logo
ААА Ответы к ГОСам РГТЭУ

Влияние конъюнктуры рынка на предприятия розничной торговли.

Благоприятная экономическая конъюнктура, сложившаяся в последние годы, позитивная динамика основных макроэкономических показателей, а также устойчивый рост реальной заработной платы и пенсий, поступление на рынок отечественных и импортных товаров в объёмах, обеспечивающих платежеспособный спрос населения, способствует дальнейшему увеличению потребительского спроса населения и ускорению развития оборота розничной торговли и оказанию платных услуг населению.

В 2007 году потребительский рынок продолжает оказывать определяющее влияние на поддержание общеэкономической динамики на высоком уровне. Сфера потребительского рынка в настоящее время является наиболее динамично развивающейся и бюджетообразующей отраслью экономики и на протяжении нескольких лет продолжает оставаться одним из главных локомотивов роста экономики страны.

В I полугодии 2007 г. розничная торговля развивается значительно динамичнее, чем в 2006 году. Прирост оборота розничной торговли составил 14,2% в 2007 г., что на 1,9% больше по сравнению с I полугодием 2006 г. (I полугодие 2006 г. – 12,3%). За указанный период зафиксирован скачок роста объемов оборота общественного питания: по сравнению с I полугодием 2006 г. он составил 13,6%, что на 4,5 процентных пункта больше соответствующего периода 2006 года. В 2007 году по сравнению с 2006 годом в регионах России отмечается увеличение динамики показателей по обороту розничной торговли: в 18 регионах России в январе-июне 2007 г. он зарегистрирован на уровне 20%. На 7 субъектов РФ (Москва, Санкт-Петербург, Московская, Свердловская, Самарская, Тюменская области и Краснодарский край) приходится 43,6% всего оборота розничной торговли, в том числе на Москву – 20%. В структуре оборота розничной торговли доля непродовольственных товаров стабильно занимает более половины, и в июне 2007 года составила 54,5% (июнь 2006 г. – 54,3%). На сегодняшний день высокая доля товаров импортного производства позволяет обеспечить сбалансированность спроса и предложения на потребительском рынке и способствует созданию необходимой конкурентной среды и ограничению роста потребительских цен на товары. Вместе с тем высокая доля импорта в обороте розничной торговли оказывает негативное влияние на формирование баланса ресурсов с точки зрения высокой степени зависимости рынка товаров от внешнеэкономической конъюнктуры. В 2007 году сохраняется тенденция опережения роста объемов продаж торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка). Их доля в структуре формирования оборота розничной торговли в июне 2007 г. составила 84,8%, их оборот возрос в I полугодии 2007 года на 19,9% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Особенностью 2007 г. является замедление продаж товаров на розничных рынках. Объем продаж товаров на розничных рынках составил в январе-июне всего 90,9% к соответствующему периоду 2006 г., их доля в обороте розничной торговли в июне снизилась до 15,2% против 19,7% в июне 2006 года. Это свидетельствует, с одной стороны, о насыщении магазинов разнообразным ассортиментом товаров с широким диапазоном цен, высокого качества, с другой – о возрастании недовольства населения качеством товаров и условиями их продажи на рынках. Однако розничные рынки пока формируют значительную часть оборота розничной торговли, но при этом наблюдается тенденция к снижению их доли. Так, по продовольственным товарам в 2004 г. доля рынков составляла 17,6%, 2005 г. – 16,8%, а в 2006 г. -15,6%, по непродовольственным товарам соответственно – 26%, 24,5% и 22,8 процента. Число рынков за последние годы сокращается. Так, если на 1 января 2005 года действовало 6,4 тыс. рынков, то на 1 января 2007 г.- 5,9 тыс. рынков. Часть из них превращена в современные торговые комплексы, а другая – ликвидирована. В I полугодии 2007 года происходило дальнейшее сокращение количества рынков, и на 1 июня на территории РФ действовало 5,1 тыс. рынков. В последние годы отечественные и иностранные инвесторы активно развивают торговые сети разного формата (от дискаунтеров до гипермаркетов), осуществляют экспансию во всех регионах страны. В ближайшее время эта тенденция сохранится. По оценке экспертов, торговые сети уже контролируют более 15% (в крупных городах – до 50%) внутреннего рынка. Функционирует более 110 торговых сетей, работающих в разных ценовых сегментах рынка. За 5 месяцев 2007 года наблюдалась достаточно высокая динамика роста платных услуг населению (темп прироста составлял 8,2%), что превышало динамику соответствующего периода прошлого года на 1,2 процентных пункта. Вместе с тем значительное снижение объема в июне текущего года изменило тенденцию полугодия в целом. В июне 2007 г. темп прироста составил всего 2,8% к июню 2006 г., что привело к замедлению темпа прироста на платные услуги населению, по итогам I полугодия текущего года он составил 7,2%, что на 0,4 процентных пункта ниже, чем за аналогичный период прошлого года.

Список литературы:

  1. Абчук В. А. Коммерция: Учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. – 475 с.

  2. Барышев А. Ф. «Маркетинг», 2002 г.

  3. Половцева Ф. П. Коммерческая деятельность: Учебник. – М.: ИНФПА-М, 2003. – 248 с.

  4. Снегирёва В. «Розничный магазин: Управление ассортиментом по товарным категориям», 2005 г.

  5. http://www.allmedia.ru

  6. http://infousa.ru

  7. http://www.dis.ru

  8. http://www.iip.ru

Вопрос № 14. «Розничные торговые сети: классификация, показатели структуризации, принципы размещения, стратегии выхода на региональные рынки»

План:

  1. Основные понятия

  2. Классификация розничных торговых сетей

  3. Основные функции магазинов

  4. Показатели структуризации

  5. Стратегии выхода розничных сетей на региональный рынок

  6. Розничные торговые сети на Омском рынке

Торговая сеть – совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.

Розничная торговая сеть – торговая сеть, представленная предприятиями розничной торговли.

Процесс обращения товаров и доведения их до непосредственных потребителей завершается в розничной торговой сети, составляющей основу материально-технической базы торговли и представляющей собой совокупность торговых предприятий (магазинов и других пунктов продажи товаров). Их можно классифицировать по следующим основным признакам:

- виды и особенности устройства;

- тип предприятия;

- форма обслуживания покупателей;

- тип здания и особенности его объемно-планировочного решения;

- функциональные особенности предприятия;

- размер торговой площади;

- ценовая политика.

По видам и особенностям устройства предприятия розничной торговли подразделяют на:

- магазины;

- магазины-склады;

- павильоны, палатки, ларьки, киоски;

- автомагазины;

- розничные рынки.

Примерно 90% сети предприятий розничной торговли приходится на долю магазинов. они располагают набором помещений и оборудованием, необходимыми для выполнения разнообразных торгово-технологических операций. Размещены магазины в капитальных стационарных зданиях. По предлагаемому ассортименту магазины классифицируются на:

- узкоспециализированные (товары одной группы);

- специализированные (товары двух-трех групп, объединенных общностью спроса);

- универсальные (основные группы продовольственных или непродовольственных товаров);

- комбинированные (товары различных групп, близких по потребительскому значению);

- смешанные (продовольственные и непродовольственные товары).

Магазины-склады осуществляют торговлю строительными материалами и топливом. Они имеют благоустроенные площадки, навесы и складские помещения для строительных материалов и топлива, а также помещения для товарных образцов, торговли хозяйственными товарами и оформления продажи строительных материалов и других товаров.

Павильоны, палатки, ларьки и киоски представляют собой сооружения легкой конструкции и относятся к мелкорозничной торговой сети. В отличие от магазинов они предлагают более узкий ассортимент товаров и меньше удобств при обслуживании покупателей.

Автомагазины и другие средства передвижной торговли используют для обслуживания жителей небольших населенных пунктов, а также работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т.д.

По типам предприятий:

- универмаг

- универмаг «Детский Мир»;

- универсам;

- гипермаркет;

- супермаркет;

- гастроном;

- продукты (минимаркет);

- товары повседневного спроса;

- промтовары;

- специализированные магазины;

- Торговый дом;

По формам обслуживания различают:

- салонное обслуживание;

- магазины самообслуживания;

- предприятия, торгующие через прилавок.

С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения предприятия розничной торговли подразделяют на:

- отдельно стоящие;

- встроено-пристроенные;

- торговые комплексы.

Они бывают одноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями или без них.

По функциональным особенностям розничные торговые предприятия делятся на:

- стационарные;

- передвижные;

- сезонные;

- посылочные;

- комиссионные.

По размеру торговой площади:

- крупные (свыше 5000 м2);

- средние (от 400 до 5000 м2);

- небольшие (до 400 м2).

По ценовой политике:

- дискаунтеры;

- дисконтные магазины;

- Cash & Carry (магазин-склад);

- комиссионные магазины;

- Second Hand;

- стоковые магазины;

- бутики [2].

Основные торговые функции магазинов:

- изучение покупательского спроса на товары;

- составление заявок на завоз товаров;

- формирование ассортимента товаров;

- реклама товаров и услуг;

- продажа товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение расчетных операций).

К основным технологическим операциям относят:

- прием поступивших в магазин товаров по количеству и качеству;

- обеспечение хранения товаров;

- выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка и др.);

- внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров в торговом зале.

Кроме того, магазины выполняют функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг (предварительный прием заказов на товары, доставка товаров на дом) [1].

В последнее время все большее распространение получают розничные рынки, которые функционируют в местах с интенсивными людскими потоками. Они предлагают смешанный и достаточно широкий ассортимент товаров. В состав розничного рынка могут входить и торговые пункты товаропроизводителей, реализующие фирменные товары. Рынки обладают способностью действовать и адаптироваться при изменяющейся ситуации. Конкуренция между розничными и оптовыми рынками приводит к стиранию все в большей степени различий в ценах на товары.

К показателям структуризации торговых предприятий с точки зрения розничной торговли относятся:

  1. соотношения различных типов магазинов;

  2. используемые формы продажи товаров и методы торгового обслуживания;

  3. удельный вес продовольственных товаров повседневного спроса в общем объеме продовольственных товаров;

  4. товарооборот продовольственных и непродовольственных товаров, приходящийся на 1 м2 торговой площади.

Под рациональным размещением розничной торговой сети подразумеваются равномерность и ступенчатость расположения магазинов. Равномерность предполагает расположение магазинов равномерно по всей территории города с учетом плотности населения. Он применим не ко всем, а лишь к однотипным магазинам и, в первую очередь, торгующим товарами повседневного спроса и обслуживающим в основном постоянный контингент покупателей.

Групповое размещение означает необходимость территориального сближения магазинов разного товарного профиля с целью обеспечения удовлетворения комплексного спроса на товары. Это, в первую очередь, касается размещения небольших магазинов по продаже хлеба, овощей, молока, рыбы и мяса в местах, где отсутствуют универсам или магазин с универсальным ассортиментом продовольственных товаров.

С учетом перечисленных принципов сложилась функциональная система размещения предприятий розничной торговли, в соответствии с которой вся сеть магазинов делится на предприятия местного и городского значения.

Магазины местного значения занимаются обеспечением населения основными продовольственными и непродовольственными товарами повседневного и частого спроса, и размещаются в жилой зоне города (микрорайонах, жилых комплексах и т.д.).

Магазины городского значения должны предоставлять населению возможность максимального выбора товаров и услуг.

Удобным для населения городов является размещение магазинов в составе торговых центров, представляющих собой комплексы взаимосвязанных предприятий торговли, общественного питания, а также предприятий бытового и коммунального обслуживания, размещаемых в одном или сблокированных зданиях, объединенных в едином архитектурном ансамбле [2].

Основными факторами, влияющими на размещение магазинов, являются:

- градостроительные (величина города, форма плана и функциональное зонирование его территории, плотность населения, размещение мест приложения труда, а также административных, культурных и спортивных центров);

- транспортные (направление и интенсивность основных потоков движения общественного и индивидуального транспорта);

- социальные (необходимость снижения совокупных затрат времени на посещение предприятий розничной торговли, достижение высокого уровня торгового обслуживания);

- экономические (обеспечение необходимой эффективности капитальных вложений на развитие сети торговых предприятий и оптимального уровня их доходности) [2].

Стратегии выхода розничных сетей на региональный рынок предусматривают 3 этапа:

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4