Постоянно действующие факторы:
А) Научно-технический прогресс.
Радикально меняет отраслевую структуру экономики, способствует более быстрому обновлению товарного ассортимента, усиливает кооперацию отраслей и отдельных производств, ведёт к значительному расширению товарных рынков и их структурным изменениям. В то же время НТП способствует обострению конкурентной борьбы, повышает неустойчивость конъюнктуры рынка и является одной из основных причин структурной безработицы.
Б) Уровень монополизации цен.
Играет важную роль в формировании конъюнктуры товарных рынков. Так, высокий уровень монополизации предопределяет возможность в какой-то мере приспосабливать объём производства к меняющемуся спросу, следствием чего в условиях кризиса обычно бывает не перепроизводство товаров, а увеличение избытка производственных мощностей. Обычно при анализе уровня монополизации возникает необходимость определения конкретных показателей рыночной мощи фирмы. Одним из таких показателей может быть доля фирмы на рынке. В настоящее время во многих странах мира существует целая система показателей статистики концентрации рыночной мощи, которые полностью или частично рассчитываются или публикуются во всех экономически развитых странах. Кроме того, в законодательствах таких стран закреплена норма уровня монополизации. Она может составлять 25-30%. Это значит, что если доля фирмы превышает эту норму, то она относится к разряду монополистов и к ней могут быть предприняты дискриминационные меры.
В) Государственное и межгосударственное регулирование.
Государственное регулирование может осуществляться:
- через покупку и продажу товаров, услуг, формируя, таким образом, определённое соотношение спроса и предложения на конкретных рынках;
- через административные и экономические рычаги (кредитные, бюджетные, налоговые законы и нормативы), влияя на динамику производства, уровень и структуру платежеспособного спроса.
Межгосударственное регулирование играет важную роль на мировых рынках отдельных видов сельскохозяйственного сырья и продовольствия, способствуя установлению единых закупочных цен, устранению торговых барьеров во взаимной торговле, защите от конкуренции извне, проведению централизованных операций по закупке продукции по гарантированным ценам.
Г) Состояние информационных систем.
Непосредственно влияет на ситуацию на товарных рынках. Специалисты по конъюнктуре говорят, что собственно конъюнктуру формируют не столько факторы, сколько информация о них. Отсутствие регулярной и надёжной информации о положении на каких-либо товарных рынках является дестабилизирующим фактором.
Д) Валютная и кредитно-денежная ситуация.
Оказывает доминирующее воздействие на товарные рынки в связи с изменением курсов основных валют, динамикой стоимости кредита, инфляционными процессами. Колебания валютных курсов воздействуют на изменения цен на товарных рынках. Так, понижение курса национальной валюты ведёт к росту цен на импортируемые товары, что предопределяет снижение спроса на них, а повышение курса вызывает обратное действие.
Также на конъюнктуру рынка влияет характер изменения стоимости кредита. При его росте, когда повышаются учётные ставки, уменьшаются инвестиции в производство товаров и услуг, что, в конечном счёте. Приводит к снижению выпуска предложения продукции. Удешевление же кредита способствует притоку средств в производство и увеличению предложения товаров на рынке.
Ещё один важный показатель кредитно-денежной ситуации – инфляция, которую можно определить как превышение находящейся в обращении денежной массы относительно товарной массы, что проявляется в росте цен. Уровень инфляции – характерный показатель конъюнктуры. Умеренная инфляция (2-3% в год) обычно выгодна производителям, поскольку позволяет получать инфляционную сверхприбыль за счёт отставания роста зарплаты от повышения цен. Обесценивание денег усиливает стремление обратить их в товары, а это значит повышение спроса.
Но когда уровень инфляции возрастает (выше 10% в год), возникают трудности в осуществлении нормальной экономической деятельности. Деньги перестают играть роль платёжного средства, и производитель начинают переходить к прямому товарообмену. Практически отпадает возможность заключения среднесрочных контрактов. Всё это может привести к остановке производства и распаду рынка.
Е) Энергетические и экологические проблемы.
Постоянно действующие конъюнктурообразующие факторы, проявляющиеся в выработке достаточно жестких требований к характеристикам выпускаемых машин и оборудования. Это, прежде всего, касается создания более экономичной, с точки зрения энергопотребления, и более экологически чистой продукции. Для этого вводятся национальные и международные стандарты и нормативы.
Несоответствие отечественных нормативов и стандартов на машиностроительную продукцию, помимо ряда других причин, препятствуют их выходу на мировые рынки. Например, автомобиль «Волга» не допускался на международные рынки из-за более высокого уровня токсичности отработанных газов.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Вопрос 1.
- 1. Теоретические основы информационного обеспечения управления предприятием
- 0Сущность, значение и особенности информационного обеспечения
- 1Технология информационной деятельности
- Автоматизированные системы управления предприятием
- 2.1. Автоматизация торговли
- 2.2. Асу как неотъемлемая часть бизнеса торговых сетей
- Вопрос № 5: «Планирование и организация коммерческой деятельности в предприятиях оптовой торговли»
- Содержание ответа
- 3 Выбор поставщиков и каналов, продвижение товаров на рынок
- 1. Сущность кооперации в оптовой торговле
- 2. Горизонтальные формы кооперации
- 3. Вертикальные формы кооперации
- 3.1. Кооперация предприятий оптовой и розничной торговли
- 3.2. Кооперация между производителями и оптовыми предприятиями
- 1По участию в образовании стоимости все издержки делятся на
- Контрольные вопросы
- Вопрос № 13 – Конъюнктура на рынке потребительских товаров и её влияние на коммерческую деятельность предприятия розничной торговли.
- Цели исследования и задачи анализа конъюнктуры на рынке потребительских товаров.
- Факторы, влияющие на конъюнктуру рынка.
- Постоянно действующие факторы:
- Временные факторы:
- Источники информации о конъюнктуре рынка потребительских товаров.
- Показатели конъюнктуры рынка.
- Методы прогнозирования конъюнктуры рынка.
- Влияние конъюнктуры рынка на предприятия розничной торговли.
- 1 Этап - “Захват нового рынка”
- 2 Этап - “Подчинение местного производства”
- 3 Этап - “Монополизация рынка”
- Розничные торговые сети на Омском рынке
- Список литературы
- Контрольные вопросы
- Список литературы:
- Контрольные вопросы
- Вопрос №18: «Формы и методы розничной продажи потребительских товаров, их содержание и эффективность»
- Вопрос №19. «Торговое обслуживание покупателей и основные элементы, определяющие его уровень. Мониторинг услуг предприятий розничной торговли на товарном рынке»
- Вопрос 20 «Удельные показатели эффективности коммерческой деятельности предприятий розничной торговли»
- Основные группы и виды посреднических организаций
- 2. Виды торгово-посреднических операций
- 3. Услуги посреднических организаций, виды, содержание и формы реализации.
- Вопрос № 23. Моделирование бизнес-процессов и организационных систем в торговой организации и на предприятиях торговли.
- 2. Использование в предпринимательской практике того или иного варианта
- Вопрос 26. «Анализ коммерческой деятельности предприятия на рынке товаров» План
- 1. Значение анализа коммерческой деятельности
- 2. Технология определения затрат и результативности коммерческой деятельности торгового предприятия
- 3. Методика комплексного экономического анализа эффективности деятельности торгового предприятия
- Вопрос 27. «Содержание и методы стратегического планирования коммерческой деятельности»
- Содержание и методы стратегического планирования коммерческой деятельности