
- универсальные (основные группы продовольственных или непродовольственных товаров);
- комбинированные (товары различных групп, близких по потребительскому значению);
- смешанные (продовольственные и непродовольственные товары).
Магазины-склады осуществляют торговлю строительными материалами и топливом. Они имеют благоустроенные площадки, навесы и складские помещения для строительных материалов и топлива, а также помещения для товарных образцов, торговли хозяйственными товарами и оформления продажи строительных материалов и других товаров.
Павильоны, палатки, ларьки и киоски представляют собой сооружения легкой конструкции и относятся к мелкорозничной торговой сети. В отличие от магазинов они предлагают более узкий ассортимент товаров и меньше удобств при обслуживании покупателей.
Автомагазины и другие средства передвижной торговли используют для обслуживания жителей небольших населенных пунктов, а также работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т.д.
По типам предприятий:
- универмаг
- универмаг «Детский Мир»;
- универсам;
- гипермаркет;
- супермаркет;
- гастроном;
- продукты (минимаркет);
- товары повседневного спроса;
- промтовары;
- специализированные магазины;
- Торговый дом;
По формам обслуживания различают:
- салонное обслуживание;
- магазины самообслуживания;
- предприятия, торгующие через прилавок.
С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения предприятия розничной торговли подразделяют на:
- отдельно стоящие;
- встроено-пристроенные;
- торговые комплексы.
Они бывают одноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями или без них.
По функциональным особенностям розничные торговые предприятия делятся на:
- стационарные;
- передвижные;
- сезонные;
- посылочные;
- комиссионные.
По размеру торговой площади:
- крупные (свыше 5000 м2);
- средние (от 400 до 5000 м2);
- небольшие (до 400 м2).
По ценовой политике:
- дискаунтеры;
- дисконтные магазины;
- Cash & Carry (магазин-склад);
- комиссионные магазины;
- Second Hand;
- стоковые магазины;
- бутики [2].
Основные торговые функции магазинов:
- изучение покупательского спроса на товары;
- составление заявок на завоз товаров;
- формирование ассортимента товаров;
- реклама товаров и услуг;
- продажа товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение расчетных операций).
К основным технологическим операциям относят:
- прием поступивших в магазин товаров по количеству и качеству;
- обеспечение хранения товаров;
- выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка и др.);
- внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров в торговом зале.
Кроме того, магазины выполняют функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг (предварительный прием заказов на товары, доставка товаров на дом) [1].
В последнее время все большее распространение получают розничные рынки, которые функционируют в местах с интенсивными людскими потоками. Они предлагают смешанный и достаточно широкий ассортимент товаров. В состав розничного рынка могут входить и торговые пункты товаропроизводителей, реализующие фирменные товары. Рынки обладают способностью действовать и адаптироваться при изменяющейся ситуации. Конкуренция между розничными и оптовыми рынками приводит к стиранию все в большей степени различий в ценах на товары.
К показателям структуризации торговых предприятий с точки зрения розничной торговли относятся:
соотношения различных типов магазинов;
используемые формы продажи товаров и методы торгового обслуживания;
удельный вес продовольственных товаров повседневного спроса в общем объеме продовольственных товаров;
товарооборот продовольственных и непродовольственных товаров, приходящийся на 1 м2 торговой площади.
Под рациональным размещением розничной торговой сети подразумеваются равномерность и ступенчатость расположения магазинов. Равномерность предполагает расположение магазинов равномерно по всей территории города с учетом плотности населения. Он применим не ко всем, а лишь к однотипным магазинам и, в первую очередь, торгующим товарами повседневного спроса и обслуживающим в основном постоянный контингент покупателей.
Групповое размещение означает необходимость территориального сближения магазинов разного товарного профиля с целью обеспечения удовлетворения комплексного спроса на товары. Это, в первую очередь, касается размещения небольших магазинов по продаже хлеба, овощей, молока, рыбы и мяса в местах, где отсутствуют универсам или магазин с универсальным ассортиментом продовольственных товаров.
С учетом перечисленных принципов сложилась функциональная система размещения предприятий розничной торговли, в соответствии с которой вся сеть магазинов делится на предприятия местного и городского значения.
Магазины местного значения занимаются обеспечением населения основными продовольственными и непродовольственными товарами повседневного и частого спроса, и размещаются в жилой зоне города (микрорайонах, жилых комплексах и т.д.).
Магазины городского значения должны предоставлять населению возможность максимального выбора товаров и услуг.
Удобным для населения городов является размещение магазинов в составе торговых центров, представляющих собой комплексы взаимосвязанных предприятий торговли, общественного питания, а также предприятий бытового и коммунального обслуживания, размещаемых в одном или сблокированных зданиях, объединенных в едином архитектурном ансамбле [2].
Основными факторами, влияющими на размещение магазинов, являются:
- градостроительные (величина города, форма плана и функциональное зонирование его территории, плотность населения, размещение мест приложения труда, а также административных, культурных и спортивных центров);
- транспортные (направление и интенсивность основных потоков движения общественного и индивидуального транспорта);
- социальные (необходимость снижения совокупных затрат времени на посещение предприятий розничной торговли, достижение высокого уровня торгового обслуживания);
- экономические (обеспечение необходимой эффективности капитальных вложений на развитие сети торговых предприятий и оптимального уровня их доходности) [2].
Стратегии выхода розничных сетей на региональный рынок предусматривают 3 этапа:
Yandex.RTB R-A-252273-3- Вопрос 1.
- 1. Теоретические основы информационного обеспечения управления предприятием
- 0Сущность, значение и особенности информационного обеспечения
- 1Технология информационной деятельности
- Автоматизированные системы управления предприятием
- 2.1. Автоматизация торговли
- 2.2. Асу как неотъемлемая часть бизнеса торговых сетей
- Вопрос № 5: «Планирование и организация коммерческой деятельности в предприятиях оптовой торговли»
- Содержание ответа
- 3 Выбор поставщиков и каналов, продвижение товаров на рынок
- 1. Сущность кооперации в оптовой торговле
- 2. Горизонтальные формы кооперации
- 3. Вертикальные формы кооперации
- 3.1. Кооперация предприятий оптовой и розничной торговли
- 3.2. Кооперация между производителями и оптовыми предприятиями
- 1По участию в образовании стоимости все издержки делятся на
- Контрольные вопросы
- Вопрос № 13 – Конъюнктура на рынке потребительских товаров и её влияние на коммерческую деятельность предприятия розничной торговли.
- Цели исследования и задачи анализа конъюнктуры на рынке потребительских товаров.
- Факторы, влияющие на конъюнктуру рынка.
- Постоянно действующие факторы:
- Временные факторы:
- Источники информации о конъюнктуре рынка потребительских товаров.
- Показатели конъюнктуры рынка.
- Методы прогнозирования конъюнктуры рынка.
- Влияние конъюнктуры рынка на предприятия розничной торговли.
- 1 Этап - “Захват нового рынка”
- 2 Этап - “Подчинение местного производства”
- 3 Этап - “Монополизация рынка”
- Розничные торговые сети на Омском рынке
- Список литературы
- Контрольные вопросы
- Список литературы:
- Контрольные вопросы
- Вопрос №18: «Формы и методы розничной продажи потребительских товаров, их содержание и эффективность»
- Вопрос №19. «Торговое обслуживание покупателей и основные элементы, определяющие его уровень. Мониторинг услуг предприятий розничной торговли на товарном рынке»
- Вопрос 20 «Удельные показатели эффективности коммерческой деятельности предприятий розничной торговли»
- Основные группы и виды посреднических организаций
- 2. Виды торгово-посреднических операций
- 3. Услуги посреднических организаций, виды, содержание и формы реализации.
- Вопрос № 23. Моделирование бизнес-процессов и организационных систем в торговой организации и на предприятиях торговли.
- 2. Использование в предпринимательской практике того или иного варианта
- Вопрос 26. «Анализ коммерческой деятельности предприятия на рынке товаров» План
- 1. Значение анализа коммерческой деятельности
- 2. Технология определения затрат и результативности коммерческой деятельности торгового предприятия
- 3. Методика комплексного экономического анализа эффективности деятельности торгового предприятия
- Вопрос 27. «Содержание и методы стратегического планирования коммерческой деятельности»
- Содержание и методы стратегического планирования коммерческой деятельности