logo
Борисов_ / Борисов_

2. Социально-экономические формы продуктов. Натуральный продукт

Всякий продукт натурального производства имеет единственное свойство – полезность, т.е. способность удовлетворять какие-то потребности людей.

Важно обратить внимание на то, что полезность – это все, что удовлетворяет любые действительные потребности. Сами же потребности могут порождаться как биологическими нуждами, так и духовными запросами.

Каждое материальное благо имеет, как правило, не одну, а множество полезностей, или, образно говоря, «пучок полезностей».

Так, домашняя хозяйка хорошо знает, сколько разных блюд она может приготовить, скажем, из куска мяса. По мере развития современной науки и технологии производства в природных веществах открывается все возрастающее количество полезных качеств.

Полезные свойства вещей производители и потребители материальных благ выявляют и оценивают по-разному. Изготовители продуктов в первую очередь применяют объективную оценку их вещественных свойств, позволяющих получить нужную полезность. Так, в железной руде определяется количество содержащегося в ней извлекаемого железа и других составных частей. Если количество полезных веществ в продуктах возрастает, то это повышает их качество, а тем самым увеличивает их полезность. Об этом могут судить покупатели многих пищевых товаров, на упаковках которых указываются содержащиеся в них полезные элементы.

Потребители довольно часто придерживаются своих субъективных оценок пользы материальных благ, подчас пренебрегая их объективными качествами. Они смотрят на натуральные продукты с точки зрения личных запросов, вкусов и предпочтений. Разве каждый из нас не проявляет свою привязанность к выбору какого-то вида и сорта чая, кофе? Здесь встречаются и уникальные случаи. В Китае у малочисленной народности мяо любимое блюдо – приготовленные с изыском бамбуковые крысы с гарниром из молодого бамбука.

В натуральном хозяйстве круг полезных продуктов, создаваемых для внутреннего потребления, очень ограничен. Иное дело - во втором роде производства. Здесь не только резко возрастает количество и разнообразие производимых продуктов, но изменяются также их свойства. Все это позволяет лучше удовлетворять личные запросы и выбирать из всего многообразия благ наиболее предпочтительные для каждого человека полезные вещи.