logo
Борисов_ / Борисов_

Кто и как управляет фирмой

Прежде всего разберемся в том, что представляет собой внутрифирменное управление. Управление производством внутри фирмы (предприятия) представляет собой упорядочивающее, целенаправленное воздействие на процесс кооперированного труда. Управление призвано обеспечить эффективный выпуск товаров и оказание услуг.

В этих целях на современных предприятиях управление регулирует (т.е. подчиняет установленному порядку) решающие стороны хозяйственной жизни:

 материально-техническое снабжение и сбыт готовой продукции;

 научные исследования, разработку и внедрение новинок в производство;

 маркетинговую деятельность: изучение рынков, определение каналов сбыта продукции и услуг, ценообразование и рекламу выпускаемой продукции, оказываемых услуг;

 работу с персоналом предприятия: подбор, расстановку, обучение работников и др.;

 сбор, обработку и анализ данных о работе фирмы в целях улучшения ее деятельности.

В XX столетии, когда основной стала акционерная форма предприятий, мозговым центром, воздействующим на деятельность гигантского акционерного общества, стала не отдельная личность, а большая группа специалистов по управлению (ученые, инженеры, экономисты, юристы и т.п.) Ведущую роль стали играть менеджеры (от англ. manage — управлять) — научно подготовленные специалисты, которых фирма нанимает для управленческой работы. Все большее усложнение современного производства потребовало развить особую отрасль знаний и умений — менеджмент.

Менеджмент — система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли. Возникла такая междисциплинарная область знаний, которая включает сведения из экономики, организации и управления производством на предприятии, права, психологии и др. Образовался сплав науки, опыта руководящей деятельности, управленческого искусства.

Какими навыками и способностями должен обладать современный менеджер? Созданный исследователями своеобразный словесный портрет включает следующие качества: 1) способность управлять собой; 2) разумные личные ценности; 3) четкие личные цели; 4) упор на постоянный личный рост; 5) навык решать проблемы;

6) изобретательность и способность к инновациям (нововведениям);

7) высокая способность влиять на окружающих; 8) знание современных управленческих подходов; 9) способность руководить; 10) умение обучать и развивать подчиненных; 11) способность формировать и развивать рабочие группы.

Итак, менеджер представляет собой тип профессионального работника, способного управлять фирмой на строго научной основе. Он придает деятельности предприятия упорядоченность, согласованность и урегулированность, которые соответствуют природе современного индустриального и постиндустриального производства.

Одним из проявлений научного характера деятельности менеджера служит то, что он придает развитию фирмы плановый характер. На практике это регулярно происходит при организации производства новой продукции и при создании предприятия, когда составляется бизнес-план.

При разработке бизнес-плана выполняются следующие задачи:

а) оценивается будущее положение на рынке — возможность успешно сбывать новую продукцию;

б) подсчитывается величина затрат на производство новых изделий или на строительство нового завода;

в) предусматриваются источники денежных средств (собственные и заемные — у банка);

г) прогнозируется доходность предстоящего бизнеса;

д) учитываются возможные риски и пути их уменьшения.

Бизнес-план обязательно представляется в банк, если фирма надеется получить у него денежный заем. При этом важно убедить банк в привлекательности и конкурентоспособности намеченного дела. В свою очередь с помощью специалистов банковское учреждение тщательно изучает бизнес-план, а в случае его одобрения строго контролирует его выполнение.

На крупных фирмах, обладающих сложной и дорогостоящей техникой, не отдают хозяйственную деятельность во власть рыночной стихии, а напротив, ведут регулярную плановую работу. Это позволяет находить верные пути и средства для реализации целей предпринимательства. Такие цели связаны с производством новой стоимости.