logo
Борисов_ / Борисов_

1. Рынок: функции и структура. Сущность и функции рынка

Знакомство с рыночными отношениями начнем с простейшего определения рынка, а затем переидем к более сложным понятиям.

Рынокэто совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг. В такие сделки повседневно вступает каждый, когда, например, покупает продукты в магазине или уплачивает за проезд на общественном транспорте, приобретает билет в кино или на стадион. Если иметь в виду территориальные границы данного явления, то различают: а) местный (в пределах села, города, региона); б) национальный (внутренний); в) мировой рынки.

Роль и функции рынка можно правильно понять, если рассмотреть его в рамках более широкой системы – товарно-рыночного хозяйства. Оно состоит из двух подсистем: товарного производства и рынка, которые воссоединяются с помощью прямых и обратных связей.

Исходное звено общей системы – производство товаров – оказывает прямое воздействие на рынок по нескольким направлениям:

а) в производственной сфере постоянно создаются полезные продукты, которые затем поступают в рыночный обмен;

б) в самом производстве создается новая стоимость – ожидаемые доходы участников рыночных сделок;

в) в силу общественного разделения труда, на котором основывается товарное производство, создается необходимость самого рыночного обмена продуктами.

В свою очередь рынок оказывает обратное влияние на процесс создания товаров. Обратные экономические связи и составляют особые функции рынка.

Первая функция состоит в том, что рынок соединяет сферы производства и потребления. Без рынка товарное производство не может служить потреблению, а область потребления окажется без благ, удовлетворяющих запросы людей.

Другая функция рынка – выполнение роли главного контролера конечных результатов производства. Именно в рыночном обмене непосредственно выявляется, в какой мере качество и количество созданных продуктов соответствуют нуждам покупателей. Кроме того, рынок проводит, так сказать, экзамен по экономике: для продавцов – доходно или убыточно продавать данные товары, для покупателей – разорительно или выгодно их приобретать?

Наконец, важная функция рынка проявляется в том, что рыночный обмен служит способом осуществления экономических интересов продавцов и покупателей. Взаимосвязь этих интересов строится на принципе, который сформулировал А. Смит: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно...» (Антология экономической классики / У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. М., 1993. С. 91.) Это предполагает: а) обмен нужными друг другу полезностями; б) эквивалентность (равноценность) рыночной сделки.

Описанные здесь функции рынка свойственны ему, скорее всего, в начальный период его существования – в доиндустриальную эпоху. Тогда рынок был в неразвитом – слитном, нерасчлененном состоянии. Это вполне соответствовало слабому развитию товарного производства, поставлявшему для продажи сравнительно небольшое количество продуктов.