Правила конкурентного поведения
Рыночное соперничество существенно различается по своим результатам в зависимости от количества его участников. Так, индивидуальная конкуренция способна изменять цены только отдельных продавцов. Ведущаяся же в национальном масштабе конкуренция приводит в движение общую рыночную цену.
Рассмотрим механизмы воздействия конкуренции на цену.
А. Индивидуальная конкуренция. Как известно, особенностью свободной конкуренции является то, что продавцы и покупатели являются мелкими собственниками. Никто из них, естественно, не может в одиночку захватить рыночное пространство и установить для всех свою цену. Это решающее обстоятельство предопределяет правила конкурентной «игры», ведущие соперников к победе или поражению.
Первое правило. Товаровладельцы должны учитывать уровень равновесной цены (отражающей равенство спроса и предложения) как норматив (от лат. normatio — упорядочение) рационального, разумно обоснованного хозяйствования. Если, допустим, продавец установил очень высокую цену на свою продукцию, превышающую равновесный уровень, то он неизбежно столкнется с затовариванием продуктов, не нашедших сбыта. Тогда через какое-то время придется снижать цену или даже распродавать товары по ценам, приемлемым для покупателей. А это сопряжено с непредвиденными убытками.
Второе правило. Чтобы «обхитрить» равновесную цену, товаропроизводитель старается затрачивать на единицу продукции меньше ресурсов и создавать товары по более низкой индивидуальной цене. Однако он продает эти изделия по общей для всех равновесной цене. В итоге образуется дополнительный доход в виде разницы между равновесной и индивидуальной ценами.
Смелые и дальновидные предприниматели, рискуя своим имуществом, делают открытия большого хозяйственного значения; изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы экономного использования ресурсов. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно-техническому и экономическому прогрессу. Лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек (Великобритания) сделал важное обобщение: общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей. Вот вывод, замечательно подтвержденный всей историей цивилизации. Конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи1.
Третье правило. При обострении борьбы соперники прибегают к методу ценовой конкуренции. Если позволяют средства, то иногда применяется демпинг — продажа продуктов по чрезвычайно низким (как их называют, «бросовым») ценам. О подобном соперничестве рассказал А. Куприн в романе «Яма». Возникли два новых пароходства, и они вместе со старыми неистово конкурировали друг с другом. В конкуренции они дошли до того, что понизили цены за рейсы с семидесяти копеек для пассажиров третьего класса до пяти, трех и даже одной копейки. Наконец, изнемогая в непосильной борьбе, одно из пароходных обществ предложило всем пассажирам третьего класса даровой проезд. Тогда его конкурент тотчас же к даровому проезду присовокупил еще полбулки белого хлеба.
Добившись разорения соперника, победитель, как правило, восстанавливает прежнюю цену и скупает имущество неудачника.
Национальная конкуренция. Широко распространено представление о том, что в рыночном соперничестве принимают участие только отдельные продавцы товаров. Но на самом деле на рыночной арене часто разыгрывается «война всех против всех». Такая национальная конкуренция имеет следующие особенности.
Прежде всего, в ней участвует так называемая «критическая масса» участников рынка. Речь идет о таком числе собственников товаров и денег, которое может — через массовый спрос и массовое предложение — воздействовать на уровень рыночной цены. В странах с большой численностью населения критическая масса достигает 10—15 млн. мелких товаровладельцев.
Национальная конкуренция отличается еще и тем, что всеобщее конкурентное сражение ведется, образно говоря, на трех фронтах. Один фронт мы обнаруживаем среди продавцов. Все они стремятся к выгоде от продажи товаров и одновременно не упускают возможности «отбить» покупателей у своих соперников.
Другой фронт развертывается среди покупателей, которые заинтересованы выгодно приобрести продукты и вместе с тем готовы «потеснить» других претендентов на нужный им товар.
Наконец, главный фронт «сражения» проходит между армией продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены. Первая из них стремится продать свои изделия подороже, а вторая — купить вещи по меньшей цене. Теперь стоит задуматься над вопросом: какая армия выиграет сражение?..
Многовековой опыт рыночного противоборства учит следующему. Одерживает верх та армия, которая больше сплочена и способна навязать противнику свою цену. Преследуя общие интересы, победители в течение определенного времени не конкурируют друг с другом, но затем вступают во взаимную борьбу за свои частные интересы.
Какие законы рынка приводят в движение изменяющиеся цены?
Известно, что если массовый спрос на какой-то товар возрастает, то рыночная цена повышается (см. рис. 9.5). Однако удорожание продукта противоречит интересам покупателей. Каждый из них начинает уменьшать свой спрос, чтобы понизить цену. Обострившаяся конкуренция среди покупателей ведет к распаду их единства. Достигнутая ранее высокая рыночная цена по спросу начинает снижаться и опускается до уровня равновесной цены.
Когда расширяется массовое предложение товаров, то, естественно, рыночная цена понижается (см. рис. 9.4). Но удешевление продукта наносит ущерб интересам продавцов. Поэтому один за другим они начинают свертывать сбыт своей продукции, чтобы повысить цену. Усиливающаяся конкуренция среди продавцов приводит к распаду их сплоченной армии. Установившаяся ранее низкая рыночная цена по предложению постепенно повышается до уровня равновесной цены.
Итак, национальная конкуренция является рыночным регулятором, который закономерно воздействует на три явления: во-первых, она влияет на цены, предлагаемые продавцами и покупателями; во-вторых, устраняет нестабильное и неравное соотношение спроса и предложения в масштабе национального рынка; в-третьих, приводит общую рыночную цену к точке равновесия.
Думается, некоторые участники ожесточенных экономических битв мечтают о рынке без конкуренции. Однако возникают сомнения: возможен ли такой рынок и как его можно создать? Кому это будет выгодно и кому не выгодно? Что же, эти сомнения мы попытаемся разрешить ниже.
- Раздел I - пропедевтика
- Глава 1. Хозяйственная деятельность: ее назначение и роль в обществе
- 1. Потребности общества и экономическая деятельность. Главная функция экономики
- Производство важнейших видов промышленной продукции на душу населения в 1997 г.
- Экономический кругооборот
- Роль потребностей
- Современные тенденции
- 2. Производство и его современная структура. Факторы и возможности производства
- Шкала производственных возможностей
- Ступени прогресса производства
- Структура производства в конце XX – начале XXI в.
- Системные связи
- Литература
- Глава 2. Предмет и методы экономической теории
- 1. Из истории экономических учений. Лабиринт экономической мысли
- Классическая политическая экономия
- Новоклассическое направление
- 2. Что изучает экономическая теория. Предмет экономической теории
- Политическая экономия и экономикс
- Типы экономических отношений
- Функции экономической теории
- 3. Методы экономических исследований. Ступени познания экономики
- Научные методы
- Литература
- Раздел II система экономическихотношений
- Часть 1. Собственность и социально-экономические отношения
- Глава 3. Сущность и формы собственности
- 1. Собственность в экономическом и юридическом смысле
- Собственность как экономическая система
- Правовые отношения собственности
- Криминальная экономика
- 2. Классификация собственности. Основы классификации
- Класс частного присвоения
- Класс общей долевой собственности
- Класс общего совместного присвоения
- Глава 4. Эволюция собственности при капитализме Смена типов присвоения
- Государственный сектор хозяйства
- Кругооборот доходов в национальной экономике
- Структура собственности и общественный строй на Западе в конце XX в.
- Формы хозяйства в сша (1993 г.)
- Валовой доход предприятий сша (1993 г.)
- Глава 5. Россия: преобразование отношений собственности
- 1. Полное огосударствление собственности при социализме
- 2. Преобразование государственной собственности
- Литература
- Часть 2. Организационно-экономические отношения
- Глава 6. Кооперация и разделение труда
- 1. Кооперация труда: ее экономическая роль и эффективность
- 2. Разделение труда и его значение
- Литература
- Глава 7. Типы организации хозяйства
- 1. Натуральное и товарное производство
- Натуральное хозяйство
- Удельный вес продуктов питания, полученных населением России из личного подсобного хозяйства, в общем объеме потребления, %
- Товарное хозяйство
- 2. Социально-экономические формы продуктов. Натуральный продукт
- Товар и его свойства
- Классификация экономических благ
- 3. Теории стоимости (ценности)
- Трудовая теория стоимости
- Нетрудовая теория стоимости
- Теории стоимости (ценности) и практика
- Стоимость некоторых товаров (в часах рабочего времени на единицу товара)
- Литература
- Глава 8. Деньги и современные денежные средства
- 1. Деньги: сущность и функции. Необходимость и роль денег
- Функции денег в условиях золотого стандарта
- 2. Современные денежные средства Сущность и функции современных денежных средств
- Денежные агрегаты
- Количество денег в России (на 01.01.1994)
- Международное денежное обращение
- 3. Инфляция. Сущность и виды инфляции
- Средние цены на отдельные виды продовольственных товаров в России, руб. За кг, на конец года
- Измерение темпов инфляции
- Индексы цен по секторам экономики России (декабрь к декабрю предыдущего года; в разах)
- Литература
- Глава 9. Рынок и механизм его функционирования
- 1. Рынок: функции и структура. Сущность и функции рынка
- Система рынков
- 2. Формы и типы рыночных связей. Формы торговли
- Типы рынков
- Рынок как социальный институт
- 3. Закономерные взаимосвязи: предложение – цена – спрос. Формула рыночной связи
- Закон предложения по цене
- Шкала предложения
- Закон спроса по цене
- Шкала спроса
- Закон цены по предложению
- Закон цены по спросу
- Равновесие спроса и предложения
- Литература
- Глава 10. Конкуренция и монополия
- 1. Конкуренция: ее виды и экономическая роль Сущность и виды конкуренции
- Конкуренция и монополия
- Правила конкурентного поведения
- 2. Монополия: место и роль на рынке Сущность и виды рыночной монополии
- Законы монополистического ценообразования
- 3. Новое в развитии конкуренции и монополии на рубеже XX—XXI столетий Тенденции современного рынка
- Формы синтеза конкуренции и монополии
- Формы сочетания конкуренции и монополии
- 4. Россия: путь к развитому рынку Абсолютная монополия
- Проблема перехода к развитому рынку
- Основные признаки абсолютной монополии развитого рынка
- Литература
- Глава 11. Управление: сущность и место в экономической системе
- Часть 2, посвященную организационно-экономическим отношениям, мы завершаем кратким разбором такого важного вида организации хозяйства, каким является управление экономикой.
- Литература
- Раздел III микроэкономика
- Часть 1. Производство и обращение новой стоимости
- Глава 12. Капитал и образование новой стоимости
- 1. Фирма: организация и управление Кто такой предприниматель
- Функции предпринимателя
- Предпринимательство в информационном деле
- Кто и как управляет фирмой
- 2. Производство новой стоимости: его условия и результаты
- Формула бизнеса: варианты ее осуществления
- Процесс производства новой стоимости
- Способы увеличения новой стоимости
- 3. Теории новой стоимости
- Теория прибавочной стоимости
- Теория предельной производительности
- Литература
- Глава 13. Воспроизводство капитала фирмы
- 1. Простое воспроизводство Кругооборот капитала
- Оборот капитала
- Основной и оборотный капитал
- Основной и оборотный капитал
- 2. Накопление капитала: сущность и виды
- Накопление: источники и структура
- Первоначальное накопление капитала
- 3. Роль научно-технического прогресса в повышении эффективности накопления Особенности современного накопления
- Научно-техническая революция
- Некоторые показатели научно-технического потенциала ведущих стран мира
- Интерактивный бизнес
- Число персональных компьютеров на 1000 населения в 1997г., штук
- Эффективность производства
- Виды эффективности производственных затрат
- Производственная функция
- Литература
- Часть 2. Система доходов
- Структура национального дохода сша (1996 г.)
- Структура денежных доходов населения России, %
- Глава 14. Заработная плата
- 1. Рынок труда: его современная структура и цена товара Рынок труда
- Цена труда: факторы, влияющие на ее величину
- Национальные различия в уровне оплаты труда (в обрабатывающей промышленности, 1995 г.)
- Изменение оплаты труда в России
- Среднемесячная начисленная заработная плата работников предприятий и организаций в ценах 1991 г. И долларах сша
- 2. Роль форм заработной платы в стимулировании труда Формы заработной платы
- Дифференциация вознаграждения за труд
- 3. Заработная плата в номинальном и реальном измерениях
- Количество некоторых продуктов, которые можно приобрести на среднюю заработную плату в России и сша, кг
- Изменение средней начисленной заработной платы работников предприятий и организаций и индексов потребительских цен (относительно декабря 1991 г.)
- Литература
- Глава 15. Прибыль
- 1. Образование и распределение прибыли Прибыль в производственной фирме: факторы ее образования
- Масса валовой прибыли
- Распределение прибыли
- 2. Норма прибыли и ее экономическая роль Норма прибыли
- Рентабельность продукции и активов предприятий и организаций, %
- Факторы увеличения нормы прибыли
- Средние экспортные цены на некоторые основные товары в торговле со странами вне снг, долл. Сша за т
- 3. Выгодность торгового бизнеса
- Особенности торгового капитала
- Норма прибыли торгового капитала
- Продажа продуктов питания
- Маркетинг: его экономическая роль
- Литература
- Глава 16. Доходы от собственности
- 1. Кредит и его современные формы Кредит: сущность и виды
- Банки: их виды и функции
- 2. Прибыльность банковского бизнеса Процент и норма прибыли банка
- Процентные ставки по кредитам и депозитам, среднегодовые, 1998 г.
- Норма банковской прибыли в России
- 3. Акционерное общество и рынок ценных бумаг Акционерное общество
- Рынок ценных бумаг
- Цена продавцов и покупателей за акцию
- Виртуальная экономика
- Особенности рынка ценных бумаг в России
- 4. Рента и цена земли
- Земельные и рентные отношения
- Виды земельной ренты
- Цена земли
- Литература
- Раздел IV мезоэкономика
- Глава 17. Сущность и особенности мезоэкономики Мезоэкономика
- Глава 18. Формы мезоэкономических объединений
- 1. Мезосистемы
- 2. Мезоэкономическая интеграция
- Литература
- Экономическая политика государства
- 2. Новые показатели макроэкономики и национальные счета Новый тип показателей
- Оценка валового внутреннего продукта России по результатам программы международных сопоставлений
- Национальные счета
- Структура использования валового внутреннего продукта по паритету покупательной способности национальных валют к доллару сша в 1996 г., % к итогу
- Литература
- Глава 20. Экономический рост национального хозяйства
- 1. Воспроизводство народонаселения: современные тенденции Показатели движения населения
- Факторы воспроизводства населения
- Варианты воспроизводства народонаселения
- Общие коэффициенты естественного движения населения
- 2. Современная теория макроэкономического роста Цель, темпы и факторы роста
- 3. Типы экономического роста Экстенсивный рост
- Интенсивный тип роста производства
- Смешанный тип воспроизводства
- 4. Противоречия макроэкономического роста Соотношения между подразделениями воспроизводства
- Изменения макроструктуры в эпоху нтр
- Впк: неустойчивость экономики
- Россия: структурная перестройка
- Литература
- Глава 21. Макроэкономика: неустойчивость и равновесие
- 1. Экономический цикл: от падения к подъему производства Классификация кризисов
- Экономический цикл
- Россия: кризис 1990-х годов
- 2. Безработица и занятость Кто является безработным
- Причины и виды безработицы
- Политика занятости
- 3. Инфляция и устойчивость денежного обращения Цена инфляции
- Макроэкономические факторы инфляции
- Инфляция и безработица
- Макроэкономические регуляторы инфляции
- Литература
- Глава 22. Регуляторы национального хозяйства
- 1. Рыночный механизм регулирования Существо макроэкономического регулирования
- Рыночный механизм саморегулирования
- Крах модели рыночного саморегулирования
- 2. Модель государственного регулирования рыночной экономики Кейнсианская концепция
- 3. Роль рынка и государства в распределении национального дохода
- Распределение доходов в свободной рыночной экономике
- Распределение доходов в социально ориентированной экономике
- Индекс человеческого развития в ряде стран в 1998 г.
- 4. Смешанная система управления национальным хозяйством Противоборство взглядов
- Смешанное регулирование и его варианты
- 5. Преобразование системы управления в Российской Федерации Командно-административная система
- Путь к новой системе регулирования
- Литература
- Глава 23. Государственный бюджет и фискальная политика
- 1. Финансовое регулирование Финансы и их роль
- Фискальная политика
- 2. Государственный бюджет Сущность и роль бюджета
- Бюджетный дефицит и профицит
- Изменения дефицита государственного бюджета в ряде крупных промышленно развитых стран
- Российский бюджет
- Литература
- Раздел VI
- Новый этап интернационализации производства
- 2. Интернациональные экономические отношения
- Миграция капитала и рабочей силы
- Международная миграция, человек
- Экономическая интеграция
- 3. Современные международные торговые и валютные отношения Новые тенденции в международной торговле
- Структура мирового экспорта, %
- Валютный курс
- 4. Глобализация мирового хозяйства: тенденции и противоречия Сущность и тенденции глобализации
- Новое в экономическом росте в 1990-х годах
- Глобальная демографическая проблема
- Данные о народонаселении ряда стран
- Проблема бедности развивающихся стран
- Валовой внутренний продукт некоторых стран в 1996 г
- Уровень бедности в отдельных странах
- Планетарная экологическая проблема
- Литература