logo search
Борисов_ / Борисов_

Масса валовой прибыли

При подсчете валовой (общей, суммарной) прибыли прежде всего определяется сумма продаж (денежный доход от реализации всех товаров, произведенных за определенный период, скажем, за год). Эта сумма подсчитывается путем умножения средней цены за изделие на общее количество проданных благ.

Масса валовой прибыли (ΣПв) — это разница между суммой продаж (ΣЦо) и совокупными издержками производства (или себестоимостью всех товаров — ΣCc):

ΣПВ = Цо — ΣCc.

Рассмотрим пример (цифры условные). Небольшая фабрика занимается изготовлением дверных замков. Цена за штуку — 10 марок. За год продано 4 тыс. штук. Сумма продаж составила 40 тыс. марок. Совокупная же себестоимость всех изделий — 5 тыс. марок. Стало быть, валовая прибыль фабрики — 35 тыс. марок.

На деле фирма получает прибыль не так просто, как это описано в данном примере, а главное, не сразу, не с момента начала продажи готовой продукции. Напротив, предприятие первоначально несет значительные косвенные расходы (на аренду здания, заработную плату служащим, страховку имущества, обслуживание машин и др.). К этому по мере увеличения выпуска продукции добавляются прямые затраты. В итоге все время нарастает величина совокупных издержек — сумма постоянных и переменных расходов.

Затем наступает такой момент, когда сказывается эффект увеличения масштабов производства: при росте выпуска изделий себестоимость каждого из них будет снижаться (из-за экономии постоянных затрат в расчете на единицу продукции). Сначала сумма продаж сравняется с величиной совокупных издержек (ΣСс), т.е. будет достигнута точка самоокупаемости производства. В дальнейшем наращивание выпуска товаров приведет к образованию и увеличению валовой прибыли. Этот процесс иллюстрирует рис. 15.3 (цифры условные).

Из рис. 15.3 видно, что первоначально сумма продаж товаров (ΣЦо) была меньше совокупных издержек (ΣСс), которые в начале производства составили 150 тыс. руб. Однако при выпуске 20 тыс. изделий достигнута точка самоокупаемости (ΣЦо = ΣСс). В последующем происходило увеличение массы валовой прибыли (ΣПв). За счет снижения себестоимости имеется возможность снизить цену товара без значительной потери прибыли.

Следовательно, образование массы валовой прибыли зависит:

а) от производственных факторов — величины совокупных издержек и масштабов производства;

б) рыночного фактора — уровня оптовых (сбытовых) цен.

Получение массы прибыли дает возможность начать ее распределение.