logo
Борисов_ / Борисов_

Закон цены по предложению

Поменяем местами причину и следствие в графиках уже рассмотренных рыночных процессов.

Теперь независимой переменной (причиной) будет выступать предложение, а зависимой (следствием) – цена. Иначе говоря, речь пойдет о том, как – при прочих одинаковых условиях – предложение продавцов влияет на рыночную цену.

Предыдущее рассмотрение законов рынка позволяет нам понять, что если спрос покупателей остается неизменным, то большое увеличение объема предложения (допустим, тех же яблок) отрицательно скажется на рыночной цене. Ведь в таком случае покупатели не смогут приобретать все возрастающее количество продуктов, цены на которые все время повышались бы. То есть будет достигнут прямо противоположный результат по сравнению с действием закона предложения по цене.

Стало быть, закон цены по предложению выражает следующую количественную зависимость: чем выше предложение товаров, тем меньше уровень цены. И наоборот: рыночная цена будет расти при уменьшении предложения.

Эта зависимость наглядно представлена на графике (рис. 9.4). По вертикальной оси откладываются величины объема определенного товара, предлагаемого продавцами. На горизонтальной оси показано увеличение уровня рыночной цены за единицу товара. Кривая ЦпЦп показывает закономерное изменение уровня цены по предложению.

На практике действие закона цены по предложению проявляется при таком повышении рыночной цены, которое получило название «инфляция издержек». В этом случае имеется в виду вздорожание стоимости товаров, происходящее в результате уменьшения рыночного предложения продавцов. Причиной этого явления служит повышение уровня заработной платы, цен на сырье и другие ресурсы. При этом сокращаются объем производства в натуральном выражении и занятость (увеличивается безработица).

Наконец, рассмотрим динамику рыночной цены в зависимости от спроса покупателей.