3. Методика комплексного экономического анализа эффективности деятельности торгового предприятия
Комплексный экономический анализ деятельности торгового предприятия может включать различное сочетание используемых показателей в зависимости от поставленных целей. В табл. 1 приведены наиболее часто используемые показатели.
Таблица 1
Показатели, характеризующие эффективность деятельности торгового предприятия
Группа показателей | Показатели | Формула расчета |
1. Эффективность использования основных фондов | Фондоотдача (руб.) | Розничный товарооборот / Среднегодовая стоимость основных фондов |
Фондоемкость (руб.) | Среднегодовая стоимость основных фондов / Розничный товарооборот | |
Фондорентабельность (руб.) | Прибыль / Среднегодовая стоимость основных фондов | |
Фондовооруженность (тыс. руб.) | Среднегодовая стоимость основных фондов / Среднесписочная численность работников | |
Товарооборот на 1 м2 общей (торговой) площади (тыс. руб.) | Розничный товарооборот / Площадь общая (торговая) | |
Прибыль на 1 м2 общей (торговой) площади (тыс. руб.) | Прибыль / Площадь общая (торговая) | |
2. Эффективность использования оборотных средств | Оборачиваемость оборотных средств (дни) | Среднегодовая сумма оборотных средств / Однодневный товарооборот по покупным ценам |
3. Эффективность использования трудовых ресурсов | Производительность труда (тыс. руб.) | Розничный товарооборот / Среднесписочная численность работников |
Товарооборот на 1 руб. расходов на оплату труда (руб.) | Розничный товарооборот / Расходы на оплату труда | |
Прибыль на одного работника (тыс. руб.) | Прибыль / Среднесписочная численность работников | |
Прибыль на 1 руб. расходов на оплату труда (руб.) | Прибыль / Расходы на оплату труда | |
Коэффициент трудоемкости | Среднесписочная численность работников / Розничный товарооборот | |
4. Эффективность текущих затрат | Уровень издержек обращения (%) | Сумма издержек обращения / Розничный товарооборот × 100% |
Затратоотдача (товарооборот на 1 руб. текущих затрат), руб. | Розничный товарооборот / Сумма издержек обращения | |
Рентабельность текущих затрат (%) | Прибыль / Сумма издержек обращения × 100% | |
Коэффициент эффективности капитальных вложений | Прибыль / Объем капитальных вложений | |
Срок окупаемости капитальных вложений (лет) | Объем капитальных вложений / Прибыль |
Кроме приведенных в табл. 1 показателей могут быть использованы и другие.
Прибыль – суммарно-результативный показатель торгового предприятия. Полученный валовой доход от купли и продажи товаров минус издержки обращения выражает прибыль на вложенный капитал.
В качестве основного критерия оценки эффективности торгового предприятия используется рентабельность, которая является синонимом нормы прибыли, т.е. уровня прибыли на капитал, вложенный в дело.
Норма прибыли рассчитывается по следующей формуле:
Норма прибыли = Доходы – Затраты/капитал
Эта формула приемлема для крупных фирм, хозяйственная деятельность которых зависит от инвестиций в основные и оборотные средства. Прибыльность (общая экономическая рентабельность) торговых предприятий, производящих услуги, рассчитывается по формуле:
Р = П/Т *100,
где П – сумма прибыли (валовой или чистой)
Т – объем товарооборота (без НДС)
Критерием оценки эффективности коммерческой деятельности может служить прибыльность на вложенный капитал. Этот показатель определяется по следующей формуле:
Р = П/Т*Т/К или Р = Р*О,
где Р – рентабельность товарооборота (продаж)
О - оборачиваемость капитала предприятия (число оборотов)
Из формулы видно, что увеличение нормы прибыли на вложенный капитал можно добиться тремя способами: рост прибыли; сокращение капиталовложений (например, за счет сокращения товарных запасов) при сохранении прежних уровней объема продаж и прибыли; удвоение объема продаж (в случае значительного роста доли рынка) при неизменных уровнях прибыли и капиталовложений.
На практике целесообразно сочетать использование системы показателей оценки эффективности деятельности с расчетом обобщающих показателей: показатель эффективности использования торгового потенциала предприятия; показатель эффективности финансовой деятельности; показатель эффективности трудовой деятельности; интегральный показатель экономической эффективности хозяйственной деятельности и др. Результаты комплексного экономического анализа являются базой для принятия обоснованных управленческих решений. Поэтому в условиях рыночных отношений и хозяйственной самостоятельности торговые предприятия не могут эффективно функционировать без хорошо налаженной аналитической работы.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Вопрос 1.
- 1. Теоретические основы информационного обеспечения управления предприятием
- 0Сущность, значение и особенности информационного обеспечения
- 1Технология информационной деятельности
- Автоматизированные системы управления предприятием
- 2.1. Автоматизация торговли
- 2.2. Асу как неотъемлемая часть бизнеса торговых сетей
- Вопрос № 5: «Планирование и организация коммерческой деятельности в предприятиях оптовой торговли»
- Содержание ответа
- 3 Выбор поставщиков и каналов, продвижение товаров на рынок
- 1. Сущность кооперации в оптовой торговле
- 2. Горизонтальные формы кооперации
- 3. Вертикальные формы кооперации
- 3.1. Кооперация предприятий оптовой и розничной торговли
- 3.2. Кооперация между производителями и оптовыми предприятиями
- 1По участию в образовании стоимости все издержки делятся на
- Контрольные вопросы
- Вопрос № 13 – Конъюнктура на рынке потребительских товаров и её влияние на коммерческую деятельность предприятия розничной торговли.
- Цели исследования и задачи анализа конъюнктуры на рынке потребительских товаров.
- Факторы, влияющие на конъюнктуру рынка.
- Постоянно действующие факторы:
- Временные факторы:
- Источники информации о конъюнктуре рынка потребительских товаров.
- Показатели конъюнктуры рынка.
- Методы прогнозирования конъюнктуры рынка.
- Влияние конъюнктуры рынка на предприятия розничной торговли.
- 1 Этап - “Захват нового рынка”
- 2 Этап - “Подчинение местного производства”
- 3 Этап - “Монополизация рынка”
- Розничные торговые сети на Омском рынке
- Список литературы
- Контрольные вопросы
- Список литературы:
- Контрольные вопросы
- Вопрос №18: «Формы и методы розничной продажи потребительских товаров, их содержание и эффективность»
- Вопрос №19. «Торговое обслуживание покупателей и основные элементы, определяющие его уровень. Мониторинг услуг предприятий розничной торговли на товарном рынке»
- Вопрос 20 «Удельные показатели эффективности коммерческой деятельности предприятий розничной торговли»
- Основные группы и виды посреднических организаций
- 2. Виды торгово-посреднических операций
- 3. Услуги посреднических организаций, виды, содержание и формы реализации.
- Вопрос № 23. Моделирование бизнес-процессов и организационных систем в торговой организации и на предприятиях торговли.
- 2. Использование в предпринимательской практике того или иного варианта
- Вопрос 26. «Анализ коммерческой деятельности предприятия на рынке товаров» План
- 1. Значение анализа коммерческой деятельности
- 2. Технология определения затрат и результативности коммерческой деятельности торгового предприятия
- 3. Методика комплексного экономического анализа эффективности деятельности торгового предприятия
- Вопрос 27. «Содержание и методы стратегического планирования коммерческой деятельности»
- Содержание и методы стратегического планирования коммерческой деятельности