logo
Борисов_ / Борисов_

Нетрудовая теория стоимости

Австрийская школа предельной полезности (ее основатели К. Менгер, О. Бём-Баверк и Ф. Визер) дала объяснение ценности и цены благ и услуг с позиции экономической психологии покупателя, потребителя полезных вещей. Основные положения их теории таковы.

1. Полезность нельзя отождествлять с объективными свойствами блага. Сам покупатель дает субъективную оценку роли определенного блага в удовлетворении его личных потребностей. Ценность блага сводится к пониманию человеком значения потребляемой вещи для его жизни и благосостояния.

В этом утверждении имеется определенная доля истины. Даже в одной семье люди придают тому или другому благу разную ценность для своей жизни и благосостояния. Ведь не случайно сложились поговорки: «О вкусах не спорят», «На вкус и цвет товарища нет».

2. Полезные блага подразделяются на два вида:

а) имеющиеся в безграничном количестве (вода, воздух и т.п.). Эти вещи люди могут не считать полезными для себя, поскольку они имеются в таком избытке, который не нужен для удовлетворения человеческих потребностей;

б) являющиеся относительно редкими и недостаточными для насыщения сложившихся потребностей в них. Именно этим благам приписывается ценность.

На практике, пожалуй, важно, что сравнительная редкость благ должна приниматься в расчет при установлении цен. Именно так это происходит, например, при ценообразовании на продукцию земледелия, поскольку имеется сравнительно мало хороших по качеству земельных участков. Еще в большей мере уникальность некоторых благ оказывает воздействие на цены, когда на аукционах продаются раритеты (редкие ценные вещи).

Однако редкость экономических благ может быть преодолена, особенно в условиях научно-технической революции, создающей полезные вещи, которые превосходят природные продукты. Профессора К. Макконнелл и С. Брю пришли к выводу, что «технический прогресс меняет нашу прежнюю характеристику проблемы экономии. Повышая эффективность производства, технический прогресс позволяет обществу производить больше товаров при неизменном количестве ресурсов». (Макконнелл К.Р., Брю С.Л.Экономикс. М, 1999. С. 34.)

3. В процессе личного потребления действует закон убывающей полезности. Согласно этому закону степень удовлетворения потребности одним и тем же продуктом, если мы непрерывно продолжаем им пользоваться, постепенно уменьшается, так что, наконец, наступает насыщение. Известно, что проголодавшийся человек с большим аппетитом съедает первый кусок хлеба. Затем с каждым новым куском утрачивается полезность хлеба, до тех пор пока пропадает желание есть этот продукт. Все съеденное количество хлеба образует величину насыщения.

4. Ценность блага определяет предельная полезность, т.е. субъективная полезность «предельного экземпляра», удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в продукте данного рода.

Предельная полезность, а следовательно, и ценность блага, зависит от «запаса» (наличного количества) данного продукта и потребности в нем. Если при неизменной величине потребности увеличивается «запас», то предельная полезность вещи снижается. Когда «запас» уменьшается, то предельная полезность и ценность возрастают. Все это сказывается на величине рыночной цены продукта, которая зависит от его предельной полезности.

Данное положение оправдывается на практике лишь частично, поскольку рыночная цена зависит не только от покупателя, но и от продавца.

Как видно, основные положения теории предельной полезности отражают экономические связи, которые можно представить в формуле «потребитель – потребность – полезность – благо – его ценность – цена». Так, по-видимому, можно оценивать товар и рыночные отношения со стороны покупателя, потребителя.