logo
Борисов_ / Борисов_

1. Фирма: организация и управление Кто такой предприниматель

О современной фирме можно судить прежде всего по предпринимателю. Предприниматель - это инициативный человек, который берет на себя ответственность и риск за дела на предприятии. Чтобы разобраться в существе его деятельности, следует рассмотреть все виды предпринимательства. Предпринимательство можно классифицировать по двум основаниям: масштабам и характеру деятельности.

1. По масштабам инициативная деятельность подразделяется на следующие виды.

Индивидуальное предпринимательство — любая созидательная деятельность одного человека и его семьи (создаются торговые лавки, небольшие аптеки, химчистки и т.п.).

Коллективное предпринимательство — полезным делом занят какой-то коллектив. Оно включает мелкий и средний бизнес (в США к мелкому бизнесу относят предприятия с числом работников до 500 человек, в нашей стране — с существенно меньшим); крупный бизнес — как правило, огромные акционерные общества, насчитывающие тысячи человек.

2. По характеру предпринимательский труд имеет несколько форм. Некоммерческое предпринимательство — не связанное с продажей продукции ради обогащения. Такая благотворительная деятельность ведется культурно-просветительными и другими организациями. Например, в США - 3/4 семей делают взносы на подобные цели.

Коммерческая деятельность, или бизнес (англ. business — дело), — занятие, приносящее доход. В нее входят: непроизводственный бизнес — профессиональный спорт, концертная деятельность и т.п.; торговый бизнес — на предприятиях торговли; бизнес в сфере услуг, например, туристический сервис, юридическая контора; производственный бизнес — доходное дело на предприятиях в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и др.

Предпринимательство может проявляться в любой хозяйственной системе. Оно может быть и на государственном предприятии. Однако здесь инициатива руководителя фирмы ограничена жесткими рамками приказов и инструкций вышестоящих органов. В условиях рынка успех приносит совершенно иной тип предпринимательства. Как для жизни каждого человека нужен кислород, так для бизнесмена важна свобода хозяйственной деятельности, т.е. возможность по своему усмотрению использовать принадлежащее ему, арендуемое или переданное в пользование имущество, свобода определять, что и как производить, выбирать поставщиков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, оставшейся после уплаты налогов, и решать иные производственные вопросы.

В последние десятилетия приватизация государственных предприятий и рост производства на Западе значительно расширили предпринимательскую деятельность. По сравнению с 1960-ми годами общее число бизнесменов выросло в Японии в 2 раза, в США — более чем в 2,5 раза.

Численный рост зачинателей новых хозяйственных дел сочетается с повышением роли функций, выполняемых организаторами бизнеса.