logo
ААА Ответы к ГОСам РГТЭУ

Содержание и методы стратегического планирования коммерческой деятельности

Планирование в широком, мировоззренческом смысле — это умение формулировать перспективные цели фирмы (организации), результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей. Планирование — первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, разработанных фир­мой, в дальнейшем осуществляются организация запланиро­ванных работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.

Стратегическое планирование представляет собой, во-первых, процесс моделирования будущего, применительно к которому должны быть определены цели и сформу­лирована концепция долговременного развития. Во-вторых, это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее по­тенциальными возможностями и шансами на перспективу. Наконец, в-третьих, стратегическое планирование — это адаптивный процесс, в результате которого происходят:

а) регулярные (ежегодные) корректировки решений, оформленных в виде планов;

б) пересмотр системы мер по выполнению этих планов на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в деятельности фирмы.

Стратегическому планированию присуще следующее:

• многообразие видов плановой деятельности фирмы: в стратегическом плане подразумеваются планы разной периодичности — долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный, текущий. Планируются разные функции — маркетинг, производство, персонал др.;

• оно является многоэтапным, последовательным и параллельным процессом, охватывающим множество решений, прежде всего таких, как: а) организационное долгосрочное предвидение, б) адаптация к внешней среде посредством внутренней координации, в) распределение и перераспределение ресурсов,

• является функцией направлений, а не времени;

• отражает инновационный характер плана;

• содержит совокупность глобальных идей развития фирмы;

• предусматривает перспективное направление развития;

• диагностирует "узкие места" бизнеса;

• определяет основные виды деятельности и политики фирмы;

• для каждого подразделения фирмы устанавливает цели, согласованные с общей стратегией развития фирмы;

• служит основой для любого другого вида планирования, так как является основополагающим плановым документом в фирме;

• предусматривает единую систему маркетинговой, производственной, финансовой и иной деятельности;

• координирует усилия, предпринимаемые фирмой, и предполагает внутрифирменное согласование действий;

• создает основу для распределения ограниченных экономических ресурсов фирмы;

• предусматривает альтернативные действия на долгосрочный период;

• содержит системный подход к оценке сильных и слабых сторон деятельности фирмы;

• предусматривает разработку процедур и операций, необходимых для достижения будущего;

• устанавливает контрольные параметры этапов деятельности для последующего мониторинга.

Не существует единой унифицированной формы составления стратегического плана. Она целиком зависит от мнения руководства и специалистов конкретной фирмы, от того, насколько хорошо они понимают стоящие перед ними задачи бизнеса, от их представлений о необходимом поведении организации во внешней среде, от знания ими методологии разработки этого документа.

Методология стратегического планирования в узком смысле — это совокупность важнейших теоретических принципов и методов, используемых в процессе составления стратегических прогнозов, проектов стратегических программ и планов, обеспечивающих переход от познания системы законов развития объектов страте­гического планирования к их практическому использованию при регулировании экономических и социальных процессов, проис­ходящих, в обществе, его отдельных подсистемах и элементах.

Методологически в сложившейся практике стратегического планирования можно различить две основных подхода: а) жесткий формализованный и б) гибкий недетерминированный. При гибком недетерминированном подходе значительно возрастают возможности менеджера фирмы адаптировать элементы плана к быстро меняющимся условиям рынка.

Важной составной частью методологии стратегическою планиро­вания выступают методы стратегического планирования — конкрет­ные способы, технические приемы, с помощью которых решается какая-либо проблема планирования, рассчитываются числовые зна­чения показателен прогнозов, стратегических программ и планов. В связи с различиями в структурности проблем стратегическо­го планирования используются различные методы разработки прогнозов, программ и планов. К ним относятся:

экспертные (оценочные) или эвристические методы. Они осно­ваны на использовании косвенной и неполной информации, опыта специалистов-экспертов, интуиции;

методы социально-экономического анализа. Социально-экономи­ческий анализ представляет собой всестороннее изучение соци­ально-экономической деятельности, познания внутренних связей и зависимости явлений с целью определения прогрессивных тенденций развития и возможностей совершенствования обще­ственных отношений и производства;

балансовый метод, под которым в стратегическом планировании понимается совокупность приемов, используемых для обеспечения увязки и согласования взаимозависимых показателей. Цель этих приемов — добиться баланса (равновесия) между показателями;

экономико-математические методы. Представляют собой специ­фические приемы анализа социально-экономических систем, ра­вновесие экономики, прогнозирование экономического роста. Большое значение для практики стратегического планирования имеют экономико-математические модели, важнейшими из кото­рых являются: система национальных счетов, балансовая таблица "затраты — выпуск", межотраслевой баланс производства и рас­пределения продукции и услуг, баланс финансовых ресурсов и за­трат, матричные модели техпромфинплана, сетевые модели и т. д.;

метод системного анализа и синтеза. Специфика анализа и синтеза как метода стратегического планирования состоит в расчленении, разложении экономических систем и протекающих в них процес­сов на их составные части и на этой основе определение ведущих звеньев, "узких мест", ключевых проблем перспективного развития.

Процесс стратегического планирования представляет собой замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных целей до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к переформулированию планов) связями.

Планирование является важнейшей частью любого бизнеса. Результатом процесса бизнес-планирования является система планов. План включает в себя основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода.

Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов, которую можно разделить на следующие элементы.

  1. Стратегический план, иначе называемый генеральным планом фирмы (часто составляется на 5 лет вперед).

  2. Общефирменные планы, составляющие продолжение стратегического плана и определяющие главные задачи развития организации. Основой этих планов является план развития фирмы.

3. Краткосрочные планы фирмы и текущие планы подразде в том числе бюджетные, дополняют общефирменные плана текущей деятельности.

4. Программы (или планы-программы) и бизнес-проекты.

Стратегический план включает в себя видение и миссию, общие цели, определяющие место организации в будущем, выбранные стратегии действий. Составной частью этого плана является политика организации. В него входят глобальные программы организации. Он является ориентиром для принятия решений на более низких уровнях. Общие цели организации, определенные в этом плане, конкретизируются в цели текущей деятельности, называемые задачами.

План развития организации оформляется в виде бизнес-плана фирмы. Являясь, по существу, наступательным планом, он включает в себя комплекс взаимосвязанных мероприятий, необходимых для создания новых сфер деятельности фирмы. Для развития необходимо определять пути выхода на новые позиции и уметь давать ответы на основные вопросы:

Вариантом оборонительных планов является ликвидационный план. Этот план включает в себя рекомендации по избавлению от не нужных организации элементов, т.е. от таких элементов, которые создают препятствия на пути ее развития. Это могут быть конкретные виды убыточных или низкорентабельных товаров и услуг, неэффективно работающая собственность, отдельные струк­турные единицы.

Программы обычно определяют развитие одного из важных аспектов жизни организации. Это могут быть программы по совершенствованию технологии, программы организации контроля качества, программы учета движения запасов и др. Бизнес-проекты отличаются от программ тем, что они ориентируются на определенный аспект жизнедеятельности и развития организации. В них реализуется совокупность идей и замыслов предпринимательского характера. Они имеют установлен­ную стоимость, график выполнения, включают технические и финансовые параметры, т.е. отличаются высоким уровнем конкретной проработки. До последнего времени они преимущественно были связаны с созданием и продвижением на рынок новых продуктов и услуг фирмы.

Особенности бизнес-планирования в России и за рубежом. Российская специфика. Многие руководители, проштудировавшие не одну зарубежную книгу по разработке бизнес-планов и смело следовавшие изложенным в них советам и рекомендациям, столкнулись с неизвестными на Западе трудностями. Это объясняется тем, что специальная литература, в которой рассматриваются различные методические вопросы разработки бизнес-проектов, бизнес-планов, бизнес-справок, в основном переводная. В ней подробно излагаются вопросы бизнес-планирования применительно к фирмам, работающим по законам развитой рыночной экономики. Отечественные предприятия имеют пока небольшой опыт бизнес-планирования, да и рыночные отношения еще весьма далеки от желаемого уровня. Экономическая и социальная ситуация, в которой работают российские предприятия, часто не позволяет им непосредственно использовать зарубежные методические разработки при составлении бизнес-планов. Необходима их адаптация к реальным хозяйственным, социальным, правовым и другим условиям нашей страны.

Список использованной литературы

1. Алексеева М.М. «Планирование деятельности фирмы», Москва «Финансы и статистика», 1999.

2. Ансофф И. Стратегическое управление.-М.: Экономика,2000

3. Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций.-М.: ИНФРА-М, 2003

4. Герчикова И.Н. «Менеджмент», Москва, 1997.

5. Гусев Ю.В. Стратегия развития предприятий.- СПб.: Изд-во СПбУЭФ,1997.

6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента», Москва, 1999.

7. Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия: учебное пособие.-СПб.:Изд-во СПбУЭФ,2003

8. Филипп Котлер. Основы маркетинга: Пер. с англ./Общ. Ред. и вступ. ст. Е.М. Пеньковой.-М.: Прогресс, 1993

Тест:

1. Одна из функций управления, кото­рая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их дос­тижения

а) Планирование

б) Стратегическое планирование

в) Маркетинговое исследование

2. С чего начинается процесс планирования в организации

а) С определения исходных целей ее развития и деятельности – целей миссий

б) С выбора стратегии

в) Со смены руководства

3. Конечные точки про­граммного заявления организации, к которым она стремится

а) организационные цели

б) общественные цели

в) реальные цели

4. Планирование, которое разрабатывается на срок от 1 до 5 лет

а) среднесрочное

б) долгосрочное

в) перспективное

г) дальнейшее

5. Планирование, которое разрабатывается на срок от 5 до 10 лет

а) долгосрочное

б) среднесрочное

в) краткосрочное

г) оперативное

6. Планирование, которое охватывает период в несколько недель или месяцев

а) краткосрочное

б) быстрое

в) среднесрочное

г) оперативное

7. В задачу этого планирования входит контроль за ежедневной загрузкой оборудования, последовательность операций, расстановка работников и др.

а) краткосрочное

б) оперативное

организационное

8. Что представляет собой стратегия роста

а) предполагает ежегодный рост основных показателей организации

б) выражается в том, что результаты работ фирмы в планируемом периоде предполагаются ниже чем в предыдущем периоде

в) полная ликвидация фирмы и создание на ее месте новой

9. На сколько уровней знаний опирается методология стратегического планирования

а) на 2

б) на 4

в) на 3

10. Совокупность приемов, способов выявления и обеспечения пропорций и связей через разработку взаимосвязанных балансов

а) балансовый

б) нормативный

в) статистический

г) организационный

11. Метод, основанный на определении и применении норм и нормативов

а) нормальный

б) нормативный

статистический

Вопросы:

1. Что представляет собой стратегическое планирование?

2. Какой из существующих видов стратегического планирования наиболее оптимален?

3. Для чего применяется балансовый метод стратегического планирования?

4. Как можно классифицировать разработанные в процессе планирования балансы?

Вопрос № 28 «Характеристика рынка банковских услуг»

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Банковское дело: Учебник / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – 5-е изд. перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003.

  2. Банковское дело: Учебник / Под ред. д-ра экон. Наук, проф. Г.Г. Коробовой. – М.: Экономистъ, 2003.

  3. Банковское дело: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2003.

  4. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001.

  5. журнал «Банки»

  6. журнал «Банковское дело»

  7. журнал «Банковское обозрение»

  8. Дубль ГИС

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ:

План:

  1. Определения и общие понятия

  2. Участники рынка, классификация коммерческих банков

  3. Банковские рынки сбыта и банковские отрасли

  4. Банковские услуги

Рынок – это взаимодействие продавцов и покупателей, направленное на куплю и продажу товаров, работ, услуг.[1]

Банк – это слово этимологически произошло от итальянского banco - «стол».

Трактуется понятие «банк» в научной литературе как финансовая организация, производящая, хранящая, предоставляющая, распределяющая, обслуживающая и контролирующая денежные средства и ценные бумаги, а также прочие товарно-материальные ценности (Ибрагимова «Инфраструктура товарного рынка», стр. 109).

Участники рынка:

Центральный банк

Коммерческие банки

Небанковские кредитно-финансовые институты

Нефинансовые участники

Клиенты

Государство

ЦБ утверждается государством. Он контролирует состояние финансового сектора экономики страны, устанавливает ставку рефинансирования, проводит национальную денежно-кредитную политику страны.

Все коммерческие банки – это финансовые посредники по аккумулированию денежных средств и по их направлению по назначению. Они выполняют не только экономические функции, но и социальные, способствуя повышению качества жизни населения. Отношения между субъектами строятся на договорных и взаимовыгодных началах.

Классификация коммерческих банков:

  1. по форме собственности:

- частные

- акционерные

- государственные

- со смешанной форме собственности

- с коллективной

2. по форме создания и по способам формирования уставного капитала:

- паевые

- акционерные

3. по размеру предприятия:

- крупные

- средние

- мелкие

4. по дислокации:

- региональные

- экстерриториальные

5. по наличию фискальной сети:

- имеющие мощную сеть филиалов и представительств

- имеющие слабую сеть

6. по специфике выполняемых операций:

- универсальные

- специализированные

Универсальный банк оказывает все или почти все виды банковских услуг, обслуживает самые различные предприятия и организации, а также население.

Специализированный (специальный) банк, напротив, сосредоточива­ет свою деятельность на одном или немногих видах услуг:

Банковские рынки сбыта и банковские отрасли

Банковские рынки сбыта

Банковские отрасли

Банковские подотрасли

Рынок кре­дитных услуг

Кредитование

Косвенное креди­тование

Коммерческое кредитование Потребительское кредитование Лизинговый бизнес

Факторинговый бизнес

Форфейтинговый бизнес

Учетно-вексельный бизнес

Гарантийный бизнес

Рынок инве­стиционных услуг

Сберегательное дело

Инвестиционное посредничество

Вклады до востребования

Сберегательные вклады

Срочные депозиты

Инвестиционное посредничество на фондовом рынке

Инвестиционное посредничество на рынке дра­гоценных металлов и художественных ценностей

Инвестиционное посредничество на рынке не­движимости

Дилинговый бизнес

Рынок расчет­но-кассовых услуг

Расчетно-кассовое обслуживание Выпуск и обслужи­вание пластиковых карт

Валютное обслу­живание

Кредитные карты

Дебетовые карты

Дисконтные карты

Рынок трасто­вых услуг

Доверительное управление Агентское обслу­живание

Доверительное управление имуществом

Управленческое обслуживание Эмиссионное посредничество Депозитарное и трансфер-агентское обслужива­ние

Рынок кон­сультацион­ных услуг

Консультационное и информацион­ное обслуживание

Аудиторское обслуживание

Правовое консультирование Управленческое и финансовое консультирова­ние

Информационное обслуживание Образовательное обслуживание

Прочие рын­ки

Хранение, охрана и транспортировка ценностей Страхование Рекламное дело Нотариальное об­служивание Разработка банков­ских технологий

Банковские услуги:

1. пассивные операции

2. активные операции

3. посреднические операции

К пассивным относят операции, способствующие образованию и увеличению банковского капитала:

- формирование собственных ресурсов

- образование фондов

- депозитные и внедепозитные операции

К посредническим относят:

- организацию безналичных расчетов (платежное поручение, аккредитив, чеки, инкассо, вексель)

- кредитные операции (организациям, потребительские, межбанковские)

- эмиссионные операции с ценными бумагами

- инвестиционные операции

- лизинговые операции

- валютные операции

- кассовые операции

- операции с использованием пластиковых карт

- дистанционное банковское обслуживание

- финансовый консалтинг

На сегодняшний день рынок банковских услуг постоянно развивается, но не в состоянии еще конкурировать с европейскими банками из-за высоких процентных ставок. Несовершенная финансово-кредитная политика банковской сферы мешает развиваться предприятиям страны и не дает той финансовой поддержки гражданам, которая бы повышала уровень жизни населения и реально поддерживала экономику страны.

Банки, оказывающие услуги в г. Омске (47):

АКБ Абсолют Банк, ЗАО, Омский филиал

ИНВЕСТСБЕРБАНК, ОАО, филиал ОПСБ

Сбербанк России, АКСБРФ, Омский филиал

Урса Банк, ОАО, Омский филиал

АБ Газпромбанк, ЗАО, филиал в г. Омске

АК БАРС БАНК, ОАО, Омский филиал

АКБ ИТ Банк, ОАО

АКБ Промсвязьбанк, ЗАО, Омский филиал

АКБ Росбанк, ОАО, Омский региональный филиал

Альфа-Банк, ОАО, Омский филиал

Балтийский Банк, ОАО, филиал в г. Омске

Банк ВТБ 24, ЗАО, филиал № 5543 в г. Омске

Банк ВТБ, ОАО, филиал в г. Омске

Банк Жилищного Финансирования, ЗАО, филиал в г. Омске

Банк Москвы, ОАО, Омский филиал

Банк Национальная Факторинговая Компания, ЗАО

Банк Русский Стандарт, ЗАО, представительство в г. Омске

Банк Сибирь, ЗАО

БИНБАНК, ОАО, представительство в г. Омске

Витас Банк, ООО, Омский филиал

ИМПЕКСБАНК, ОАО, Омский филиал

Ипотечный центр, УРСА Банк, ОАО, Омский филиал

КИТ Финанс, инвестиционный банк

КМБ - Банк, ЗАО

Кредит Европа Банк, ЗАО, представительство в г. Омске

Кредитный дом, УРСА Банк, ОАО, Омский филиал

МДМ – Банк, ОАО, Омский филиал

Международный Московский Банк, ЗАО, представительство в г. Омске

Мираф – Банк, ЗАО, коммерческий банк

Московский банк реконструкции и развития, ОАО

Национальный Банк ТРАСТ, ОАО, Омский филиал

НОМОС – БАНК, ОАО, Омский филиал

Омск – Банк, ОАО

Примсоцбанк, ФСКБ Приморья в г. Омске

Ренессанс Капитал, ООО, коммерческий банк

Россельхозбанк, ОАО, Омский региональный филиал

Русфинанс Банк, Омское региональное представительство

Русь – Банк, ЗАО, Омский филиал

Сибирский банк развития бизнеса, ОАО, Омский филиал

СибКупБанк, ЗАО, коммерческий банк

СИБЭС, ОАО, муниципальный коммерческий банк

СОБИНБАНК, ОАО, Омский филиал

СтарБанк, ЗАО, Омское представительство

ТрансКредитБанк, ОАО, Омский филиал

ФКБ ЮНИАСТРУМ БАНК, филиал в г. Омске

Хоум Кредит энд Финанс Банк, ООО

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Дайте определение термину «банк».

  2. Дайте определение понятию «банковская система».

  3. Дайте определение понятию «рынок».

  4. Перечислите участников рынка банковских услуг.

  5. Какую роль в государстве играет ЦБ?

  6. Какое значение имеют коммерческие банки для экономики страны?

  7. Приведите классификацию коммерческих банков.

  8. Перечислите основные виды банковских услуг.

  9. Расскажите о современном состоянии рынка банковских услуг.

  10. Приведите примеры банков, осуществляющих свою деятельность в г. Омске.

Вопрос №30. «Лизинг: основные понятия, организационные формы, правовое регулирование»

Литература:

1.«Лизинг с платой не торопит»//Российская торговля, № 4, 2006 г.

2. ФЗ «О лизинге»

3. www.omskportal.ru

4. Гражданский кодекс Российской Федерации

5. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 528 с.

Согласно закону «О лизинге»:

Лизинг – вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

В качестве предмета могут выступать любые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, в том числе предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество.[2]

Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое российским законодательством запрещено для свободного обращения.[4]

По экономическому содержанию лизинг связан с прямыми инвестициями. Благодаря лизингу предприятия имеют возможность использовать необходимые средства производства без крупных капиталовложений. Основными формами лизинга являются внутренний и международный лизинг.

При осуществлении внутреннего лизинга лизингодатель, лизингополучатель и продавец (поставщик) являются резидентами Российской Федерации. Внутренний лизинг регулируется Федеральным законом «О лизинге».

При осуществлении международного лизинга лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации.

Если лизингодателем является резидент РФ, т.е. предмет лизинга находится в собственности резидента РФ, договор международного лизинга регулируется названным выше законом.

Если лизингодателем является нерезидент РФ, т.е. предмет лизинга находится в собственности нерезидента РФ, договор международного лизинга регулируется федеральными законами в области внешнеэкономической деятельности.[5]

В зависимости от срока различают 3 типа лизинга:

- долгосрочный лизинг – лизинг, осуществляемый в течение трех и более лет.

- среднесрочный лизинг – лизинг, осуществляемый в течение от полутора до трех лет.

- краткосрочный лизинг – лизинг, осуществляемый в течение менее полутора лет.

Федеральный закон «О лизинге» впервые выделил и разграничил следующие виды лизинга: финансовый, возвратный, оперативный.

Финансовый лизинг – вид лизинга. при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование. При этом срок, на который предмет лизинга передается лизингополучателю, соизмерим по продолжительности со сроком полной амортизации предмета лизинга или превышает его. Предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока действия договора лизинга или до его истечения при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором лизинга, если иное не предусмотрено этим же договором.

Предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору финансового лизинга, учитывается по соглашению сторон на балансе лизингодателя или лизингополучателя.

Возвратный лизинг – разновидность финансового лизинга, при котором продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель.

Оперативный лизинг – вид лизинга, при котором лизингодатель закупает на свой страх и риск имущество и передает его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование. Срок, на который имущество передается в лизинг, устанавливается на основании договора лизинга. По истечении срока действия данного договора и при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором лизинга, предмет лизинга возвращается лизингодателю, при этом лизингополучатель не имеет права требовать перехода права собственности на предмет лизинга. При оперативном лизинге предмет лизинга может быть передан в лизинг неоднократно в течение полного срока его амортизации. [5]

При оперативном лизинге предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя.

Классическая схема лизинга предполагает наличие трех участников:

- лизингодатель (арендодатель) – лизинговая компания

- лизингополучатель (арендатор)

- продавец лизингового имущества (как правило, предприятие-изготовитель)

Помимо них в лизинговой сделке могут принимать участие банки (и другие кредитные учреждения), предоставляющие кредиты лизингодателю для приобретения оборудования, страховые компании, осуществляющие страхование имущества лизингодателя.[5]

Как же осуществляется лизинговая сделка? Предприниматель, испытывающий потребность, например, в производственном оборудовании, обращается с запросом в лизинговую фирму о возможности получения этого оборудования по договору лизинга. Но и сама лизинговая фирма посредством специального изучения рынка ищет потенциального потребителя и вступает с ним в контакт.

После получения запроса лизинговой фирмой начинается этап разработки лизинговых предложений. Лизинговая фирма определяет круг вероятных производителей необходимого оборудования и запрашивает их о возможности лизинговой сделки. Одновременно она оценивает и потенциального клиента (заказчика), в частности, его способность выплачивать лизинговые платежи, необходимость гарантий и т.д.

На стадии разработки предложений лизинговая фирма уделяет особое внимание оценке риска, которая при лизинговой сделке включает два основных момента:

1. оценку клиента, его способность выплачивать лизинговые платежи с учетом деятельности, связанной с размещаемым имуществом

2. оценку имущества и степени его действительной заменяемости: если степень заменяемости высока (стандартное оборудование, легко поддающееся новому применению, с низкими темпами морального износа) – риск невелик, если степень заменяемости низка (оборудование специфического назначения, изготовленное по заказу, быстро устаревающее) – риск высок.

В фазе подготовки предложения, а также анализируются основные параметры, определяющие размер платежей по лизинговой сделке, а именно: закупочная цена оборудования или иного имущества, аванс, полученный в момент закупки имущества, применяемая ставка банковского процента, длительность договора, периодичность выплат, величина выкупа, способ оплаты.

После подготовки предложения лизинговая фирма предоставляет поставщику и потребителю необходимую информацию и, если условия приемлемы, заинтересованными сторонами подписывается лизинговый договор.

На стадии подготовки предложения (до подписания договора) производитель и потребитель согласовывают принципиальные характеристики оборудования. Производитель в соответствии с заказом, который является договором между ним и лизинговой компанией, изготавливает и устанавливает оборудование. При условии стандартного, уже имеющегося оборудования лизинговая фирма просто выдает заказ на закупку необходимого оборудования.

По окончании поставки получатель-потребитель, лизинговая фирма и производитель-поставщик подписывает акт приемки, подтверждающий работоспособность оборудования.

По экономическому содержанию лизинг относится к прямым инвестициям, в ходе исполнения которых лизингополучатель обязан возместить лизингодателю инвестиционные затраты, осуществленные в материальной и денежной формах, и выплатить вознаграждение.

Под инвестиционными затратами понимаются затраты лизингодателя, связанные с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, в том числе:

- стоимость предмета лизинга

- налог на имущество

- расходы на транспортировку и установку, включая монтаж и шефмонтаж, если иное не предусмотрено договором лизинга

- расходы на обучение персонала лизингополучателя работе, связанной с предметом лизинга, если иное не предусмотрено договором

- расходы на таможенное оформление и оплату таможенных сборов, тарифов и пошлин, связанных с предметом лизинга

- расходы на хранение предмета лизинга до момента ввода его в эксплуатацию, если иное не предусмотрено договором лизинга

- плата за предоставление лизингодателю гарантий и поручительств, подтверждение расчетно-платежных документов третьими лицами в связи с предметом лизинга

- расходы на содержание и обслуживание предмета лизинга и др.

Вознаграждение лизингодателя – денежная сумма, предусмотренная договором лизинга сверх возмещения инвестиционных затрат.

Взаиморасчеты лизингодателя и лизингополучателя осуществляются в форме лизинговых платежей. Размер, способ осуществления и периодичность лизинговых платежей определяются договором лизинга. Лизинговые платежи производятся непосредственно в адрес лизингодателя.

Обязательства лизингополучателя по уплате лизинговых платежей наступают с момента начала использования им предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга. Лизингополучатель относит лизинговые платежи на себестоимость продукции (услуг), производимой с использованием предмета лизинга, или на расходы, связанные с основной деятельностью.

Доходом лизингодателя по договору лизинга является его вознаграждение.

Прибылью лизингодателя является разница между его доходами и расходами на осуществление основной деятельности. [3]

В поисках доходных инструментов банки обратили внимание на рынок кредитования малого и среднего бизнеса. Современное развитие финансовой системы в России сделало реальным получение небольших кредитов или лизинга по упрощенной схеме, в ряде случаев даже без залоговых обязательств. Теперь можно приобретать оборудование для организации или модернизации, скажем, пищевого производства, не вкладывая значительных сумм на начальном этапе.

Некоторые банки разрабатывают специальные программы, рассчитанные на привлечение некрупных заемщиков, т.е. им нужны клиенты, а предпринимателям деньги. Такое редкое сочетание взаимных интересов позволяет, с одной стороны, решить проблему финансирования организации/модернизации производства, не вынимая денег из оборотных средств предприятия, с другой стороны – найти новый рынок применения профессионального и человеческого ресурса в банковской сфере.

Кто меньше?

Решая вопрос о привлечении заемных средств, необходимо учитывать, что у каждой финансовой организации, как правило, существуют свои представления о заемщике, попадающем под категорию малых. Например, в компании «Дельта-Лизинг» к представителям малого бизнеса относят предприятия следующих форм собственности: ООО, ЗАО, ИЧП, ПБОЮЛ с количеством штатных сотрудников не более 30 человек и бухгалтерским балансом не более 10 млн. рублей. Сфера деятельности клиентов банка связана в основном с торговлей (FOOD, NONFOOD), небольшим производством (например, пищевых продуктов), общепитом (кафе, рестораны), сферой услуг (прачечные, парикмахерские, салоны красоты). Причем на данный момент «ДельтаЛизинг» - единственная компания, работающая и на Дальнем Востоке и имеющая свободный доступ к международным рынкам капитала, так как принадлежит международному фонду «США-Россия».

В «Локо-Банке» кредит предоставляют предприятиям малого бизнеса, причем предусмотренная процедура рассмотрения заявок позволяет сократить срок его получения до 5 дней.

«Абсолют-Банк» выдает кредиты на «осуществление эффективных и окупаемых проектов и сделок, направленных на развитие предпринимательской деятельности». При этом использование лизинга позволяет реализовывать крупные проекты при ограниченности собственных средств, оптимизировать налогообложение и рационально использовать прибыль, а также сохранить существенные кредитные линии, избавиться от проблемы залога под кредит.

Желающим получить кредит приходится собирать целую кипу сертификатов и справок, характеризующих юридическую и финансовую состоятельность предприятия: правоустанавливающие, финансовые документы, контрактно-договорную базу, бумаги по залоговому обеспечению. Кроме того, в большинстве случаев необходимо представить технико-экономическое обоснование возврата кредита или бизнес-план проекта.[1]

Страховка лизингом.

В то же время и банк, которому могут не возвратить кредит, и предприниматель, оборудование и продукция которого могут оказаться нерентабельными, не прочь подстраховаться и переложить на кого-то финансовую ответственность. В этой роли чаще всего выступает поставщик оборудования. Такая форма сделки, именуемая лизингом, позволяет бизнесмену приобрести оборудование, заплатив значительно меньшую сумму, а банку – выдать средства под залог реально существующего оборудования. Лизинговые компании предлагают условия, принципиально отличающиеся от банковских.

Пока большая часть лизинговых компаний не очень охотно работает с мелкими клиентами. Инвесторов отпугивает двойная бухгалтерия большинства фирм этого сектора и, соответственно, невозможность реальной оценки бизнеса, а также риск потери оборудования.

Каковы преимущества лизинга для пищевых производств, предприятий торговли общепита? Лизинг - один из инструментов долгосрочного финансирования. При этом лизингодатель (компания, предоставляющая лизинг) приобретает у продавца (поставщика) оборудование и сдает его в аренду лизингополучателю (клиенту), который в последующем получает право собственности на это оборудование.

Преимущества лизинга как одной из форм кредитования

Лизинг дает возможность получить необходимое оборудование без значительных финансовых вложений и единовременного отвлечения оборотных средств предприятия.

Оплата лизинговых платежей осуществляется из средств, получаемых в результате эксплуатации оборудования.

Получить лизинг гораздо проще, чем кредит, так как получаемое по лизингу оборудование обычно является достаточным обеспечением.

Относя лизинговые платежи на себестоимость, тем самым снижают налогооблагаемую прибыль.

Идет ускоренная амортизация основных средств.

По окончании срока лизинга оборудование ставится на баланс по символической цене.

Лизинг не отражается в балансе в виде кредита, тем самым не ухудшает показатели финансовой устойчивости предприятия.[1]

Препятствия

Лизинг – механизм приобретения оборудования в кредит, который предоставляет лизинговая компания, и именно с этим связаны основные трудности подобной покупки.

Первое препятствие – сумма сделки. Дело в том, что за предоставление оборудование в лизинг лизинговая компания получает комиссионное вознаграждение, которое составляет 2-5% от суммы сделки. Поэтому покупка в лизинг, например, тестомесильной машины (для производства тестовой заготовки для пельменей, пиццы, равиоли) стоимостью около 7 тыс. долл. интереса для лизинговой компании не представляет. Как правило, сумма реальной лизинговой сделки начинается от 20-30 тыс. долл. (в зависимости от компании).

Существенно осложняет покупку производственного оборудования в лизинг получение кредита. Для этого необходимо заполнить солидный перечень различных документов, включающий подробные сведения об управляющих, бухгалтерские данные, краткий бизнес-план будущего производства, сведения об обеспечении договора лизинга и др. А учитывая условия функционирования большинства предприятий, формальная сторона вопроса также может стать непреодолимым препятствием.

Следующий момент – обеспечение кредита. Таким обеспечением может служить банковская гарантия, поручительство, залог. Как правило, лизинговые компании требуют обеспечение, вдвое превышающее сумму сделки (хотя иногда часть залога может составлять стоимость предаваемого оборудования, а также авансовый платеж). При планировании покупки оборудования в лизинг покупатель должен отдавать себе в этом отчет.

Также не следует забывать об авансовом платеже, составляющем около 20% от суммы сделки, который потребует лизингодатель с покупателя еще до начала производства.

Поэтому, несмотря на всю привлекательность, не стоит рассматривать лизинг как панацею при дефиците оборотных средств. Наиболее реально применение механизма лизинга крепкими и устойчивыми предприятиями, желающим расширить свой бизнес, не выводя при этом из хозяйственного оборота значительной части оборотных средств.[3]

Основные понятия:

Лизинг – вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

Лизингополучатель (арендатор) – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получающие имущество в пользование по договору лизинга.

Вознаграждение лизингодателя – денежная сумма, предусмотренная договором лизинга сверх возмещения инвестиционных затрат.

Контрольные вопросы:

  1. Какова нормативно-правовая база, регулирующая деятельность лизинговых компаний?

  2. Что не может являться предметом лизинга?

  3. Каковы предпосылки развития лизинга в нашей стране?

  4. Назовите основные преимущества предоставления лизинговых услуг для лизингодателя?

  5. Кто является субъектами лизинговых отношений?

  6. Какие российские лизинговые компании вам известны?

  7. В чем основное отличие оперативного лизинга от финансового?

  8. Каковы преимущества лизинга по сравнению с кредитом, какие недостатки?

  9. Какие виды лизинга выделяют в зависимости от сектора рынка и в чем их особенность?

  10. В лице кого может выступать лизингодатель?

177