logo
Борисов_ / Борисов_

Шкала спроса

Цена 1 кг яблок, руб.

Покупатели готовы купить, т

2

25

5

15

8

9

10

6

15

4

20

2

Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам за данный период. Анализ этой шкалы позволяет легче выявить зависимость спроса от цены.

Закон спроса по цене выражает следующую количественную зависимость спроса (С) от цены (Ц). Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей. Например, в нашей стране повышение цен на подписные издания в 1991-2000 гг. привело к сокращению объема подписки. Действует и обратная зависимость: чем ниже цена, тем больше спрос.

Такая количественная зависимость представлена в виде графика (см. рис. 9.3). Здесь взят тот же условный пример о продаже яблок на местном рынке. На оси ординат отложены цены на яблоки. На оси абсцисс указано количество яблок, на которое предъявлен спрос. Кривая C1C2 на графике показывает, что при повышении цены платежеспособная потребность людей сокращается и, наоборот, когда цена снижается, спрос на продукты увеличивается.

Степени количественного изменения спроса в ответ на динамику цен характеризует эластичность (или неэластичность) спроса. Под эластичностью спроса подразумевается степень изменения спроса («чувствительность» его объема) в зависимости от цены. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спросас):

Эластичным спрос бывает тогда, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. Величина эластичности спроса по цене всегда отрицательное число, ибо числитель и знаменатель дроби всегда имеют разные знаки. В США опытным путем были получены такие оценки эластичности по цене (за долгосрочный период, со знаком «минус»): канцелярские принадлежности – 0,6, бензин – 1,5, жилье – 1,9, кино – 3,9.

Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателя не чувствительна к изменению цен. Скажем, как бы ни возрастали или ни понижались цены на соль, спрос на нее неизменен. Знание коэффициента эластичности спроса имеет большое значение для прогнозирования объема спроса населения при изменении уровня рыночных цен.