Маркетинг: его экономическая роль
Маркетинг (от англ. market — рынок, маркетинг — рынковедение) — это такая система управления фирмой, которая лучше приспосабливает производство к требованиям рынка для более выгодной продажи товаров. Эта система возникла в 1920-е годы в США и в 50—60-е годы XX в. широко распространилась в западных странах, когда усугубились трудности со сбытом продукции.
Рассмотрим, как практически организуется маркетинг. Здесь мы остановимся на четырех условиях эффективной торговли.
Первое условие: выбирать для производства продукт, нужный покупателю, обладающий высоким качеством и конкурентоспособностью. Предполагается создать «рынок покупателя», т.е. выпускать товары, которые будет согласен приобрести возможный потребитель. Фирма «Бергер кинг» (закусочные) провозгласила главный маркетинговый принцип: «Производите то, что можете продать, вместо того, чтобы пытаться продать то, что можете произвести». Другие специалисты популярно поясняют смысл маркетинга: червяк должен быть по вкусу рыбе, а не удильщику. Чтобы выполнить эти установки, фирма должна провести ряд мероприятий.
A. Изучить рыночный спрос, потребности покупателей.
Б. Повысить качество товара: улучшить дизайн (художественное конструирование), в том числе цвет, размеры и другие признаки, учесть психологию потребителей, а также эмоциональные и рациональные мотивы покупок.
B. Выбрать сегмент (участок) рынка, где слабо удовлетворяется покупательский спрос и где меньше конкуренции. Выбрать определенный вид продукции, который целесообразно производить.
Например, фирма «Америкэн тайм корпорейшн» при изучении рынка ручных часов в США выявила три сегмента по типу требований покупателей. Первый сегмент (23% рынка) составили люди, желающие приобрести дешевые часы и не придающие значения их качеству и внешнему оформлению. Потребители второго сегмента (46%) предпочитают часы высокого качества, более элегантные и дорогие. Третий сегмент (31%) составляют люди, которые покупают часы в качестве подарка и особенно интересуются их внешним оформлением. Однако оказалось, что часовая промышленность в основном выпускала продукцию для третьего сегмента. Фирма «Америкэн тайм корпорейшн» резко увеличила производство улучшенных изделий для первых двух сегментов и использовала новые каналы сбыта (часы стали продаваться в универмагах, аптеках и других звеньях рыночной торговли). В итоге фирма вышла на первое место в мире по производству наручных часов.
Второе условие маркетинга: цена товара должна покрывать производственные затраты и приносить прибыль предприятию, а также быть приемлемой для потребителя. На практике применяется гибкое ценообразование. Внимание людей привлекают призывы «купить два предмета по цене одного», «если купить пять предметов (кусков мыла и др.), то шестой достанется бесплатно». В случаях, если человек неудовлетворен приобретенным товаром длительного пользования, то ему гарантируется возврат денег.
Третье условие эффективного маркетинга: применять все способы продвижения товара к покупателю; так воздействовать на людей, чтобы они приобрели его.
В этих целях применяются:
предпродажное обслуживание (предоставление кредита на покупку) и послеторговое обслуживание (гарантийный ремонт и др.);
стимулирование сбыта товаров и премирование постоянных клиентов предприятий сферы услуг (гостиниц, авиалиний, банков и т.п.);
предоставление максимума удобств для потребителей («шведский стол» в ресторанах, гостиницах);
профессионально поставленная реклама.
Четвертое условие эффективного маркетинга: определить позицию на рынке (установить, где и когда выгоднее всего продать товар). Несоблюдение этого требования приводит к серьезным ошибкам. Так, в штате Род-Айленд (США) обанкротились два маленьких ресторана. В них был подготовлен широкий выбор блюд итальянской кухни с довольно высокими ценами. Но среди местных жителей было много людей шведского происхождения со средним уровнем дохода.
Как свидетельствует многолетний опыт, применение маркетинга позволяет производителям и продавцам решительно улучшить торговый сервис (обслуживание). Однако нельзя не видеть оборотной стороны маркетинга:
повышение цен из-за дорогой, хотя и красивой упаковки;
рост расходов на кредит покупателям, их послеторговое обслуживание и др.;
широкое распространение назойливой и зачастую недостоверной рекламы;
применение ядовитых красителей, вредных пищевых добавок, придающих товарам более привлекательный вид;
рекламирование вредных для здоровья товаров — сигарет, спиртных напитков и т.п.
Против таких действий фирм применяются соответствующие противодействия. Во многих странах законодательство предусматривает защиту прав потребителей; усиливается контроль за качеством продукции; упорядочивается рекламная деятельность, с тем чтобы она не наносила ущерб людям. В этом же направлении активно действуют общества, защищающие права потребителей.
Итак, благодаря маркетингу фирмы-производители совершенствуют производство и улучшают рыночные связи с потребителями их продукции. В конечном счете все это ведет к увеличению массы и нормы прибыли.
- Раздел I - пропедевтика
- Глава 1. Хозяйственная деятельность: ее назначение и роль в обществе
- 1. Потребности общества и экономическая деятельность. Главная функция экономики
- Производство важнейших видов промышленной продукции на душу населения в 1997 г.
- Экономический кругооборот
- Роль потребностей
- Современные тенденции
- 2. Производство и его современная структура. Факторы и возможности производства
- Шкала производственных возможностей
- Ступени прогресса производства
- Структура производства в конце XX – начале XXI в.
- Системные связи
- Литература
- Глава 2. Предмет и методы экономической теории
- 1. Из истории экономических учений. Лабиринт экономической мысли
- Классическая политическая экономия
- Новоклассическое направление
- 2. Что изучает экономическая теория. Предмет экономической теории
- Политическая экономия и экономикс
- Типы экономических отношений
- Функции экономической теории
- 3. Методы экономических исследований. Ступени познания экономики
- Научные методы
- Литература
- Раздел II система экономическихотношений
- Часть 1. Собственность и социально-экономические отношения
- Глава 3. Сущность и формы собственности
- 1. Собственность в экономическом и юридическом смысле
- Собственность как экономическая система
- Правовые отношения собственности
- Криминальная экономика
- 2. Классификация собственности. Основы классификации
- Класс частного присвоения
- Класс общей долевой собственности
- Класс общего совместного присвоения
- Глава 4. Эволюция собственности при капитализме Смена типов присвоения
- Государственный сектор хозяйства
- Кругооборот доходов в национальной экономике
- Структура собственности и общественный строй на Западе в конце XX в.
- Формы хозяйства в сша (1993 г.)
- Валовой доход предприятий сша (1993 г.)
- Глава 5. Россия: преобразование отношений собственности
- 1. Полное огосударствление собственности при социализме
- 2. Преобразование государственной собственности
- Литература
- Часть 2. Организационно-экономические отношения
- Глава 6. Кооперация и разделение труда
- 1. Кооперация труда: ее экономическая роль и эффективность
- 2. Разделение труда и его значение
- Литература
- Глава 7. Типы организации хозяйства
- 1. Натуральное и товарное производство
- Натуральное хозяйство
- Удельный вес продуктов питания, полученных населением России из личного подсобного хозяйства, в общем объеме потребления, %
- Товарное хозяйство
- 2. Социально-экономические формы продуктов. Натуральный продукт
- Товар и его свойства
- Классификация экономических благ
- 3. Теории стоимости (ценности)
- Трудовая теория стоимости
- Нетрудовая теория стоимости
- Теории стоимости (ценности) и практика
- Стоимость некоторых товаров (в часах рабочего времени на единицу товара)
- Литература
- Глава 8. Деньги и современные денежные средства
- 1. Деньги: сущность и функции. Необходимость и роль денег
- Функции денег в условиях золотого стандарта
- 2. Современные денежные средства Сущность и функции современных денежных средств
- Денежные агрегаты
- Количество денег в России (на 01.01.1994)
- Международное денежное обращение
- 3. Инфляция. Сущность и виды инфляции
- Средние цены на отдельные виды продовольственных товаров в России, руб. За кг, на конец года
- Измерение темпов инфляции
- Индексы цен по секторам экономики России (декабрь к декабрю предыдущего года; в разах)
- Литература
- Глава 9. Рынок и механизм его функционирования
- 1. Рынок: функции и структура. Сущность и функции рынка
- Система рынков
- 2. Формы и типы рыночных связей. Формы торговли
- Типы рынков
- Рынок как социальный институт
- 3. Закономерные взаимосвязи: предложение – цена – спрос. Формула рыночной связи
- Закон предложения по цене
- Шкала предложения
- Закон спроса по цене
- Шкала спроса
- Закон цены по предложению
- Закон цены по спросу
- Равновесие спроса и предложения
- Литература
- Глава 10. Конкуренция и монополия
- 1. Конкуренция: ее виды и экономическая роль Сущность и виды конкуренции
- Конкуренция и монополия
- Правила конкурентного поведения
- 2. Монополия: место и роль на рынке Сущность и виды рыночной монополии
- Законы монополистического ценообразования
- 3. Новое в развитии конкуренции и монополии на рубеже XX—XXI столетий Тенденции современного рынка
- Формы синтеза конкуренции и монополии
- Формы сочетания конкуренции и монополии
- 4. Россия: путь к развитому рынку Абсолютная монополия
- Проблема перехода к развитому рынку
- Основные признаки абсолютной монополии развитого рынка
- Литература
- Глава 11. Управление: сущность и место в экономической системе
- Часть 2, посвященную организационно-экономическим отношениям, мы завершаем кратким разбором такого важного вида организации хозяйства, каким является управление экономикой.
- Литература
- Раздел III микроэкономика
- Часть 1. Производство и обращение новой стоимости
- Глава 12. Капитал и образование новой стоимости
- 1. Фирма: организация и управление Кто такой предприниматель
- Функции предпринимателя
- Предпринимательство в информационном деле
- Кто и как управляет фирмой
- 2. Производство новой стоимости: его условия и результаты
- Формула бизнеса: варианты ее осуществления
- Процесс производства новой стоимости
- Способы увеличения новой стоимости
- 3. Теории новой стоимости
- Теория прибавочной стоимости
- Теория предельной производительности
- Литература
- Глава 13. Воспроизводство капитала фирмы
- 1. Простое воспроизводство Кругооборот капитала
- Оборот капитала
- Основной и оборотный капитал
- Основной и оборотный капитал
- 2. Накопление капитала: сущность и виды
- Накопление: источники и структура
- Первоначальное накопление капитала
- 3. Роль научно-технического прогресса в повышении эффективности накопления Особенности современного накопления
- Научно-техническая революция
- Некоторые показатели научно-технического потенциала ведущих стран мира
- Интерактивный бизнес
- Число персональных компьютеров на 1000 населения в 1997г., штук
- Эффективность производства
- Виды эффективности производственных затрат
- Производственная функция
- Литература
- Часть 2. Система доходов
- Структура национального дохода сша (1996 г.)
- Структура денежных доходов населения России, %
- Глава 14. Заработная плата
- 1. Рынок труда: его современная структура и цена товара Рынок труда
- Цена труда: факторы, влияющие на ее величину
- Национальные различия в уровне оплаты труда (в обрабатывающей промышленности, 1995 г.)
- Изменение оплаты труда в России
- Среднемесячная начисленная заработная плата работников предприятий и организаций в ценах 1991 г. И долларах сша
- 2. Роль форм заработной платы в стимулировании труда Формы заработной платы
- Дифференциация вознаграждения за труд
- 3. Заработная плата в номинальном и реальном измерениях
- Количество некоторых продуктов, которые можно приобрести на среднюю заработную плату в России и сша, кг
- Изменение средней начисленной заработной платы работников предприятий и организаций и индексов потребительских цен (относительно декабря 1991 г.)
- Литература
- Глава 15. Прибыль
- 1. Образование и распределение прибыли Прибыль в производственной фирме: факторы ее образования
- Масса валовой прибыли
- Распределение прибыли
- 2. Норма прибыли и ее экономическая роль Норма прибыли
- Рентабельность продукции и активов предприятий и организаций, %
- Факторы увеличения нормы прибыли
- Средние экспортные цены на некоторые основные товары в торговле со странами вне снг, долл. Сша за т
- 3. Выгодность торгового бизнеса
- Особенности торгового капитала
- Норма прибыли торгового капитала
- Продажа продуктов питания
- Маркетинг: его экономическая роль
- Литература
- Глава 16. Доходы от собственности
- 1. Кредит и его современные формы Кредит: сущность и виды
- Банки: их виды и функции
- 2. Прибыльность банковского бизнеса Процент и норма прибыли банка
- Процентные ставки по кредитам и депозитам, среднегодовые, 1998 г.
- Норма банковской прибыли в России
- 3. Акционерное общество и рынок ценных бумаг Акционерное общество
- Рынок ценных бумаг
- Цена продавцов и покупателей за акцию
- Виртуальная экономика
- Особенности рынка ценных бумаг в России
- 4. Рента и цена земли
- Земельные и рентные отношения
- Виды земельной ренты
- Цена земли
- Литература
- Раздел IV мезоэкономика
- Глава 17. Сущность и особенности мезоэкономики Мезоэкономика
- Глава 18. Формы мезоэкономических объединений
- 1. Мезосистемы
- 2. Мезоэкономическая интеграция
- Литература
- Экономическая политика государства
- 2. Новые показатели макроэкономики и национальные счета Новый тип показателей
- Оценка валового внутреннего продукта России по результатам программы международных сопоставлений
- Национальные счета
- Структура использования валового внутреннего продукта по паритету покупательной способности национальных валют к доллару сша в 1996 г., % к итогу
- Литература
- Глава 20. Экономический рост национального хозяйства
- 1. Воспроизводство народонаселения: современные тенденции Показатели движения населения
- Факторы воспроизводства населения
- Варианты воспроизводства народонаселения
- Общие коэффициенты естественного движения населения
- 2. Современная теория макроэкономического роста Цель, темпы и факторы роста
- 3. Типы экономического роста Экстенсивный рост
- Интенсивный тип роста производства
- Смешанный тип воспроизводства
- 4. Противоречия макроэкономического роста Соотношения между подразделениями воспроизводства
- Изменения макроструктуры в эпоху нтр
- Впк: неустойчивость экономики
- Россия: структурная перестройка
- Литература
- Глава 21. Макроэкономика: неустойчивость и равновесие
- 1. Экономический цикл: от падения к подъему производства Классификация кризисов
- Экономический цикл
- Россия: кризис 1990-х годов
- 2. Безработица и занятость Кто является безработным
- Причины и виды безработицы
- Политика занятости
- 3. Инфляция и устойчивость денежного обращения Цена инфляции
- Макроэкономические факторы инфляции
- Инфляция и безработица
- Макроэкономические регуляторы инфляции
- Литература
- Глава 22. Регуляторы национального хозяйства
- 1. Рыночный механизм регулирования Существо макроэкономического регулирования
- Рыночный механизм саморегулирования
- Крах модели рыночного саморегулирования
- 2. Модель государственного регулирования рыночной экономики Кейнсианская концепция
- 3. Роль рынка и государства в распределении национального дохода
- Распределение доходов в свободной рыночной экономике
- Распределение доходов в социально ориентированной экономике
- Индекс человеческого развития в ряде стран в 1998 г.
- 4. Смешанная система управления национальным хозяйством Противоборство взглядов
- Смешанное регулирование и его варианты
- 5. Преобразование системы управления в Российской Федерации Командно-административная система
- Путь к новой системе регулирования
- Литература
- Глава 23. Государственный бюджет и фискальная политика
- 1. Финансовое регулирование Финансы и их роль
- Фискальная политика
- 2. Государственный бюджет Сущность и роль бюджета
- Бюджетный дефицит и профицит
- Изменения дефицита государственного бюджета в ряде крупных промышленно развитых стран
- Российский бюджет
- Литература
- Раздел VI
- Новый этап интернационализации производства
- 2. Интернациональные экономические отношения
- Миграция капитала и рабочей силы
- Международная миграция, человек
- Экономическая интеграция
- 3. Современные международные торговые и валютные отношения Новые тенденции в международной торговле
- Структура мирового экспорта, %
- Валютный курс
- 4. Глобализация мирового хозяйства: тенденции и противоречия Сущность и тенденции глобализации
- Новое в экономическом росте в 1990-х годах
- Глобальная демографическая проблема
- Данные о народонаселении ряда стран
- Проблема бедности развивающихся стран
- Валовой внутренний продукт некоторых стран в 1996 г
- Уровень бедности в отдельных странах
- Планетарная экологическая проблема
- Литература