logo
ААА Ответы к ГОСам РГТЭУ

Показатели конъюнктуры рынка.

Показатели конъюнктуры:

  1. Показатели материального производства.

Показатели материального производства, к которым относятся данные о промышленном производстве товаров (автомобили, самолёты, тракторы, сложная бытовая техника, компьютеры и т.д.), добыче полезных ископаемых, урожае сельскохозяйственных культур, можно классифицировать следующим образом:

  1. Абсолютные показатели.

а) Натуральные

б) Стоимостные

Обычно в натуральных показателях измеряется производство многих важнейших товаров на характеристики которых практически не влияют достижения НТП. Например, выпуск металлургической продукции, сбор зерновых, выработку электроэнергии, добычу нефти удобнее измерять соответственно в тоннах, киловатт в час, баррелях. В данном случае такие показатели дают вполне объективную картину состояния товарного рынка.

В тех случаях, когда потребительские свойства готовых изделий подвергаются быстрым изменениям под воздействием НТП, использование только натуральных показателей может давать искажённую картину состояния рынков. Например, едва ли можно оценивать конъюнктуру автомобильных рынков по количеству единиц выпускаемой продукции, если не учитывать все возрастающую долю малолитражных и сокращающуюся долю крупно- и среднелитражных автомобилей.

С другой стороны использование стоимостных показателей производства готовой продукции также не может считаться универсальным средством анализа конъюнктуры рынков, поскольку такие показатели исчисляются в текущих ценах, причём в разных странах эти цены могут быть различными. Поэтому возникает необходимость внесения в эти показатели определённых корректив. Кроме того, следует иметь в виду, что стоимостные показатели находятся в национальных валютах, курсовые соотношения которых также подвержены частым и даже значительным колебаниям.

  1. Относительные показатели (индексы, темпы роста и пр.).

В ряде случаев данные об изменении объёмов производства публикуются в виде индексов, составляемых на основе стоимостных показателей по отраслям или отдельным крупным секторам экономики. В то же время следует помнить, что возможности анализа конъюнктуры с помощью индексов достаточно ограничены.

  1. Косвенные показатели.

Когда абсолютные показатели не позволяют оценить конъюнктуру или эти показатели недоступны, прибегают к косвенным показателям. К ним можно отнести: объём или портфель заказов, динамику загрузки производственных мощностей, объём инвестиций и даже уровень занятости в соответствующей отрасли и т.д. Такие показатели целесообразно использовать при анализе машиностроительной продукции с большим технологическим циклом, например в судостроении, крупном энергомашиностроении и т.д.

II. Показатели спроса на товары.

Показатели спроса на внутреннем рынке отражают характер потребления на рынках потребительских товаров и включают в себя данные об оптовой и розничной торговле, движение товарных запасов, объём внутренних перевозок грузов. На внешнем рынке такими показателями спроса выступают валовый импорт и валовый экспорт. Рост этих показателей говорит о росте спроса на товар, а снижение – о его падении.

а) Ёмкость

Означает возможный объём спроса или объём реализуемого на рынке товара при данном уровне цен и в определённый период времени, обычно в течение года. Ёмкость национального рынка по любому товару за год рассчитывают на основе данных внутренней и внешнеторговой статистики в физических единицах или по стоимости по следующей формуле:

Е(р) = Т + З + И + И(к) – Э - Э(к), где

Е(р) – ёмкость рынка;

Т – национальное производство данного товара;

З – остаток товарных запасов на складах предприятий-изготовителей в данной стране;

И – импорт;

И(к) – косвенный импорт;

Э – экспорт;

Э(к) – косвенный экспорт.

Здесь косвенный импорт (экспорт) представляет собой поставки товара, используемого в других более сложных изделиях в виде комплектующих узлов, деталей, материалов. Например, при оценке ёмкости рынка электродвигателей нужно учитывать электродвигатели, установленные в станках, машинах и оборудовании, ввозимых или вывозимых из страны. Однако учёт косвенного импорта и экспорта, а также движение товарных запасов зачастую оказывается трудно учитывать. Поэтому на практике расчёт ёмкости рынка проводят по упрощённой схеме:

Е(р) = Т + И + Э

Сравнение ёмкости рынка за ряд лет позволяет судить, как меняется ситуация на рынке.

б) Доля

Доля рынка (%) представляет собой удельный вес или долю продаж фирмы на рынке и рассчитывается по следующей формуле:

Д(р) = (Р / Е (р)) * 100, где

Д(р) – доля рынка;

Р – объём реализации товаров фирмы;

Е(р) – ёмкость рынка.

Снижение доли рынка является показателем неблагополучного положения фирмы и служит поводом для проведения тщательного анализа этой ситуации.

в) Насыщенность рынка.

Насыщенность рынка (%) – показатель, который определяется отношением числа потребителей, уже купивших товар к общему числу потребителей. Данное отношение выражается следующей формулой:

Н(р) = (П(т) / П) * 100, где

Н(р) – насыщенность рынка;

П(т) – число потребителей уже купивших товар;

П – общее число потребителей.

Чем меньшее значение имеет этот показатель, тем перспективнее рынок для сбыта товаров.

  1. Показатели валютной и кредитно-денежной ситуации:

а) Курс акций

б) Учётный процент

в) Число банкротств

Для оценки конъюнктуры рынка на отраслевом и национальном уровнях важную роль играют показатели валютной и кредитно-денежной ситуации: курсы акции, величины учётного процента, число банкротств и т.п.

Курс акций – это показатель, характеризующий уровень цен на акции и дающий их владельцу право на получение дохода. Курс акций – ведущий показатель при прогнозировании конъюнктуры рынка, поскольку он зависит не только от размера полученных в прошлом дивидендов, но и от размера ожидаемых доходов в будущем.

Изменения спроса на акции наиболее ясно показывают, как покупатели акций, вкладчики капитала оценивают перспективы развития конъюнктуры того или иного рынка.

Этот показатель не может считаться абсолютно надёжным индикатором изменения конъюнктуры, поскольку курсы акций подвержены достаточно резким колебаниям под воздействием самых разных факторов – спекуляций на фондовом рынке, изменениям политической ситуации и т.д.

Например, конец 1999 и начало 2000 гг. отмечены существенном ростом курса акций целого ряда ведущих российских компаний, обусловленных некоторой стабилизацией политического положения в стране после ухода в отставку президента Б. Н. Ельцина. В этом процессе отразились определённые ожидания изменения конъюнктуры на российском рынке в лучшую сторону. Обычно регулирующее воздействие государства на конъюнктуру рынка проявляется через изменение учётного процента. Повышение учётного процента ведёт к снижению капиталовложений в промышленную сферу и, в конечном счёте, к экономическому спаду, и наоборот, уменьшение учётного процента способствует увеличению инвестиций в промышленность, что ведёт к повышению занятости и росту предложений товара на рынке.

Пример. Но можно ли, зная уровень учтенного процента, однозначно оценивать складывающуюся конъюнктуру на рынке. Здесь многое зависит от стратегических установок государства. Так, в начале 1980-х гг. в США была разработана стратегическая программа экономического развития страны (так называемая «рейганомика»), сутью которой было существенное повышение учётного процента (существенно выше обычных 5-6%). Это сделано специально, чтобы существенно снизить серьёзные структурные изменения в экономике в пользу наукоёмких отраслей (аэрокосмический комплекс, микроэлектроника, вычислительная техника), для развития которых дорогой кредит не был слишком обременительным. Для других, менее перспективных, отраслей (ряд предприятий горнодобывающей отрасли, металлургии, некоторые предприятия лёгкой промышленности) высокие ставки учётного процента оказались неприемлемыми, и им пришлось сворачивать или сокращать свою деятельность.

Ещё один показатель валютной и кредитно-денежной ситуации – число банкротств. Обычно функционирование рыночной экономики сопровождается непрерывным разорением старых и появлением новых предприятий. Само по себе число банкротств ничего не говорит о состоянии экономики, если оно уравновешивается возникновением новых предприятий. Так, в США ежегодно подвергается банкротству до 2 млн. фирм, но примерно столько же и появляется новых. Поэтому показателем конъюнктуры может служить существенное превышение числа банкротств над числом вновь возникающих предприятий. Этот показатель важен потому, что относится к числу опережающих и отражающих изначальную фазу кризиса.

  1. Цены как наиболее концентрированные показатели:

а) Абсолютные;

б) Относительные.

Цены являются важнейшим показателем конъюнктуры. Абсолютные цены – характеризуют уровень и изменение цен в денежном выражении на конкретные изделия; относительные цены – характеризуют изменение цен во времени (индексы). В динамике цен отражается движение всех других показателей и влияющих на них факторов.

Изучение ценовых показателей представляется сложной задачей, обусловленной спецификой многообразных товарных рынков, наличием нескольких рядов ценовых показателей на один и тот же товар, не всегда надёжной и доступной информацией о ценах.

Поэтому при анализе ценовых показателей следует полагаться на детальное знание рынка и товара, изучение всех имеющихся на товар рядов цен, учёт зависимости результатов анализа от квалификации экспертов.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4